Dornier Do-28
Добавлено: 21 фев 2020, 09:45
Ладно, вернёмся к теме. С конструкцией вроде закончили, теперь немного о удобстве пользования, особенностях пилотирования, и прочих достоинствах и недостатках. Конечно с немного личным уклоном.
Первое, необычное для твина, что бросается в глаза – неубирающиеся шасси. Лично для меня в самолёте такого назначения это не то что не недостаток, а очень даже ощутимое достоинство. Нет всех этих створок, рычагов, гидроцилиндров и прочей требухи, которая требует постоянного внимания и обслуживания, а скорость реально не увеличивает даже на 10%. Более того – здесь нет даже гидросистемы. Вообще. В варианте А-1 закрылки выпускаются/убираются вручную, таким же громоздким рычагом с поворотной рукояткой, как и на Do-27. Но даже на одномоторнике выпустить закрылки на полный угол – задача не для девочек, что уж говорить про двухмоторную версию, закрылки которой больше по размаху (а значит и по площади). Поэтому в версии В-1 систему доработали – закрылки выпускаются с помощью электромотора с редуктором, который расположен на задней стороне лонжерона центроплана (под потолком пассажирской кабины). Управление системой сделано в виде перекидного клавишного переключателя на левом роге левого штурвала – точно так же как обычно делают электротриммер. Правый (он же главный) выключатель находится в нижней правой части приборной панели – он то ли резервный, то ли инструкторский, а может и всё сразу. Угол отклонения закрылков в этой версии увеличен до 55 градусов, что совсем не лишнее – самолёт как ни странно имеет очень хорошую аэродинамику и легко разгоняется на предпосадочном снижении.
Мощное длинноходное шасси с большими колёсами легко гасит неровности грунтовой полосы, а на посадке позволяет садиться практически без выравнивания. Тормоза без усилителя тяжелы, но довольно эффективны. Рулить на этом самолёте гораздо проще, чем на Do-27 – колея шире почти в 2 раза. Выдерживать направление на взлёте и посадке несложно несмотря на неуправляемое хвостовое колесо. В воздухе разнесённые двигатели и увеличенный по сравнению с одномоторной версией размах дают самолёту изрядную инерцию в поперечном канале. Контраст с «истребительной» управляемостью 27-го довольно заметен. Наверное поэтому ручку управления здесь заменили штурвалом – нагрузка в канале крена гораздо больше. А вот изменить конфигурацию форточки никто не удосужился, поэтому чтобы её открыть или закрыть надо прилично взять штурвал на себя, иначе он мешает.
Почти 600л.с. на взлёте позволяют за 7-8 секунд легко и непринуждённо покинуть земную твердь, а в горизонте разогнаться до 150 узлов в максимальном крейсерском режиме. Комфортная скорость экономичного крейсера около 135 узлов. Не весть что для твина, но из STOL-конкурентов рядом можно поставить пожалуй только Helio Courier.
Первое, необычное для твина, что бросается в глаза – неубирающиеся шасси. Лично для меня в самолёте такого назначения это не то что не недостаток, а очень даже ощутимое достоинство. Нет всех этих створок, рычагов, гидроцилиндров и прочей требухи, которая требует постоянного внимания и обслуживания, а скорость реально не увеличивает даже на 10%. Более того – здесь нет даже гидросистемы. Вообще. В варианте А-1 закрылки выпускаются/убираются вручную, таким же громоздким рычагом с поворотной рукояткой, как и на Do-27. Но даже на одномоторнике выпустить закрылки на полный угол – задача не для девочек, что уж говорить про двухмоторную версию, закрылки которой больше по размаху (а значит и по площади). Поэтому в версии В-1 систему доработали – закрылки выпускаются с помощью электромотора с редуктором, который расположен на задней стороне лонжерона центроплана (под потолком пассажирской кабины). Управление системой сделано в виде перекидного клавишного переключателя на левом роге левого штурвала – точно так же как обычно делают электротриммер. Правый (он же главный) выключатель находится в нижней правой части приборной панели – он то ли резервный, то ли инструкторский, а может и всё сразу. Угол отклонения закрылков в этой версии увеличен до 55 градусов, что совсем не лишнее – самолёт как ни странно имеет очень хорошую аэродинамику и легко разгоняется на предпосадочном снижении.
Мощное длинноходное шасси с большими колёсами легко гасит неровности грунтовой полосы, а на посадке позволяет садиться практически без выравнивания. Тормоза без усилителя тяжелы, но довольно эффективны. Рулить на этом самолёте гораздо проще, чем на Do-27 – колея шире почти в 2 раза. Выдерживать направление на взлёте и посадке несложно несмотря на неуправляемое хвостовое колесо. В воздухе разнесённые двигатели и увеличенный по сравнению с одномоторной версией размах дают самолёту изрядную инерцию в поперечном канале. Контраст с «истребительной» управляемостью 27-го довольно заметен. Наверное поэтому ручку управления здесь заменили штурвалом – нагрузка в канале крена гораздо больше. А вот изменить конфигурацию форточки никто не удосужился, поэтому чтобы её открыть или закрыть надо прилично взять штурвал на себя, иначе он мешает.
Почти 600л.с. на взлёте позволяют за 7-8 секунд легко и непринуждённо покинуть земную твердь, а в горизонте разогнаться до 150 узлов в максимальном крейсерском режиме. Комфортная скорость экономичного крейсера около 135 узлов. Не весть что для твина, но из STOL-конкурентов рядом можно поставить пожалуй только Helio Courier.