Страница 1 из 4

FAQ по обледенению и прочим метеоявлениям.

Добавлено: 17 дек 2008, 00:13
Jan
Буду просить помощи.
1. Что такое обледенение?
2. Что такое туман?
3. Что такое "точка росы" и зачем она нужна? Туман - это и есть место точки росы?
4. Как оценить вероятность обледенения при данных погодных условиях? Что такое ВНГО и куда это заталкивать?
5. Где вероятность "поймать" обледенение выше всего?
6. Как распознать начинающееся обледенение?
7. Можно ли обледенеть при ясной погоде, на глиссаде, у земли?
8. От чего зависит обледенение?
9. Что такое "преохлажденный дождь"?
10. Способы борьбы с обледенением?
11. Отличия обледенения на самолете и на вертолете?


Надо учитывать два варианта:
1. Вылет из места, где можно хоть как-то получить прогноз, посмотреть данные.
2. Вылет из места, где под рукой только мобильный телефон и ничего более.

Для обоих случаев описать процесс понимания - будем сегодня обледеневать, где, на каких высотах и с какой вероятностью. :)
Умные слова вроде "туманы адвективные, радиационные или испарения" - не писать. Аэрологические диаграммы с сухими адиабатами тоже не применять :)

Тут - http://meteocenter.net/meteolib/ww.htm можно найти понимание "ливневых дождей" и прочих терминов.

В качестве задела - потом разбросаю по местам:


Туман - явление погоды. Точка росы - метеовеличина (метеоэлемент), физическая величина. ВНГО - высоты нижней границы облаков. В обиходе - "нижний край".

Важна не сама по себе точка росы, а дефицит точки росы (разность между температурой воздуха и точкой росы).

Если дефицит 1° и меньше, возможен туман (но не всегда он есть). При дефиците 1-2° - дымка. Чем больше дефицит ТР, тем лучше условия и видимость. Летнее обледенение возможно на больших высотах, где температура и летом может быть ниже нуля. Но легкая авиация на таких высотах не летает.

Кроме того, дефицит позволяет грубо оценить минимально возможную в данных условиях ВНГО (нижний край облаков). При дефиците 1° ВНГО примерно 100 м, при 2° - 200 м и т.д. При дефиците более 15° облака находятся на высоте более 1500 м - "условия хорошие" (CAVOK).

Точкой росы называется температура, при которой содержащийся в воздухе водяной пар при постоянных общем атмосферном давлении и удельной влажности становится насыщенным. То есть относительная влажность становится 100%.

Обледенение наблюдается в облаках при Т от 0° до -15°, то есть в основном на небольших высотах (в осенне-зимний период). Пример - для наглядности - температура -1°, ТР -5°- обледенения нет. НО при той же температуре, если ТР= -1°...-2°, начинается конденсация водяных паров, и образующиеся капельки воды немедленно замерзают на поверхности. Начинается обледенение. Интенсивность, форма кристаллов - куча метеорологических параметров, которые можно найти по упомянутой ссылке. Еще один момент - любые взвеси в воздухе (дым, пыль, смог, мелкий песок) снижают дефицит точки росы на 1°, т.к. конденсация водяного пара при наличии т.н. гигроскопических ядер конденсации возможна и не при 100% влажности. Классический пример - образование тумана в приземном слое - помимо прочих условий, туманы возникают в наиболее насыщенном мелкими частицами приземном слое. Это необходимо учитывать, проходя мимо населенных районов, крупных городов и прочая.

Обледенение зависит от ряда параметров - скорость, выступающие детали (штыри, что-угодно), которые начинают обледеневать первыми и сразу. Процесс это не одномоментный. Меньше 5 минут практически не бывает. Ну, тут как повезет уж. Я имею ввиду - до предкритического состояния.

Добавлено: 17 дек 2008, 00:23
Jan
На том же сайте можно найти карту "точки росы" по большой площади. Данные даются в приземном слое - на высоте 2 метров. Далее нужно посмотреть температуру (прогноз) и уже будет понятно, что где.

Добавлено: 17 дек 2008, 00:33
lt.ak
Jan писал(а):2. Что такое туман?
согласно определению данном в FAA-H-8083-25A - туман это облако нижняя граница которого находится в менее чем 50-ти футах от поверхности ... ;-)

Добавлено: 17 дек 2008, 00:43
Jan
Ну да, так и есть - туман и облако - одно и то же. :)

Как не взлетая определить ВНГО.

Добавлено: 18 дек 2008, 07:44
Алексей 2
Может кому пригодится. Когда мы с Гари ехали на аэродром в надежде долететь до Волжанки, казалось, что кромка на 500 м. Но взлетев оказалось, что она на 70 м. Когда мы ехали назад, то казалось что ВНГО всё же высоко. Короче.
Если видно как дымы-пары из труб уходят высоко, то всё нормально. А если дымы или пары растворяются в облаках, то видно эту самую кромку.

Добавлено: 18 дек 2008, 08:05
Ton
Нужно прежде чем ехать на аэродром заглянуть на какой-нибудь сайт погоды. :D

Добавлено: 18 дек 2008, 08:45
Jan
казалось, что кромка на 500 м. Но взлетев оказалось, что она на 70 м
Алексей, я тебя прошу - перед вылетом заходишь на сайт - смотришь ту самую точку росы, температуру и понимаешь, сколько на самом деле ВНГО. Ну блин, нигилист :)

Добавлено: 18 дек 2008, 17:17
Алексей 2
Ton писал(а):Нужно прежде чем ехать на аэродром заглянуть на какой-нибудь сайт погоды. :D
Увы! Если бы сайты погоды были верны! В тот день Шереметьево обещало видимость 4000 м.

Добавлено: 18 дек 2008, 17:18
Алексей 2
Jan писал(а):
казалось, что кромка на 500 м. Но взлетев оказалось, что она на 70 м
Алексей, я тебя прошу - перед вылетом заходишь на сайт - смотришь ту самую точку росы, температуру и понимаешь, сколько на самом деле ВНГО. Ну блин, нигилист :)
Ян, спасибо! Я всё понял.

Добавлено: 18 дек 2008, 17:45
Gary
Ton писал(а):Нужно прежде чем ехать на аэродром заглянуть на какой-нибудь сайт погоды. :D
Ага, при том что все общеизвестные сайты погоды дружно говорили, что в Москве уже как 2 недели уже солнце светит, то веры нет никому.
Вот Ян только выложил инфу по этому поводу, так и хотелось сказать : Ну где ж ты раньше то был??

Добавлено: 18 дек 2008, 17:47
Gary
Jan писал(а): Ну блин, нигилист :)
И ваще мы тут на разведку погоды летали... дважды.... :lol: :lol: :lol:

Добавлено: 18 дек 2008, 17:52
Jan
Погодй надо пользоваться не на ГИСметео, а по ссылкам. Ну да ладно. Разведка погоды - это как голой ж... тепературу сковородки проверять. Можно, но обжигает, если не очень быстро.. :)

Добавлено: 18 дек 2008, 18:07
Gary
Jan писал(а):Можно, но обжигает, если не очень быстро.. :)
На Птенце особо не разгонишься, так что обошлось. :lol:

Добавлено: 18 дек 2008, 19:19
Ton
Gary писал(а):
Jan писал(а): Ну блин, нигилист :)
И ваще мы тут на разведку погоды летали... дважды.... :lol: :lol: :lol:
Лучше б к шаману сходили :D

Добавлено: 19 дек 2008, 05:58
Алексей 2
Ton писал(а):
Gary писал(а):
Jan писал(а): Ну блин, нигилист :)
И ваще мы тут на разведку погоды летали... дважды.... :lol: :lol: :lol:
Лучше б к шаману сходили :D
Шаман на месте прибытия так же подтвердил хорошую погоду.