Аяхуаска.
На правах справочного материала с точки зрения скептического профана. Многие из нас, не укладываясь в рамки данного природой сознания, всячески пытаются его расширить тем или иным способом. Пьют горькую, курят траву, грызут псилобициновые грибы, сосут марки, пропитанные ЛСД и отключение некоторых нервных рецепторов принимают за новые просторы, которые можно долго и тщательно исследовать. Нет, не подумайте, что я категорически против, что вы.. личное дело каждого. Но выкалывать себе оба глаза, для того, чтобы несколько обескураженный отсутствием привычной информации мозг робко пытался выдать нечто взамен и принимать это за "просветление сознания"… ну чего только не придумают некоторые, чтобы от ментов можно было отмазаться… Как и все церемонии, церемония аяхуаски изначально претендует на уникальность, эзотеричность, таинственность, необходимость соблюдения ряда условностей (не есть красного мяса за месяц до церемонии, не курить тот же срок, не пить алкоголь опять же целый месяц (что уж совсем не представляется реальным, но якобы требуется)). Хороша тем, что просто накуриться травы можно и по дороге в Амстердаме, а вот теперь представьте – для того, чтобы курнуть, нужно пролететь 15 тыс. км., проплыть 400 км. на весельной лодке (ну почти весельной), долго заискивать перед шаманом, кормить недельный выводок амазонских комаров в течение 100 часов, получить визы 3-4 стран, потратить пару тысяч долларов только на то, чтобы тебе дали хлебнуть этой гадости (прошу прощения, отвара, волшебного отвара аяхуаски!), проблеваться от души и обессиленным пролететь еще 15 тыс. км. обратно. Впечатлились?! То то же…. Это и есть Аяхуаска. И если вы все сделаете правильно, то узреете все три бардо (что означает это слово – понятия не имею, но один питерский интеллигент применял в обыденной речи именно эти звукосочетания для описания собственных впечатлений), смысл себя во Вселенной (воистину, две бесконечные вещи – глупость и Вселенная, и то в последнем тезисе постоянно сомневаются), собственное будущее etc. То есть трип в чистом виде. Что до меня лично, скорее я соглашусь за бесплатно съесть живого карлика, больного проказой, чем повторить саму процедуру аяхуаски.
Я очень давно читал в библиотеке МГУ большой труд по социологии. Если, используя упомянутые в тем тезисы, попробовать ответить на вопрос: "Верите ли вы в Бога?", то получится приблизительно такой ответ: "Если он есть, какая разница, верю я в него или нет... если же его нет - тем более...".Я бы применил к процедуре аяхуаски в частности и к процедурам любого религиозного культа (традиционные процедуры, лечебные туда же) общий принцип "бритвы Оккама". И все встало бы на свои места.
То, к чему нас "допустили" (очень хорошо сочетается с фразой проводника в ответ на бревно в реке и дырку в лодке - ".. Это вас аяхуаска пускать к себе не хочет.. "), является традиционным фокусом местных аборигенов - желудок прочищает, при слабой психике или нужном настрое можно и в транс впасть запросто, наутро относишься к шаману с большим уважением - он мало того, что пел все это вермя, пока ты лежал и думал: "Блевать, не блевать... (далее почти по В.Ш.), так еще и блевал последним - это какое же здоровье иметь надобно...
Подобная процедура проводится в том числе и массово. До 2 десятков туристов рассаживают в лесу неподалеку от комфортабельного лоджа, добавляют больше наркоты, меньше средств для проблева, обставляют все это более красиво и длинно. Думаю, что блевать обязательно, иначе алкалоидами из лианы можно сильно травануться... Цена подобного "экзистенциального опыта" в приличных местах начинается с 3700 фунтов стерлингов за неделю... За 2 процедуры в день. Так что мы еще дешево отделались.
Я вообще к подобным церемониям отношусь предвзято. И когда мне начинают, закатывая глаза в преддверии транса, рассказывать о "третьем бардо", которое можно узреть или попасть в которое, я всегда начинаю интересоваться уровнем базового образования у рассказчика. Обычно дальше ПТУ или инженера по обслуживанию холодильных установок дело не заходит.
Для меня это было поводом попасть в Амазонию, тем более в племена (нужен же повод, пусть и надуманный, но кто из нас не грешен подобным), пожить в лесу, оценить в действительности ощущения от процедуры... как бы объяснить... Вот кокаин я не нюхаю, удовольствия не получаю, состояние не прикалывает... Но знаю, что это, как это, куда это и зачем это. Так и тут. И если меня позовут в Колумбию на территорию "герильерос" (или как там) под предлогом "снежка чистого дунуть" - с удовольствием поеду. Ради ощущений, сопутствующих путешествию. Короче, принцип старого еврея из анекдота - "Плохо и в Израиле и в СССР. Но эти пересадки в Риме!".
Мелкие технические подробности заключаются в том, что личные ощущения от церемонии сильно зависят от настроения, с которым шаман бил дубиной по заготовкам для отвара. В качестве справки – сам отвар готовится из десятка лиан (в том числе древесных), вывариваемых в течение суток в обычной алюминиевой кастрюле на обычном костерке лично шаманом. По ощущениям, если бы мне довелось синтезировать подобное, я бы за основу взял ведро щедро перченых свежих (обязательно свежих!) соплей, добавил бы рвотное, кока-колу, имбирь и карри. И непременно мелко протертую древесную стружку. Да, о хорошем хаше не забыть надо бы.. Смешать, но не взбалтывать, охладить, пить по 100 грамм на каждого желающего, под некачественную запись ABBА на замедленной скорости. Пожалуй, все… Во, опять комок к горлу подступает… буа-аээээээ-ыыы……
Немного официальной, но субъективной информации:
Более подробно можно ознакомиться тут:
http://www.heroinstop.ru/ajahuaska.htm . Страничка автора привлекла меня фразой ".. один голландец вот уже два года лечит себя аяхуаской от привычки к марихуане..". Видать, клин клином вышибает…
Фармакология: Аяхуаска - это отвар, состоящий, как правило, из трёх компонентов. Два из них обязательны. Это те самые лианы Banisteiopsis caapi и листья Psyhotria viridis. В первых содержатся бета-карболины (гармалины), во вторых DMT (диметилтриптамины). И гармалины и DMT являются галлюциногенами, однако действие аяхуаски нельзя назвать в полном смысле галлюцинозом.. Дело в том, что практически все источники, рассказывающие о растительных средствах в шаманизме, называют аяхуаску галлюциногеном. Даже в специальной литературе встречается обозначение аяхуаски как сильнейшего природного галлюциногена. Однако, если точно следовать науке, то переживания, открывающиеся после приёма аяхуаски, не являются галлюцинозом. Все производимые аяхуаской психические эффекты являются сильным изменением восприятия, но имеют важные отличия от галлюциноза.
Психофармакология: Отличие аяхуаски от истинных природных и химических галлюциногенов в том, что аяхуаска всегда оставляет часть сознания трезвым и позволяет видеть (при определённом усилии) разворачивающиеся образы как бы со стороны. Находясь в плену создаваемых аяхуаской образов, человек, тем не менее, способен совершать сознательные волевые акты - вставать, ходить, общаться, абсолютно трезво обсуждать видимые им картины. Всё перечисленное не характерно для истинных галлюциногенов, таких как ЛСД, кетамин, циклодол, пары бензина, некоторые виды грибов, кактусов и пр. Так, под действием ЛСД человек как бы существует в другом мире, полностью принимая его за реальность и способен шагнуть из окна, будучи уверенным в способности летать. Такое невозможно под действием аяхуаски. В каких бы захватывающих фантастических сюжетах ни находился человек после приёма аяхуаски, он всегда, ВСЕГДА способен усилием воли заставить себя совершать целенаправленные действия. В отличие от ЛСД, кетамина или некоторых грибов, фантастический мир аяхуаски более похож на кинотеатр, из которого можно в любой момент выйти. Пусть и пошатываясь, но всё-таки, выйти. Именно это свойство аяхуаски делает её великолепным терапевтическим средством. Между врачом и пациентом, принявшими одновременно раствор аяхуаски, поддерживается конкретный разговор, направленный на выявление болезненного ядра в психике пациента и открывающий пути разрешения конфликта. Конечно, для врача, практикующего подобный способ лечения, необходим опыт приёма психодизлептиков. Аяхуаска даёт удивительную возможность двум разным людям, в данном случае врачу и пациенту, говорить на одном, абсолютно понятном друг другу языке. В этом языке нет замены понятий, разница в интеллекте и воспитании не способна затормозить этот разговор или сделать его непонятным. В этом сходство современной наркопсихотерапии и древнего шаманизма. Врач(шаман) уносит пациента в изменённый мир, чтобы общаться не на языке слов, а на языке чувств - самом древнем языке планеты. Терапевтическая уникальность аяхуаски в правильном сочетании компонентов. Чуть больше DMT в составе, и ритуал превратится в галлюцинаторное путешествие без руля и ветрил, пациент будет недоступен общению. Низкий уровень DMT в аяхуаске создаст приятное изменённое состояние сознания, похожее на странный сон, и вполне может сделать аяхуаску обычным наркотиком. Гармалины, содержащиеся в лиане, необходимы для усвоения DMT в желудочно-кишечном тракте. Без них действующее начало лозы видения пройдёт сквозь организм безо всякого эффекта. Кроме того, гармалины обладают самостоятелным действием на психику, и поэтому их сочетание с DMT не менее важно. Мы остановились на фармакологии аяхуаски столь подробно, чтобы было понятно - достижение чёткого, конкретного эффекта аяхуаски на психику есть результат длительных экспериментов. В разных областях сельвы аяхуаску готовят по-разному