Для тех, кому интересно слетать из России в Украину. Обобщу кратко.
Планировали слетать в Одессу. Готовиться начал за неделю, решив самостоятельно получить разрешение Украины на международный нерегулярный полет. Все нужные для запроса разрешения данные есть в АИПе Украины, но они все неправильные:-)
Правильный телефон +380 44 3515343
Правильный мейл
ckp.intl@avia.gov.ua
Правильная форма запроса:
REQUEST FOR OPERATING AN INTERNATIONAL NON-SCHEDULED FLIGHT
TO/FROM AIRPORTS OF UKRAINE
FROM:
TO: C.A.A.OF UKRAINE
AA: STATE OF REGISTRATION OF A/C
BB: AIR COMPANY /AIR CARRIER/ NAME AND ADDRESS, PH/FAX
CC: OWNER OF AIRCRAFT
DD: TYPE OF A/C, MTOW, REG.MARKS,FLIGHT NB OR C/S
EE: DOF, (4-letter code of ICAO)ADEP/ETD, ADES/ETA (UTC TIME)
FLT ROUTE VIA UKRAINIAN FIR
DOBF, (4-letter code of ICAO)ADEP/ETD, ADES/ETA (UTC TIME)
FLT ROUTE VIA UKRAINIAN FIR
FF: PURPOSE OF FLT ,NBR OF PAX/STATUS/,CARGO,RECEIVING PARTY,PH
GG: ARMS,FOTO OR ANY MIL EQUIPMENT ON BOARD
HH: INSURANCE OF THIRD PARTY
NAME OF INSURANCE COMPANY
NBR OF INSURANCE CERTIFICATE
SUM IN USD OR EUR
PERIOD OF INSURANCE FROM... TILL ...
II: RMK ADDITIONAL INFORMATION
SIGNATURE OF APPLICANT, CONTACT PHONE.
Все остальное в АИПе более-менее правильно. Никаких сканов документов никому никуда слать не надо.
В отделе, выдающем разрешения, работают два сотрудника, которые:
- очень разные по отношению к апликантам - один крайне раздраженный и недружелюбный, другой спокойный и желающий помочь и подсказать
- никогда не представляются
- редко подходят к телефону
- никуда не спешат
- не любят тех, кто запрашивает разрешение напрямую, и настойчиво рекомендуют обращаться в Стримлайн или в его украинский аналог.
К концу 3-го дня общения я получил разрешение на свой борт с нужным мне маршрутом туда и обратно с входом в Украинское ВП на высоте 400 м и дальнейшим маршрутом ДЦТ в классе G до международного аэродрома первой посадки. И ДЦТ в G до конечного пункта тоже, кстати. Никаких трасс "открытых для международных полетов и/или по согласованию с ФСБ".
Ремарка номер 1. Рекомендую из Москвы идти на границу через Курск (Восточный) УУОК - от него идет трасса KR845 на точку ORTOG, которая и у нас, и в Украине позволяет пересекать границу не на эшелоне. Аэропорт работает достаточно быстро, таможня-граница знают, что им с нами делать, сборы копеечные, если вы летите в дни регламента. Вне регламента (сб-вс) сборы сильно дорожают, но все обеспечивается. Керосин есть, но нужно заранее договариваться с его продавцом - Аэрофюэлз. Бензина нет, но без проблем дают завезти свой на перрон.
За 2 дня до вылета вдруг выяснилось, что летим не одним бортом, а 3-мя. Двое новобранцев отправились за разрешением в Стримлайн и вскоре его получили. Важно помнить, что разрешение выдается только на маршрут ТУДА И ОБРАТНО и совершенно не дает права летать в классе G когда и где захочется за пределами аэродромов/вертодромов, указанных в разрешении. И вообще, все пункты взлета/посадки в разрешении должны иметь четырехбуквенные индексы ИКАО.
В первый украинский международный аэропорт прибыли с 2-часовым опозданием (один пассажир забыл дома паспорт, ждали, пока водитель привезет). Маячила перспектива полета в темноте до конечного пункта назначения (УКОЕ, Одесса-Гидропорт или Одесса-Лиманское, я так и не выяснил, как правильно). Мнения экипажей разделились - одни были готовы идти по темноте, другие совсем не хотели. Сначала наши споры попытался прекратить днепропетровский зональный центр (у них это военные), заявив, что никаких ночных полетов VFR он не позволит и отправит нас на FL080 строго по ВТ чтобы нам покомфортнее было. Ибо нефиг - ночные VFR в Украине запрещены. Жаркая дискуссия, подкрепленная консультациями с kievlyanin насчет возможности ночных полетов (возможны без проблем), привела к тому, что сначала надо получить разрешение от Укравиаадминистрации на полет не в ранее заявленный пункт назначения УКОЕ (не работает в темное время), а в аэропорт Одесса-Центральный, работающий круглосуточно. А уж после внесения изменения в наш утвержденный и разрешенный маршрут будем "что-то думать" насчет вашего ночного VFR.
Вместо разрешения на изменение конечного пункта маршрута от Укравиаадминистрации (в лице то ли злобного, то ли дружелюбного сотрудника ЦКП - не знаю, какого именно, Стримлайн запрашивал) получили категорический отказ на ночной полет без каких либо комментариев. Заночевали в Кривом Роге.
Ремарка номер 2. Система управления ВП в Украине повеселее нашей.
Есть Укравиаадминистрация (аналог Росавиации), отдел которой ЦКП (видимо, центр координации полетов) выдает разрешения на международные полеты.
После получения такого разрешения информация о вашем рейсе поступает в ЦДС (полагаю, центр диспетчерского сопровождения), который выдает ИВП РАЗРЕШЕНО на ваши полеты.
После этого УкрАвиаЦентр включает ваши рейсы в суточный план.
После этого ЗЦ (военные) ваши рейсы "обеспечивают" и "выдают условия". Как обычно - в запретные не входить, тщательный анализ метеоусловий.
После этого до взлета и после посадки надо доложиться ПВОшникам.
И всем им надо звонить! Надо знать все телефоны (особенно весело, когда всю страну насквозь пролетаешь) и особенно это приятно делать перед полетом - пилотировать потом сил уже нет, одни нервы. И ни на какой Стримлайн это не повесишь, они из своего московского офиса ни в какое ПВО Одессы звонить не станут.
На следующее утро спокойно дошли до Одессы. Приземлившись, поняли, что обратно домой на следующий день идти не хотим, а хотим еще залететь в Ялту, где говорили про хорошую погоду (в Одессе весь день шел дождь с грозами и штормами). Было понятно, что никто нам не даст разрешения на полет на вертодром Ялты не имеющий 4-букв ИКАО (раньше, кстати, имел, лишился сертификата почему-то). Значит, надо идти просто в классе G - Одесса-Гидропорт находится в G, Ялта тоже в G. Задача простая - по пути не вляпаться в класс С, для входа в который нужно не только диспетчерское разрешение в полете, но и флайт-план, в отличие от России. А флайт-план нам не утвердят, тк у нас нет разрешения, и вообще мы иностранные борта. Пообщались с местными пилотами, узнали, как они ходят в Ялту по G. Радостно уехали с аэродрома, решив вылететь пораньше утром.
Ремарка номер 3. ВП Украины организовано исключительно правильно, абсолютно по-европейски. К слову, и АИП Украины лежит на сайте Евроконтроля, доступный всем и каждому. Ерунда, что с ошибками.
В ВП есть классы C, D и G. Может, и другие есть, не заметил. Есть контролируемое пространство в виде CTR и TMA аэропортов, есть неконтролируемое в виде G везде, где не С и до 1500 м, есть запретки, зоны ограничений, зоны Danger и тд. Все высоты в футах, радиообмен на русском и английском. Все просто и понятно. ПИО и диспетчерское обслуживание крайне вежливое и доброжелательное. Никаких МВЛов и маршрутов ниже нижнего, только VRP для удобства.
Утром выяснилось, что Одесский зональный в лице подполковника какого-то совершенно не понимает, как это 3 иностранных борта пойдут в классе G без плана из Одессы в Ялту? Нет, пусть идут, конечно, но только с флайт-планом. А чтобы его обеспечить, надо получить ИВП РАЗРЕШЕНО, а чтобы его получить, надо получить разрешение Укравиаадминистрации. А чтобы его получить, надо ее об этом попросить. "И что вы мне звОните? Вас Стримлайн обеспечивает, вот пусть он у нас и запрашивает разрешение на ваш полет в Ялту из Одессы. Мне все равно, куда вы летите, запрашивайтесь по форме, мы разрешим". Улетели через 3 с половиной часа.
Побережье ЮБК очень красивое даже в шторм, заход на вертодром в Ялте крайне сложный, впечатлений море, все довольны.
Ремарка номер 4. С топливом в (или на) Украине непросто. Керосин есть во всех аэропортах, стоит примерно как у нас. В Ялте тоже есть, но стоит как на курорте. Бензина нет нигде, то есть он есть везде, но как-то невнятно. И стоит как у нас. Из Киева могут привезти в любую точку, могут запустить на перрон международного аэродрома, но не каждого - Днепропетровск УКДД категорически не смогли договориться, но на окраине города есть площадка Подгороднее УКДЬ, где спокойно заправили борта 100LL. В Ялту везли бензин из Одессы. Многие летают на автомобильном.
Обязательно полетим туда еще.