Полеты в условиях обледенения на ВС, для этого не предназначенных

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Полеты в условиях обледенения на ВС, для этого не предназначенных

#1 Сообщение vova_k » 19 ноя 2020, 22:52

Есть большие сомнения, что данный текст хоть кого-то заставит задуматься - такое впечатление, что решивших самоубиться переубеждать бессмысленно, но, тем не менее...
На телеграм-канале форума мелькнуло обсуждение полетов в условиях обледенения, и, наряду со всем остальным, было рассказано о самостоятельной установке соответствующего оборудования на легкие самолеты, что якобы делает вполне допустимым полеты в этих условиях.

1. Осознанный вход в обледенение даже на изначально оборудованных и сертифицированных соответствующим образом легких поршневых самолетах - это русская рулетка, так как у таких ВС какой-либо существенный запас мощности отсутствует изначально. Помимо защищенных ПОС элементов конструкции, лед практически всегда образовывается и на других частях ВС, что ведет как к увеличению веса, так и к ухудшению аэродинамики. Также не стоит забывать об отборе мощности на саму ПОС. Все это увеличивает расход топлива и ограничивает максимально достижимую высоту полета, что приводит, как минимум, к следующим потенциальным проблемам:
- топлива может не хватить до места назначения. Ситуация усугубляется тем, что при таких погодных условиях часто присутствуют и другие связанные с погодой проблемы - закрытия аэродромов, задержки в приеме и т.д.
- максимально возможная высота полета может оказаться ниже минимально безопасной высоты, особенно в холмистой или горной местности. Добавьте сюда большую вероятность плохой погоды - результат с большой вероятностью будет фатальный
- В большинстве случаев интенсивность обледенения нарастает со снижением высоты полета. В результате может получиться замкнутый круг - нарастание льда на незащищенных поверхностях приводит к вынужденному снижению высоты, что приводит к увеличению интенсивности обледенения.

На легких самолетах ПОС практически всегда бывает двух типов - пневматическая кромка плоскостей или жидкостная. Пневматическая система имеет существенный вес, защищает не столь эффективно и имеет приличную вероятность выхода из строя. Жидкостная система имеет ограниченный запас рабочей жидкости, а также требует включения ДО входа в обледенение. В результате возникает дилемма - включить и начать тратить жидкость сейчас, или же подождать (с вероятностью того, что обледенение начнется раньше и либо снизит эффективность системы, либо вообще блокирует ее работу).

2. Относительно самостоятельной установки ПОС у меня вообще слов нет. Даже установка, условно говоря, внешней камеры может привести к совершенно непредсказуемым последствиям, о которых просто не думаешь наперед, а уж игры с системой, от которой напрямую зависит твоя жизнь... Во время сертификации самолетов с ПОС полеты на сертификацию системы занимают очень существенную часть программы, что говорит о сложности процесса. Мало того, иногда даже выпускают ограниченный сертификат, в котором не допускаются полеты в обледенении до завершения программы испытаний. Т.е. все, кроме ПОС, уже испытано и сертифицировано.
Говорить о том, что можно, основываясь на умозрительных заключениях, установить ПОС и после этого хотя бы минимально безопасно летать в обледенении - это даже не иллюзия, у меня и слов-то таких приличных нет...
А еще в качестве примера можно взять Cirrus SR22 - в свое время у него была опция жидкостной ПОС, не сертифицированной для полетов в обледенении. Т.е. это была сугубо "последняя соломинка" на самый крайний случай, если случайно попал в такие условия. Тем не менее, система выглядела вполне достойно, и многие даже удивлялись, почему бы ее не сертифицировать. И ее действительно сертифицировали, только после этого процесса сложность и вес системы увеличился раза в два, появилась куча далеко не очевидных вещей.

Напоследок - три или четыре года назад я заходил на посадку на бизнес-джете в Канаде. Где-то с высоты 25000 футов и ниже загорелось оповещение об обледенении и не гасло практически до посадки. Передо мной заходил небольшой двухдвигательный поршневой самолет, я еще думал, каково ему в таких условиях. Потом мы проходили таможню в одном помещении и я увидел пилота и пассажиров - это была одна семья. Пилот сказал, что после растаможки они собираются перелетать на другой аэродром в часе полета от этого. Погода ухудшалась, я спросил пилота, не хочет ли он переждать ночь тут - на следующий день обещали синее небо. Пилот гордо заявил, что он fully equipped and certified for known icing conditions. Через три часа после этого разговора их самолет попал в зону интенсивного обледенения, ПОС не справилась, хотя нормально функционировала, вся семья нашла свое последнее пристанище на склоне горы.
Здесь могла бы быть моя подпись

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Полеты в условиях обледенения на ВС, для этого не предназначенных

#2 Сообщение su27 » 20 ноя 2020, 05:40

Не понятно почему «якобы». ПОС сертифицирован, самолёт сертифицирован в FIKI. Да, он не столь эффективен как на джетах. И РОН рассказывает когда можно.
ЕЭВС при сертификации специально испытывались условиях обледенения. Типовой уже испытали до нас много лет назад.
Согласен, что нельзя лезть во все условия, причём даже на джете лучше избегать зон сильного обледенения. Но говорить что о том, что на легких поршневых летать FIKI совсем нельзя - не согласен.
Зачем тогда это вообще делали и сертифицировали?
АОПА-Россия пожизненно.

владислав74
SAONовец со стажем
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:22
Member of AOPA: Yes
Откуда: ULAM

Полеты в условиях обледенения на ВС, для этого не предназначенных

#3 Сообщение владислав74 » 20 ноя 2020, 09:21

Нам здесь очень тебя не хватает, Vova_k...
Хочу летать к друзьям и иногда туда, где можно найти себя самого, чтобы никто не мешал, максимум, чтобы мешали те, кто дороги и хочется чтобы они мешали всегда.(с)

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Полеты в условиях обледенения на ВС, для этого не предназначенных

#4 Сообщение su27 » 21 ноя 2020, 19:19

владислав74 писал(а): 20 ноя 2020, 09:21здесь
Я так ждала тебя, Вова (с)
АОПА-Россия пожизненно.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Полеты в условиях обледенения на ВС, для этого не предназначенных

#5 Сообщение 12345 » 27 ноя 2020, 21:06

su27 писал(а): 20 ноя 2020, 05:40 Зачем тогда это вообще делали и сертифицировали?
Для повышения шансов

Yossarian
SAONовец со стажем
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 11 май 2016, 19:03
Member of AOPA: No
Летаю на:: SEP (land)

Полеты в условиях обледенения на ВС, для этого не предназначенных

#6 Сообщение Yossarian » 28 ноя 2020, 15:18

Не этот ли случай, Вова?
https://www.dailymail.co.uk/news/articl ... crash.html

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Полеты в условиях обледенения на ВС, для этого не предназначенных

#7 Сообщение VK68 » 29 ноя 2020, 14:20

Как только в твоих руках оказывается техника с ПОС, ты сразу поднимаешься на очередную ступеньку «летчик+», и уже не ссышь летать в плохую погоду. Потом ты несколько раз попадаешь в условия обледенения и становишься сразу «летчик++». Считаешь себя героем и опытным тру пайлот.
Потом... Потом ты пару раз попадаешь в жесткие условия обледенения , пару раз «не ссышь», остаешься живым и через какое- то время приходит осознание произошедшего. Наверное только после этого ты начинаешь понимать что такое обледенение и все то, что написано в начале темы. Кажется, по другому ни как((( Весь цикл прошел сам... И чем раньше приходит понимание, тем лучше.

ASD1968
Новичок
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 02 апр 2019, 12:32
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Piper Saratoga

Полеты в условиях обледенения на ВС, для этого не предназначенных

#8 Сообщение ASD1968 » 29 ноя 2020, 17:23

Молодец Вадим. Тему можно закрывать :D :D

Eduard
Активный участник
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 07 мар 2013, 19:48
Member of AOPA: Yes

Полеты в условиях обледенения на ВС, для этого не предназначенных

#9 Сообщение Eduard » 30 ноя 2020, 21:08

Эту тему нельзя закрыть ! Очень много жизней наших Опытных товарищей и новичков связано с этой темой ! И она будет насущна , пока есть ещё пилоты которые летают Чуть дальше своего огорода в период
С осени до начала лета.
Обледенение в этот период просто НЕИЗБЕЖНО . И главное должно быть в этой теме (как сказал наш гуру В. В. ) рассказать не о том как обосрались в этот момент ( хотя и это важно в порядке назидания для новичков) , а что происходит с самолетом и как действовать В этой ситуации . Опыт полетов в условиях обледенения На самолетах без ПОС с 30-х годов накоплен немалый но забыт и утрачен , а без него опять напрасные жертвы.
Предлагаю поделиться знаниями и своим опытом , ибо чужой опыт всегда лучше собственных ошибок , порой трагических.
Небо моя обитель

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Полеты в условиях обледенения на ВС, для этого не предназначенных

#10 Сообщение su27 » 30 ноя 2020, 22:46

Без ПОС все понятно.
Тут речь, что с ПОС да ещё и на FIKI самолётах нельзя летать в обледенение.
С чем я не согласен.
Да, есть условия когда нельзя. Той же приснопамятной ПОС 210 скажем пилить 2 часа в условиях обледенения конечно не стоит. Но пробить слой или понять, что не пробил и вернуться- вполне справится пр условия надлежащего обслуживания и сала в голове
АОПА-Россия пожизненно.

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Полеты в условиях обледенения на ВС, для этого не предназначенных

#11 Сообщение su27 » 30 ноя 2020, 22:50

Yossarian писал(а): 28 ноя 2020, 15:18,
Если тот, то ПОС то тут и непричем оказался
АОПА-Россия пожизненно.

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»