Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
или вот ещё перл - "а дальше всё ... зона посадки" ... ... похоже таки долбануло ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Там перлов и без этого достаточно... Ну что пристали? Грамотное ухо отфильтрует и поймет о чем речь, а "колхозу" и так пофигу.
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Вопрос исключительно из праздного любопытства: а как получилось, что у вас больше приборного налета на вертолете, чем визуального? Как-то необычно. Рейтинг приходится получать, я понимаю, в Америке без него никуда, но real IFR и там мало кто летает.vova_k писал(а):При том, что у меня налета по приборам больше, чем визуального...
"Вот вы: все вы здесь валютчики! Обращаюсь к вам как к специалистам - мыслимое ли это дело?
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 199
- Зарегистрирован: 03 май 2009, 15:09
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Господа, хочу вернуться к теме полетов ночью.
Несколько дней назад выполняя полет ночью в метеоусловиях нижняя кромка метров 500 горизонтальная видимость больше 7 км, местность тайга-болота, одна деревушка на 30 км, практически сразу после взлета двумя бортами (я ведомый) попал в приборные условия полета. Имея ночного налета около 18 часов в МВЗ и часов 20 под шторкой. Видать сказалось моя недоученость, летал ночью всегда в довольно хорошо освещенной МВЗ не испытывая ни каких проблем, и вообщем то не оценивал как это будет если снизу тайга. А получилось это так:
Первый борт взлетел, я выждал когда будет интервал метров 70 взлетел за ним, и по привычке начал побыстрее набирать высоту, что бы оказаться на безопасной. Как луч фары перестал доставать до земли (первые секунд 12 полета) я его выключил и увидел следующее. В абсолютной черной темноте, ко мне приближается как бы "висящий" вертолет ведущего, причем что вниз бесконечность, что в право, что вверх, что влево - абсолютно сюрреалистичная картина. Первая мысль - влип по самые ....., вторая что надо хотя бы не столкнуться с ведущим, все это секунды. Перевел вертолет в набор (пока не по приборам) а по ориентации на конус ведущего , ну и как то пролетел над ним. Далее выровнил пространственное положении, был крен градусов 30 с набором, доложил ведущему что я лечу по приборам. Далее набрал 300 отлетел на 5 км плавненько развернулся на 180 градусов и вернулся на точку. Километра за 2 увидел огни площадки. Площадка была хорошо освещена и заход на нее проблем не вызвал. Ведущий вернулся сразу после моего доклада. В процессе этого действа мозг работал как то странно, одна часть управляла вертолетом, другая без страха, но очень как то тоскливо сожалела о себе "ну кажись усе....".
Вообщем итого: тренируйте шторку - это вам спасет жизнь!!! Как бы Вы не планировали что Вы туда не попадете - попадете, рано или поздно, жизнь так устроена. Да и вообще надо постоянно тренировать основные навыки шторка, авторотация, отказы. Особенно если летаете ночью в IF попасть как делать нечего.
Несколько дней назад выполняя полет ночью в метеоусловиях нижняя кромка метров 500 горизонтальная видимость больше 7 км, местность тайга-болота, одна деревушка на 30 км, практически сразу после взлета двумя бортами (я ведомый) попал в приборные условия полета. Имея ночного налета около 18 часов в МВЗ и часов 20 под шторкой. Видать сказалось моя недоученость, летал ночью всегда в довольно хорошо освещенной МВЗ не испытывая ни каких проблем, и вообщем то не оценивал как это будет если снизу тайга. А получилось это так:
Первый борт взлетел, я выждал когда будет интервал метров 70 взлетел за ним, и по привычке начал побыстрее набирать высоту, что бы оказаться на безопасной. Как луч фары перестал доставать до земли (первые секунд 12 полета) я его выключил и увидел следующее. В абсолютной черной темноте, ко мне приближается как бы "висящий" вертолет ведущего, причем что вниз бесконечность, что в право, что вверх, что влево - абсолютно сюрреалистичная картина. Первая мысль - влип по самые ....., вторая что надо хотя бы не столкнуться с ведущим, все это секунды. Перевел вертолет в набор (пока не по приборам) а по ориентации на конус ведущего , ну и как то пролетел над ним. Далее выровнил пространственное положении, был крен градусов 30 с набором, доложил ведущему что я лечу по приборам. Далее набрал 300 отлетел на 5 км плавненько развернулся на 180 градусов и вернулся на точку. Километра за 2 увидел огни площадки. Площадка была хорошо освещена и заход на нее проблем не вызвал. Ведущий вернулся сразу после моего доклада. В процессе этого действа мозг работал как то странно, одна часть управляла вертолетом, другая без страха, но очень как то тоскливо сожалела о себе "ну кажись усе....".
Вообщем итого: тренируйте шторку - это вам спасет жизнь!!! Как бы Вы не планировали что Вы туда не попадете - попадете, рано или поздно, жизнь так устроена. Да и вообще надо постоянно тренировать основные навыки шторка, авторотация, отказы. Особенно если летаете ночью в IF попасть как делать нечего.
" светило солнышко и ночью и днем. Не бывает атеистов в окопах под огнем "
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Проблема вертолетного полета в том, что шторка - это лишь весьма условный тренинг, типа как компьютерный симулятор. Вроде похоже, но ощущения (в сравнении с настоящей мглой разные). Особенно учитывая психологический фактор присутствия на борту второго пилота. Так что, сколько не летай под шторкой, это никогда не позволит выйти на абсолютно комфортный и беспроблемный полет в условиях полной мглы (черной или белой). Могу по себе сказать, что полеты под шторкой помогают в том, чтобы научиться заставлять себя верить приборам и тренировать самодисциплину чтения приборов, не отвлекаясь за созерцание пустоты. Но это далеко не всё, что требуется от приборного полета.
Причины тут две - во-первых, в отличие от самолета, в управлении вертолетом куда большую роль играет вестибулярный аппарат. Вертолет, особенной такой как Робинсон, заставляет постоянно держать равновесие - как эквилибриста на верёвочке. А отсутствие визуальных ориентиров - главный враг вестибулярного аппарата. Если бросить управление самолетом (даже не оснащенным автопилотом) то будучи оттриммированным, он будет просто лететь горизонтально. Вертолет же уже через 5 секунд потеряет устойчивое положение и будет развиваться критическая ситуация.
Во-вторых, сама кабина. В самолете сидишь как за рабочим столом, перед приборами, занимающими большую (или довольно значительную) часть пространства - от 40% до 70% поля зрения. Потеря небольшой части видимости за окошком не критично для мозга - большая часть картинки остается в поле зрения. В вертолете же (особенно в Робинсоне) панель приборов - это от силы 10% поля зрения, а остальное - закабинное пространство. И когда 90% картинки исчезает, мозг паникует ("гироскопы заваливаются").
Мне кажется, для тренировки приборного полета на вертолете (и на неустойчивом Робинсоне особенно) требуется набор психологических тренингов и тренингов вестибулярного аппарата по типу тренировок космонавтов. У них там, я знаю, есть специальные приборы, методики и камеры для подобных вещей. Но понятно, что простому смертному это недоступно. Я считаю, что лучше всего для тренировки слепого полета - сам слепой полет. Пусть и при наличии второго (тренированного и опытного) члена экипажа. Хотя должен признать, что наличие на борту такого человека кардинально меняет психологическую картину на борту - все кажется стабильнее и проще. Так что приходится признать, что самый правдивый приборный полет и его тренировка возникают в условиях настоящего приборного полета. Без помощника.
Причины тут две - во-первых, в отличие от самолета, в управлении вертолетом куда большую роль играет вестибулярный аппарат. Вертолет, особенной такой как Робинсон, заставляет постоянно держать равновесие - как эквилибриста на верёвочке. А отсутствие визуальных ориентиров - главный враг вестибулярного аппарата. Если бросить управление самолетом (даже не оснащенным автопилотом) то будучи оттриммированным, он будет просто лететь горизонтально. Вертолет же уже через 5 секунд потеряет устойчивое положение и будет развиваться критическая ситуация.
Во-вторых, сама кабина. В самолете сидишь как за рабочим столом, перед приборами, занимающими большую (или довольно значительную) часть пространства - от 40% до 70% поля зрения. Потеря небольшой части видимости за окошком не критично для мозга - большая часть картинки остается в поле зрения. В вертолете же (особенно в Робинсоне) панель приборов - это от силы 10% поля зрения, а остальное - закабинное пространство. И когда 90% картинки исчезает, мозг паникует ("гироскопы заваливаются").
Мне кажется, для тренировки приборного полета на вертолете (и на неустойчивом Робинсоне особенно) требуется набор психологических тренингов и тренингов вестибулярного аппарата по типу тренировок космонавтов. У них там, я знаю, есть специальные приборы, методики и камеры для подобных вещей. Но понятно, что простому смертному это недоступно. Я считаю, что лучше всего для тренировки слепого полета - сам слепой полет. Пусть и при наличии второго (тренированного и опытного) члена экипажа. Хотя должен признать, что наличие на борту такого человека кардинально меняет психологическую картину на борту - все кажется стабильнее и проще. Так что приходится признать, что самый правдивый приборный полет и его тренировка возникают в условиях настоящего приборного полета. Без помощника.
- FunForever
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: 11 дек 2010, 16:45
- Member of AOPA: No
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
_
Последний раз редактировалось FunForever 12 фев 2013, 11:19, всего редактировалось 1 раз.
CPL(H)
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Что еще требуется для приборного полета, кроме умения пилотировать без привязки к ориентирам в закабинном пространстве? (ППП не обсуждаем).zenon писал(а): Могу по себе сказать, что полеты под шторкой помогают в том, чтобы научиться заставлять себя верить приборам и тренировать самодисциплину чтения приборов, не отвлекаясь за созерцание пустоты. Но это далеко не всё, что требуется от приборного полета.
Вот для этого и нужны тренировки под шторкой, чтоб мозг не паниковал...zenon писал(а):Во-вторых, сама кабина. В вертолете же (особенно в Робинсоне) панель приборов - это от силы 10% поля зрения, а остальное - закабинное пространство. И когда 90% картинки исчезает, мозг паникует ("гироскопы заваливаются").
Вообще-то, при полетах под шторкой есть требование, чтобы инструктор сохранял в поле зрения визуальные ориентиры. ТРЕНИРОВАТЬ приборный полет СОЛО В СМУ я категорически не советую никому!zenon писал(а):Я считаю, что лучше всего для тренировки слепого полета - сам слепой полет. Пусть и при наличии второго (тренированного и опытного) члена экипажа. Хотя должен признать, что наличие на борту такого человека кардинально меняет психологическую картину на борту - все кажется стабильнее и проще. Так что приходится признать, что самый правдивый приборный полет и его тренировка возникают в условиях настоящего приборного полета. Без помощника.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Тренироваться надо - но ночью лучше не летать (если не война). Самое поганое ночью - не знаешь, что делать в случае отказа. Не видно, куда садиться. Я тут на днях в темноте попытался сесть на дороге в знакомой до деталей первой зоне - получилось с большим трудом. А в незнакомое место соваться вообще нельзя.Kost писал(а):Вообщем итого: тренируйте шторку - это вам спасет жизнь!!! Как бы Вы не планировали что Вы туда не попадете - попадете, рано или поздно, жизнь так устроена. Да и вообще надо постоянно тренировать основные навыки шторка, авторотация, отказы. Особенно если летаете ночью в IF попасть как делать нечего.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Никто и не призывал к этому, Миш... Моя заключительная фраза - лишь горькая констатация того факта, что тренировка под шторкой и даже опыт ночного полета не гарантия от наступления паники в момент полной визуальной изоляции. Что и демонстрирует пример Кости. Да, думаю, каждому вертолетчику в той или иной мере знакомо это поганое ощущение... Просто Костя честно поделился опытом.Misha писал(а):ТРЕНИРОВАТЬ приборный полет СОЛО В СМУ я категорически не советую никому!
Помимо самих тренировок, я считаю, важно вырабатывать в себе железную самодисциплину, тренировать контроль за собой и своими ощущениями (не поддаться на провокацию) и вообще адекватно оценивать себя в этом мире. А это, кстати, уже не только вопрос тренировки и даже не вопрос вертолета... Это вопрос самооценки и даже еще глобальнее - отношения к жизни. Мы знаем примеры того, когда люди с раздутой самооценкой и высокомерным отношением к реальности жестоко платили за это.
Трезвая оценка своих возможностей и возможностей машины, не доверяя никаким авторитетам, истинным или мнимым - вот что важно. Это в свое время было моей большой ошибкой, стоившей мне дорого, но я усвоил урок. Летать надо с внутренним ощущением надежности и никогда не поддаваться импульсу коллективизма, бравады или мнению отдельных персоналий. В воздухе друзей нет. В этом смысле я одобряю решение Кости. Он поступил так, как ему было комфортней. И молодец!
Я к тому, что проблема любого сложного полета - это еще и вопрос внутреннего устройства человека, его жизненных правил и воспитания. Ибо чем сложнее полет, тем больше решений нужно принимать и все они должны быть только верными. Хотя, конечно, можно сузить обсуждение только до уровня шторки и часов под ней.
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Игорь, паника наступает тогда, когда человек не понимает происходящего. Костя паники не испытывал (как я лично понял из подробного разговора с ним после случившегося). И то, что Костя жив-здоров и сейчас пишет на саон.ру - полная заслуга его и его инструкторов, с которыми он летал под шторкой.zenon писал(а):Никто и не призывал к этому, Миш... Моя заключительная фраза - лишь горькая констатация того факта, что тренировка под шторкой и даже опыт ночного полета не гарантия от наступления паники в момент полной визуальной изоляции. Что и демонстрирует пример Кости. Да, думаю, каждому вертолетчику в той или иной мере знакомо это поганое ощущение... Просто Костя честно поделился опытом.Misha писал(а):ТРЕНИРОВАТЬ приборный полет СОЛО В СМУ я категорически не советую никому!
Вот мы здесь все-таки ночные полеты обсуждаем. Если ты хочешь обсудить вопросы летной психологии - давай сделаем это в другой ветке. А в этой ветке хочу еще раз призвать: не надо без нужды летать ночью, особенно над лесами-болотами. Ты, кстати, на это никак не отреагировал - что думаешь о ночных полетах?zenon писал(а):Помимо самих тренировок, я считаю, важно ... (skipped)... Я к тому, что проблема любого сложного полета - это еще и вопрос внутреннего устройства человека, его жизненных правил и воспитания. Ибо чем сложнее полет, тем больше решений нужно принимать и все они должны быть только верными. Хотя, конечно, можно сузить обсуждение только до уровня шторки и часов под ней.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Хорошо, согласен. О психологии можно и отдельно. Однако в условиях сложного полета (ночного, приборного, горного и т.д.) эти моменты выступают на первый план. Ничего с этим не поделать, и умолчать об этом было бы не правильно.
Про ночной полет - вопрос трудный. С одной стороны, берет оторопь и ужас при одной только мысли об авторотации ночью. Даже если это МВЗ (про тайгу и говорить нечего). Я знаю, что существуют методики ночной авторотации и этому даже учат и это даже кое-где тренируют. И все же страшновато летать ночью на однодвигательном вертолете не смотря даже на то, что любимые нами Робинсоны весьма надежны и просто так двигатели у них не отключаются (вообще, припомнит ли хоть кто-то подобный случай из своей или знакомых практики?). С другой стороны, и ты, и я прилетали затемно. Увы, порой случаются такие моменты. Не очень охота сидеть ночь где-то на чужой поляне если чуть-чуть замешкался с вылетом по светлому. Но и тут ночь ночи рознь. Одно дело, если это дикие края или СМУ, а другое - если ПМУ и земля светится ковром огней.
Про ночной полет - вопрос трудный. С одной стороны, берет оторопь и ужас при одной только мысли об авторотации ночью. Даже если это МВЗ (про тайгу и говорить нечего). Я знаю, что существуют методики ночной авторотации и этому даже учат и это даже кое-где тренируют. И все же страшновато летать ночью на однодвигательном вертолете не смотря даже на то, что любимые нами Робинсоны весьма надежны и просто так двигатели у них не отключаются (вообще, припомнит ли хоть кто-то подобный случай из своей или знакомых практики?). С другой стороны, и ты, и я прилетали затемно. Увы, порой случаются такие моменты. Не очень охота сидеть ночь где-то на чужой поляне если чуть-чуть замешкался с вылетом по светлому. Но и тут ночь ночи рознь. Одно дело, если это дикие края или СМУ, а другое - если ПМУ и земля светится ковром огней.
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
а вертолёты ночью как то по другому авторотируют ? ...zenon писал(а):... Я знаю, что существуют методики ночной авторотации и этому даже учат и это даже кое-где тренируют. ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Психология - наука, конечно, серьезная (жена у меня - психолог, чуть наслышан). Однако я глубоко убежден в том, что любые ситуации можно и нужно тупо тренировать, многократно повторяя... А психология... она потом будет работать, с учетом твоих, забитых по самую шляпку, практических навыков.zenon писал(а):Хорошо, согласен. О психологии можно и отдельно. Однако в условиях сложного полета (ночного, приборного, горного и т.д.) эти моменты выступают на первый план. Ничего с этим не поделать, и умолчать об этом было бы не правильно.
Вот мы там, постом выше, про панику обменивались. Да, двигатель просто так не отказывает. Но в мае, когда я летел ночью из Питера в Москву (часа полтора в темноте) - я внезапно на истинной высоте около 800 футов получил удар по фюзеляжу - как будто кувалдой снаружи ударили. Не знаю, можно ли это назвать паникой - но сфинктеры сжались. Первая мысль: куда падать? Сплошная облачность (ни звезд, ни Луны), на земле если и есть огоньки - то далеко и их мало. Проверил органы управления - вроде все работает, приборы в норме. Уже утром обнаружил на блистере след от птицы... Насчет ночных авторотаций - я тоже пытался делать (когда в Англии ночной рейтинг получал). Но лучше не надо... Попробуй безлунной ночью без всяких авторотаций в первой зоне сесть. Лучше - с инструктором. Потом обсудим.zenon писал(а):Про ночной полет - вопрос трудный. С одной стороны, берет оторопь и ужас при одной только мысли об авторотации ночью. Даже если это МВЗ (про тайгу и говорить нечего). Я знаю, что существуют методики ночной авторотации и этому даже учат и это даже кое-где тренируют. И все же страшновато летать ночью на однодвигательном вертолете не смотря даже на то, что любимые нами Робинсоны весьма надежны и просто так двигатели у них не отключаются (вообще, припомнит ли хоть кто-то подобный случай из своей или знакомых практики?). С другой стороны, и ты, и я прилетали затемно. Увы, порой случаются такие моменты. Не очень охота сидеть ночь где-то на чужой поляне если чуть-чуть замешкался с вылетом по светлому. Но и тут ночь ночи рознь. Одно дело, если это дикие края или СМУ, а другое - если ПМУ и земля светится ковром огней.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
- zenon
- Гуру
- Сообщения: 1724
- Зарегистрирован: 03 июл 2009, 01:49
- Member of AOPA: No
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Где-ж ночью инструкторов-то взять? Они по ночам в буньках не водются.
Да и вообще, мне все равно еще недели три землю топтать. Так что отложим эти опыты на месяц.
Да и вообще, мне все равно еще недели три землю топтать. Так что отложим эти опыты на месяц.
- engin
- Гуру
- Сообщения: 1459
- Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
- Member of AOPA: No
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Полеты на вертолете ночью VFR (ПМУ)
Интересная тема...
Тоже на прошлых выходных совершил такой полет.
Заход 18.58
вылетели 19.40
Полетное время - 20 минут, посадка на 20 минут и обратно
Погода - облачность 8-9 баллов, звезд и луны не видно было, но день был очень ясный, что и сподвигло на этот полет,луна появилась после возвращения уже
Когда вылетали - были еще , можно сказать , сумерки, через 10 минут полета наступила темнота...Местность мало населенная - лес, в основном, болота и небольшие деревеньки. Где-то проглядывалась линия горизонта, где-то нет..
на посадке - садились на поле в полной темноте ( ВПП не освещается), особенно впечатлило неожиданное появление поверхности земли, хотя прожектор вроде как освещал поверхность уже с высоты 50 м ( до 20 м снижение по радиовысотомеру), поскольку поле было свежескошенное, то появление летающей соломы - сильно напрягло. Сделал вывод , что вертикальная в темноте должна быть раза в два меньше обычной, иначе можно жестко прийти...
Взлет через 20-25 минут..На улице уже хоть глаз коли , небо затянуло.
Взлетали в сторону, которая не имеет населенных пунктов, горизонта не видно было , сразу перешел на приборный полет,.
Честно скажу - где-то в глубине души дрогнул.. Набрал аж 300 м на взлетном практически режиме, пока разворачивалсяя на курс , думал, что если все 20 минут буду лететь по приборам- будет весьма не приятно , тем более , что опыт ночных полетов у меня маленький, а да и приборных на вертолете - тоже.
Но , поскольку летели в сторону города, то зарево огней,в общем обозначало подобие линии горизонта, что упростило задачу.
правда из-за того , что оги виделись с левой стороны блистера , а с правой была чернота, все время возникала иллюзия сноса влево и крена в лево,постоянно хотелось поправиться
На заходе при включении фары возник эффект экрана - появился слабый приземный туман , в вираже он создавал иллюзию сплошного и это тоже напрягло , но на прямой стало ясно , что он еще не значительный.
Для себя сделал выводы :
- не летать по возможности ночью )
- не садиться, если на 100% не уверен в площадке и подходах
- радиовысотомер - хорошая штука
- GPS надо иметь две, а лучше три ( размышлял , что буду делать если откажет..)
- желательно иметь вторую фару ( на случай отказа основной)
- учитывать время года и характер местности с точки зрения тумана
Хочу сразу оговориться, что летал с опытным инструктором , сам бы никогда не полетел бы
Тоже на прошлых выходных совершил такой полет.
Заход 18.58
вылетели 19.40
Полетное время - 20 минут, посадка на 20 минут и обратно
Погода - облачность 8-9 баллов, звезд и луны не видно было, но день был очень ясный, что и сподвигло на этот полет,луна появилась после возвращения уже
Когда вылетали - были еще , можно сказать , сумерки, через 10 минут полета наступила темнота...Местность мало населенная - лес, в основном, болота и небольшие деревеньки. Где-то проглядывалась линия горизонта, где-то нет..
на посадке - садились на поле в полной темноте ( ВПП не освещается), особенно впечатлило неожиданное появление поверхности земли, хотя прожектор вроде как освещал поверхность уже с высоты 50 м ( до 20 м снижение по радиовысотомеру), поскольку поле было свежескошенное, то появление летающей соломы - сильно напрягло. Сделал вывод , что вертикальная в темноте должна быть раза в два меньше обычной, иначе можно жестко прийти...
Взлет через 20-25 минут..На улице уже хоть глаз коли , небо затянуло.
Взлетали в сторону, которая не имеет населенных пунктов, горизонта не видно было , сразу перешел на приборный полет,.
Честно скажу - где-то в глубине души дрогнул.. Набрал аж 300 м на взлетном практически режиме, пока разворачивалсяя на курс , думал, что если все 20 минут буду лететь по приборам- будет весьма не приятно , тем более , что опыт ночных полетов у меня маленький, а да и приборных на вертолете - тоже.
Но , поскольку летели в сторону города, то зарево огней,в общем обозначало подобие линии горизонта, что упростило задачу.
правда из-за того , что оги виделись с левой стороны блистера , а с правой была чернота, все время возникала иллюзия сноса влево и крена в лево,постоянно хотелось поправиться
На заходе при включении фары возник эффект экрана - появился слабый приземный туман , в вираже он создавал иллюзию сплошного и это тоже напрягло , но на прямой стало ясно , что он еще не значительный.
Для себя сделал выводы :
- не летать по возможности ночью )
- не садиться, если на 100% не уверен в площадке и подходах
- радиовысотомер - хорошая штука
- GPS надо иметь две, а лучше три ( размышлял , что буду делать если откажет..)
- желательно иметь вторую фару ( на случай отказа основной)
- учитывать время года и характер местности с точки зрения тумана
Хочу сразу оговориться, что летал с опытным инструктором , сам бы никогда не полетел бы
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...