08.11.2020 прошел онлайн семинар, организованный АОПА России на тему "Фразеология и правила радиообмена". Материалы семинара выкладываю здесь, а также их можно скачать с сайта АОПА России, а посмотреть запись можно на YouTube.
Как и обещал, даю развернутые ответы на вопросы участников, а если поступят новые, предлагаю обсуждать их в этой группе.
ЕСЛИ КОНТРОЛЬНУЮ СВЯЗЬ ПРОСЯТ УСТАНОВИТЬ, ЧТО ОТВЕЧАТЬ?
Вариант, предлагаемый АОПА России: не выполнять контрольную связь со следующим органом ОВД, находясь в текущем секторе, а переходить на связь со следующим сектором ОВД, но после перехода возвращаться на частоту прежнего сектора и сообщать об установлении связи.
Вариант, предлагаемый мной: при любом указании осуществить контрольную связь, отвечать «Работать с …, 123,45. При отсутствии связи - на вашу частоту.». В любом случае, при отсутствии связи со следующим сектором ОВД вы поступите так, хотите вы или нет.
ОТВЕЧАТЬ ГЛАГОЛЫ ДИСПЕТЧЕРУ НАДО В ИНФИНИТИВЕ? КАК ГОВОРИЛИ ОПАЛИХУ ДОЛОЖИТЬ, РАЗВЕ НЕ ДОЛОЖИМ?
ФАП-362 не предполагает использование инфинитивов в радиообмене. Работайте - Работать. Доложите - Доложить. Ждите - Ждать. Рекомендую пользоваться стандартной фразеологией радиообмена.
ПОСОВЕТУЙТЕ КАК ИЗБЕЖАТЬ СИТУАЦИИ: ПЕРЕД НАЧАЛОМ СНИЖЕНИЯ СЛУШАЮ НА ВТОРОЙ РАДИОСТАНЦИИ АТИС, В ЭТО ВРЕМЯ ВЫЗЫВАЕТ РАДАР НА ПЕРВОЙ СТАНЦИИ. ВЫЗОВ РАДАРА БЫЛ ПРОПУЩЕН. СИТУАЦИЯ ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ. ТО ЕСТЬ ПОТЕРЯ РАДИОСВЯЗИ С РАДАРОМ БЫЛА ПОРЯДКА 20 СЕКУНД. СПАСИБО.
При наличии на ВС только одной радиостанции - никаких проблем при отсутствии вас несколько минут на рабочем канале связи - нет. Это всегда можно объяснить АТС, и последствий никаких не будет. Однако, с точки зрения практики, могу посоветовать:
- Получать АТИС заблаговременно перед входом в зону с высокой интенсивностью полетов.
- При наличии возможности сообщить АТС: Шереметьево-Подход, 01234, разрешите перейти на частоту АТИС на 5 минут?
ПРОСЬБА ХОТЯ БЫ В ДВУХ СЛОВАХ РАССКАЗАТЬ О ПРАВИЛАХ ПОДАЧИ АФИЛ.
АФИЛ - Изменения к ранее поданному плану полетов, полученные «с воздуха». Настоятельно рекомендую использовать информацию от АОПА: https://www.aopa.ru/index.php?id=193 а также ознакомиться с мнением «тяжеловеса» - Щербакова Л.К., в его аналитической записке по применению процедуры получения АФИЛ: https://law.rufox.ru/view/19/93004312.htm (немного устарели ссылки на руководящие документы, но в целом - всё правильно).
КАКУЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФРАЗЕОЛОГИЮ ДЛЯ ПРОХОДА ТОЧКИ? ЧАСТО ПИЛОТЫ ИСПОЛЬЗУЮТ СИЮ (СЬЮ), ХОТЯ ЭТО НЕ УКАЗЫВАЕТСЯ В ФАП362
ФАП 362 п.1.1.3 Приложения к Правилам, в разделе «Типовая фразеология» гласит, что слово «СИЮ» (эквивалент англ. - NOW - прямо сейчас) используется только при диспетчерском указании о немедленном переходе на связь с другим органом ОВД: а) РАБОТАЙТЕ С (позывной органа)│(частота) [СИЮ]. При этом, «СИЮ» - необязательное слово, которое можно опустить [взято в квадратные скобки]. Таким образом, «СИЮ» не применяется при обозначении времени пролета точек. Для этого существует типовая фразеология.
ПОДСКАЖИТЕ, БУДУТ ЛИ КАКИЕ-ТО ИЗМЕНЕНИЯ В РАДИООБМЕНЕ ИЗ-ЗА ИЗМЕНЕНИЙ В МВЗ С 3 ДЕКАБРЯ?
Об изменениях, готовящихся в ФАП-362, тем более, связанных с НСВП, мне ничего не известно. С большой долей уверенности могу предположить, что изменения НСВП никак не связаны с Фразеологией радиообмена, а связаны лишь с изменениями структуры ВП и процедур ОВД.
МОЖЕТ ЛИ ДИСПЕТЧЕР РАЗРЕШАТЬ ИЛИ ЗАПРЕЩАТЬ НАБОР/ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ ПРИ ОДОБРЕННОМ ФЛАЙТ ПЛАНЕ? ПРИМЕР, 1ГО ЧИСЛА ОСУЩЕСТВЛЯЛИ ОБЛЁТ ДЛЯ СЛГ С АЭРОДРОМА ОРЛОВКА, ПАЙПЕР СЕНЕКА, В ПЛАНЕ УКАЗАЛИ НАБОР НАД ТОЧКОЙ FL150, СО ВСЕМИ СОГЛАСОВАЛИ И ПОЗВОНИЛИ, ВЗЛЕТАЕМ, НАБРАЛИ FL40. «ТВЕРЬ-РАЙОН» НАМ ГОВОРИТ, «ПОДОЖДИТЕ, Я ВЫЯСНЮ, РАЗРЕШИТЬ ВАМ ДАЛЬНЕЙШИЙ НАБОР ИЛИ НЕТ!!!». МЫ, МЯГКО ГОВОРЯ, БЫЛИ УДИВЛЕНЫ, КРУТИЛИСЬ МИНУТ 10, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ТВЕРЬ ЧТО ТО РЕШИЛА.... В ЭТОТ МОМЕНТ НАШИ МНЕНИЯ РАЗДЕЛИЛИСЬ, НА ДАВАЙТЕ НАБИРАТЬ БЕЗ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ, ВЕДЬ ЕСТЬ ОДОБРЕННЫЙ ПЛАН, И НА ДАВАЙТЕ ПОДОЖДЕМ РАЗРЕШЕНИЯ.
Московский Зональный Центр ЕС ОрВД и оперативный орган ОВД, такой как «Тверь-Район» или «Москва-Подход» - разные виды органов ОВД. Первый выдает разрешение на использование ВП, вторые - оперативно обслуживают ОВД в своих секторах. С момента подачи плана и выдачи ПЛН может пройти много времени, в связи с чем необходимо строго выполнять указания оперативных органов ОВД. В данном, конкретном примере, моя рекомендация одна: согласовать бесступенчатый набор за 30 минут до вылета по телефону с МДП, в который вы планируете войти на первую связь.
ВИДИТ ЛИ ДИСПЕТЧЕР МДП ПЕЛЕНГ БОРТА ПРИ ВЕДЕНИИ РАДИОСВЯЗИ?
Любой орган ОВД всегда оборудован средствами пеленгации. Подробнее об одном из таких можно почитать здесь: https://www.azimut.ru/catalog/catalog_6 ... emplate=96 При отсутствии радиолокационного контроля диспетчер ориентируется на показания пеленгатора и сообщения КВС. Даже если диспетчер не слышит вас совсем, или слышит неразборчиво, то пеленг у него все равно отображается. Однако, пеленгатор срабатывает только на радиостанцию, работающую в режиме «передачи».
КАКОЙ SQUAWK ИСПОЛЬЗОВАТЬ В НЕКОНТРОЛИРУЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРИ НАЛИЧИИ ТРАНСПОНДЕРА?
В авиационном законодательстве РФ указаний по-поводу кода ответчика при выходе в неконтролируемое ВП нет. Тем не менее, DOC 7030 «Дополнительные региональные правила», п. 5.1.1.2 главы 5 «Наблюдение» гласит: «Если органом управления воздушным движением не предписано иное, сохраняется последний присвоенный код ВОРЛ (режим А). Если код ВОРЛ не присвоен, устанавливается и сохраняется код 2000 в режиме А.»
ПРИМЕРЫ ТИПОВОГО РАДИООБМЕНА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В ФАП 362 ЯВЛЯЮТСЯ СТАНДАРТНОЙ ФРАЗЕОЛОГИЕЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ? ЕСЛИ ДА, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ФРАЗЕ «РУЛИТЕ ДО ТОЧКИ ОЖИДАНИЯ»? ИЛИ ФРАЗЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В ФАП 362 - ПРОСТО ПЕРЕВОД?
Фразеология, приведенная в Приложении к ФАП-362, является обязательной для всего летного и диспетчерского состава. Даже если она звучит «коряво», или не по-русски, её следует воспринимать как обязательную для исполнения. Хотя, я согласен, что те, кто переводил и утверждал ФАП-362, не слишком удосужились посоветоваться с летным и диспетчерским составом об общепринятом в авиации РФ произношении этой фразы, а потому ограничились достаточно дословным переводом фразы из DOC 9432 ICAO.
ЕСЛИ ДИСПЕТЧЕР ПРЕДУПРЕЖДАЕТ О ТРАФИКЕ И ВСТРЕЧНОМ БОРТЕ, ОБЯЗАН ЛИ ПИЛОТ ВЫЙТИ НА СВЯЗЬ И ДОЛОЖИТЬ ЧТО ВСТРЕЧНЫЙ БОРТ НАБЛЮДАЮ И ТП…
При визуальном полете - да. При инструментальном - нет.
ПОПЫТКИ НЕ НАЗЫВАТЬ ТИП И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ПАРАМЕТРЫ ИЗ ПЛАНА, В ПЯТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТАХ СЛУЧАЕВ ПРИВОДЯТ К ЛИШНИМ ВОПРОСАМ И ЯВНОМУ НЕ ЖЕЛАНИЮ ЗАГЛЯНУТЬ В ПЛАН. ПРИХОДИШЬ К МЫСЛИ, ЧТО ПРОЩЕ ДАТЬ, ЧЕМ ОБЪЯСНЯТЬ ПОЧЕМУ НЕТ.
Полностью с вами согласен. Более того, могу попытаться объяснить это недостаточной технической оснащенностью конкретных секторов ОВД, или временным отказом того или иного планового оборудования у диспетчера. Поэтому ему приходится перекладывать свою нагрузку на пилотов в радиоэфире, заставляя их сообщать дополнительную информацию о своем плане полета.
ПОДСКАЖИТЕ, ЧАСТО БЫВАЕТ, ЧТО «ТВЕРЬ-РАЙОН» ОЧЕНЬ ПЛОХО СЛЫШНО, ТАМ УЖАСНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ, И ДАЖЕ НА ТРЕТИЙ РАЗ НИЧЕГО НЕ РАЗОБРАТЬ, ВСЁ «БУЛЬКАЕТ», КАК ЛУЧШЕ ПОСТУПИТЬ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ, НАЗЫВАТЬ В ЭФИР ТО, О ЧЁМ САМ ДОГАДЫВАЕШЬСЯ, ИЛИ ПРОДОЛЖАТЬ СПРАШИВАТЬ?
Ни в коем случае не додумывайте фразы и указания за диспетчера. Это - страшная ошибка, которая может привести к очень нежелательным и даже пагубным последствиям. Горячий на все века пример - столкновение на ВПП двух Boeing 747 на Тенерифе. Мои рекомендации:
- Изучите структуру ВП верхних секторов ОВД по вашему маршруту и выпишите себе на палетку частоты этих секторов.
- При отсутствии устойчивой радиосвязи с сектором МДП всегда используйте воздушные суда, находящиеся в верхних секторах ОВД над вами для трансляции сообщения нужному абоненту. не стесняйтесь просить о помощи у экипажей Боингов и Эйрбасов. Передать сообщение от вас нужному адресату для них - святая и законом установленная обязанность.
- Используйте другие воздушные сектора (при наличии) в данном секторе для трансляции сообщений.
- Используйте мобильную связь для связи с органом ОВД при возможности.
ПОСТОЯННО ПРОСЯТ ПОВТОРЯТЬ ЧАСТОТУ С КЕМ РАБОТАТЬ ПОСЛЕ УСТАНОВКИ КОНТАКТА С ДРУГИМ МДП . СВЯЗЬ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ИХ НЕ УСТРАИВАЕТ. ВАШЕ МНЕНИЕ?
Пункт 2.13.1 ФАП-362: 2.13.1. «При любых обстоятельствах повторяются: … г) указания и разрешения на вход в конкретную зону (район) ответственности диспетчерского пункта (сектора). Указание на переход на связь с другим МДП является разрешением на вход в этот сектор ОВД. Следовательно, повторять радиочастоту необходимо всегда. К тому же, обязанность диспетчера заключается в том, чтобы убедиться, что вы переходите на нужную частоту и не совершаете ошибку при её установке.
ЕСТЬ ВОПРОС, ПРИБОРНЫЙ ПОЛЁТ, СПРАШИВАЮТ РАСЧЁТНОЕ ПРИБЫТИЯ НА СХЕМУ, ЭТО ВРЕМЯ ПРОЛЁТА РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ОТ КОТОРОГО НАЧИНАЕТСЯ СХЕМА? НЕ ВХОД ЖЕ В ЗОНУ АЭРОПОРТА?
Если мне не изменяет память, то в соответствии с наукой «Воздушная навигация», прибытие на схему - это расчетное время прибытия на КТА аэродрома посадки. Но это не относится к радиообмену.
СЕЙЧАС УЧУСЬ НА ПИЛОТА В НОВОСИБИРСКЕ, ОЧЕНЬ ХОЧУ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАДИО ЧЕТКО И ПО ТЕМЕ. ПОДСКАЖИТЕ, ГДЕ МОЖНО ПРАКТИКОВАТЬ? ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ ЛИБО ПРОГРАММЫ ИЛИ КУРСЫ ? СПАСИБО.
К сожалению, о таких онлайн-курсах мне ничего не известно. Я собираю группы частных пилотов и в течение нескольких дней провожу обучение, в процессе которого сначала изучаем теорию и ФАП, затем переходим к розыгрышам полетов, а в заключении я поднимаюсь на Вышку и веду радиосвязь за АТС, а пилоты отрабатывают радиообмен выполняя реальные полеты в районе аэродрома. Короткий ответ - вам поможет только практика, тщательное соблюдение фразеологии радиообмена и самодисциплина.
КАК ЛУЧШЕ ПОСТРОИТЬ РАДИОСВЯЗЬ ПРИ ГРУППОВЫХ ПОЛЁТАХ?
Перед началом полета я провожу короткое обучение, в процессе которого устанавливаю некоторые правила:
- Радиосвязь ведет КВС, находящийся в первом ВС в составе группы - ведущего. Все остальные экипажи (ведомые) прослушивают рабочую частоту.
- Каждому участнику группы присваивается порядковый номер для использовании в радиопереговорах.
- Для разговоров внутри группы используется заранее обговоренная частота. Как правило - 123,450. Переход на резервную частоту выполняется по короткому указанию ведущего или просьбе любого из ведомых на рабочей частоте фразой «РЕЗЕРВ». после этого все участники группы переходят на резервную частоту. По окончании переговоров, Ведущий переходит на рабочую частоту, Ведомые могут оставаться на резервной, или перейти на рабочую.
- При долгом отсутствии радиосвязи на рабочей частоте, необходимо самостоятельно перейти на резервную частоту для уточнения рабочего канала связи. Если ни на рабочей, ни на резервной частоте нет ответа - оставаться на резервной частоте до выхода на связь других членов группы.
- Примерно раз в 20 минут Ведущий делает короткую перекличку на рабочей или резервной частоте, начиная эфир простой фразой - «ПЕРВЫЙ», ожидая выхода на связь остальных членов группы. Второй в группе борт, услышав команду «ПЕРВЫЙ», выходит в эфир, называя свой порядковый номер «ВТОРОЙ». И так далее. Если после неоднократной команды «ПЕРВЫЙ» не звучит команда «ВТОРОЙ», это значит, что экипаж находится на другой частоте и пропустил команду о переходе. В этом случае Ведущий предпринимает все способы вернуть на связь «потеряшку» - возвращается на предыдущую частоту, проверяет резервную, подает визуальные знаки и т.п.
- Во время переклички, не услышав порядковый номер предыдущего ВС, последующий не называет себя до указания Ведущего, ожидая своей очереди в эфире и соблюдая строй.
- При потере радиосвязи с одним из членов группы, Ведущий или потерявшийся Ведомый соблюдает строй, усиливает радио и визуальную осмотрительность и пытается вернуть радиосвязь на резервной частоте. При неуспешности всех попыток - выполняет полет в составе группы без связи.
- При выполнении полета в составе группы Ведущий включает транспондер и устанавливает код ответчика в соответствии с указаниями органов ОВД. остальные члены группы выключают даже предохранители электрической цепи транспондеров, во избежание срабатывания у диспетчеров на индикаторах воздушной обстановки визуальной индикации «Опасное сближение».
- При ведении радиообмена, Ведущий использует слово «ГРУППА» при каждом сеансе радиосвязи: «07365 «ГРУППА» сохраняю 300, QNH 1016, Захаровка 45». При ответах на сообщения органов ОВД Ведущий также заканчивает все свои фразы номером своего ВС и словом «ГРУППА».