Как сделать успешный аэроклуб или авиапредприятие в сфере АОН?
Одной из важных составляющих развития АОН является (помимо многого прочего) привлекательность этого направления для целей бизнеса. Реально ли создать не просто выживающее или самоокупающееся предприятие, а предприятие успешное, развивающееся!? Реально. И мы видим, что такие примеры на нашем рынке (назовем его так) есть. В московском регионе из успешных знаю, правда, только вертолетные компании
Истра/Авиамаркет (Буньково) и
АэроСоюз (Волен). Во всероссийском масштабе и вовсе только
ЧелАвиа задает тон. С ЧелАвиа, правда, мне не совсем понятно чистая ли там экономика с точки зрения самоокупаемости. Мне известно, что компания строилась не с нуля, а как еще одно направление деятельности крупного и успешного транспортного предприятия. А я хотел бы поговорить, можно ли на рынке АОН не только существовать, но и развиваться на собственные деньги, зарабатываемые с этого же рынка (то есть без крупных сторонних инвестиций).
Я проанализировал какие есть пути к успешному бизнесу в этой сфере... Пока вижу, что все успешные предприятия АОН "берут" своей комплексностью. Очевидно, что выживать и развиваться можно только комплексным, многосторонним подходом:
- первоначальное обучение и переучивание летного состава
- продажа авиатехники
- авиационно-техническая база, сервисное обслуживание
- услуги базировки
- дополнительные сервисы
Похоже, что это и есть пять пальцев, составляющих кулак успешного предприятия АОН. Если хоть чего-то не хватает - это уже предпосылка к возможным проблемам. Если не хватает двух-трех составляющих - предприятие не сможет успешно развиваться. Если в наличии только что-то одно - это уже не бизнес, а выживание. Остановлюсь поподробнее на каждом из пунктов...
- I. Насколько геморройно и затратно учить людей - не мне тут рассказывать. Одна только авиатехника стоит столько, что "мама-не-горюй". А иметь в парке только одно ВС - это не серьезно. Не говоря уже о том, что чтобы делать это легально на базе собственного АУЦа, это вообще отдельный большой труд.
II. Сама по себе продажа авиатехники - вроде бы дело не пыльное, но только на первый взгляд. Сами продажи достаточно редки и эпизодичны, пока (увы) в России не могут составлять "конвейер" финансов, а содержать людей, помещения, участвовать в дорогих выставках и размещать рекламу на что-то надо. Одна только сертификация ВС чего стоит. В этом плане более-менее "повезло" только вертолетчикам. Оседлав отсутствие аэродромной базы и неразвитость наземной инфраструктуры, они практически переключили на себя весь поток людей, желающих купить воздушное судно. Самолет очень непрактичен в Российских условиях и он сильно уступает вертолету по части утилитарности использования.
III. АТБ практически не может существовать сам по себе, в вакууме, в отрыве от продаж авиатехники. Это и правовые вопросы, это и клиентская база. Чисто технические предприятия смогут самостоятельно существовать только, когда наберется критическая масса авиапарка в стране (как с автомобилями). Да и то, дорогой автомобиль не станешь ремонтировать в "просто сервисе", а хочется, чтобы он был фирменный, авторизованный. А авиатехника - это всё намного ответственнее и дороже.
IV. Предоставляя только услуги базировки, в принципе существовать можно. Но только в том случае, если это аэродром, желательно с ИВПП. Перед моими глазами пример Северки... Но этот бизнес в своем чистом виде больше похож на риэлтерский (сдача в аренду), да и развивать его в сетевом масштабе затруднительно.
V. В дополнительные сервисы я бы включил такие вещи, как выброска парашютистов, покатушки влюбленных парочек и вообще туристическо-развлекательные задачи, взаимовыгодное взаимодействие со СМИ (как минимум - бартер на рекламу) и т.д.
Таким образом, любой человек (владелец), ставящий перед собой амбициозные цели в АОНе, обязан думать обо всех пяти основных составляющих. Возьмем, к примеру ЧелАвиа... Обучение проводится? Безусловно! Более того, имеются договора с авиакомпаниями и осуществляется работа с курсантами на базе собственного АУЦа. Продается авиатехника? Безусловно - самолеты Tecnam. Есть ли АТБ? Безусловно - техсервис и обслуживание самолетов Tecnam. Если ли услуги базировки? Безусловно - имеется даже свой аэродром с инфраструктурой. Есть ли допуслуги? Безусловно, все вышеперечисленные. Олег (глава ЧелАвиа) - большая умница. Всё делает правильно. Мы не знакомы лично, но я ему виртуально жму руку.
Возьмем другой пример, находящийся у меня перед глазами - Истра/Авиамаркет (Буньково). Опять же, всё вышеупомянутое имеется в наличии! И обучение, и продажа вертолетов, и АТБ, и базировка, и всё прочее. И что в результате? В результате отличное, развивающееся предприятие АОН.
Но у меня на глазах есть и другие примеры того, как при отсутствии некоторых составляющих, бизнес приходит в упадок, едва сводит концы с концами, находится на грани выживания. Не будем протягивать указующий перст, но одно только всеобщее убеждение, что "на авиации не заработаешь" лишь подтверждает мою мысль.
Да, входной билет в этот бизнес довольно дорогой. Как говорят, высокий порог вхождения в бизнес. Я его оцениваю в цифру около 5 млн. долл. что для российских реалий и для простых людей, отлученных от скважин и заводов, цифра запредельная. Не стоит говорить и о том, что приходить в банки с бизнес-планом по предприятию АОН для испрошения кредита просто смешно - они даже не поймут о чем идет речь. Так что, все пока держится либо на энтузиастах с деньгами (вроде ЧелАвиа), либо на тех, кому повезло оказаться в нужном месте, в нужное время и вырасти самим.
Вывод... Сделать успешное предприятие АОН возможно. И по-видимому, мы еще будем свидетелями появления таких предприятий. Другое дело, что подходить к этим вопросам надо не с точки зрения любительщины, а как к нормальному бизнесу, работающему по обычным бизнес-законам. И идти тут надо не снизу вверх (от штурвала и пропеллера к предприятию), а сверху вниз, относясь к этому делу, как к нормальному бизнес-проекту. Увы, уже без романтического флёра.