STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
-
- Новичок
- Сообщения: 43
- Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
- Member of AOPA: Yes
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
Спешу поделиться радостью с участниками форума: наконец подходит к завершению постройка моего самолета короткого взлета/посадки GN-150, сделанного компанией AGAN Aircraft (Московская область, Большое Грызлово) на базе популярной модели Криса Хайнца Zenith Aircraft CH750 STOL.
Самолет довольно сильно переработан, перепроектирован под наш металл и сделан не из заказного кита, а полностью здесь. Команда AGAN делает уже не первый такой самолёт: я наблюдал на стадии сборки своего, как были сделаны ещё три, владельцы довольны (видел уже развернутые отзывы на REAA).
Двигатель Rotax 914UL, 115 л.с., винт фиксированного шага, трёхлопастной. Спассистема BRS. Винт на фотографиях не мой, поставлен тестовый для запуска. Панель тоже стандартная тестовая, моя будет оформлена совсем по-другому. Оборудование ПВП.
5 января наконец запустили двигатель, на следующей неделе по плану облёт.
Доволен как слон, мечтал именно о таком летающем внедорожнике. Пожалуй, он даже получается слишком шикарным для полетов по кустам)
Знаю, что он будет медленным в крейсере, но, на мой взгляд, преимущества предкрылка того стоят.
Прилагаю немного фотографий. Если будет интересно, выложу видео запуска двигателя.
Самолет довольно сильно переработан, перепроектирован под наш металл и сделан не из заказного кита, а полностью здесь. Команда AGAN делает уже не первый такой самолёт: я наблюдал на стадии сборки своего, как были сделаны ещё три, владельцы довольны (видел уже развернутые отзывы на REAA).
Двигатель Rotax 914UL, 115 л.с., винт фиксированного шага, трёхлопастной. Спассистема BRS. Винт на фотографиях не мой, поставлен тестовый для запуска. Панель тоже стандартная тестовая, моя будет оформлена совсем по-другому. Оборудование ПВП.
5 января наконец запустили двигатель, на следующей неделе по плану облёт.
Доволен как слон, мечтал именно о таком летающем внедорожнике. Пожалуй, он даже получается слишком шикарным для полетов по кустам)
Знаю, что он будет медленным в крейсере, но, на мой взгляд, преимущества предкрылка того стоят.
Прилагаю немного фотографий. Если будет интересно, выложу видео запуска двигателя.
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
На видео будет гораздо сложнее замазывать лица участников сборкиBushwalker писал(а):
Прилагаю немного фотографий. Если будет интересно, выложу видео запуска двигателя.
Я всегда летаю только со спутниковым трекером, поскольку мне дорого спокойствие моих близких.
- Serega
- Site Admin
- Сообщения: 5919
- Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: St. Petersburg
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
Если у вас стоит РОТАКС - самолет получится интересный. Обычно самое слабое звено был у него именно двигатель. Часто ставили субару, которые подводили в самые разные моменты. Очень интересная машинка. Для полетов "по кустам" колесики маловаты эти будут скорее всего. Спасибо!
Иванов Сергей
-
- Новичок
- Сообщения: 43
- Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
- Member of AOPA: Yes
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
Сам очень надеюсь на надёжность Ротакса. Учился летать на Diamond DV20 с Ротаксом 912A3 80 л.с., собственно на базе которого и сделан 914. Сколько общался, двигатели классные.Serega писал(а):Если у вас стоит РОТАКС - самолет получится интересный. Обычно самое слабое звено был у него именно двигатель. Часто ставили субару, которые подводили в самые разные моменты. Очень интересная машинка. Для полетов "по кустам" колесики маловаты эти будут скорее всего. Спасибо!
Шины на основных опорах 8.00-6. И так пришлось делать специальные обтекатели. Дальше буду думать о колесах низкого давления, но со временем.
Спасибо за отзыв!
- Serega
- Site Admin
- Сообщения: 5919
- Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: St. Petersburg
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
У меня на 172-й стояли красивые обтекатели - потом снял их) А спассистему будете ставить?
Иванов Сергей
-
- Новичок
- Сообщения: 43
- Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
- Member of AOPA: Yes
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
Да там по-любому в темени никого не разобрать)trapper писал(а): На видео будет гораздо сложнее замазывать лица участников сборки
-
- Новичок
- Сообщения: 43
- Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
- Member of AOPA: Yes
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
Спассистема уже стоит - BRS. На панели ещё не всё подключено.Serega писал(а):У меня на 172-й стояли красивые обтекатели - потом снял их) А спассистему будете ставить?
-
- Новичок
- Сообщения: 43
- Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
- Member of AOPA: Yes
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
Видео первого запуска двигателя:
Последний раз редактировалось Bushwalker 09 янв 2018, 22:46, всего редактировалось 1 раз.
-
- Новичок
- Сообщения: 43
- Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
- Member of AOPA: Yes
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
А вот и подоспел облёт самолета!
Первый взлёт:
Проход над полосой:
Полёт на малой скорости:
Посадка:
Ура! Всё прошло в штатном режиме. Взлётно-посадочные характеристики ещё будут более внимательно исследоваться, но уже видно, что это STOL безо всяких оговорок!
Первый взлёт:
Проход над полосой:
Полёт на малой скорости:
Посадка:
Ура! Всё прошло в штатном режиме. Взлётно-посадочные характеристики ещё будут более внимательно исследоваться, но уже видно, что это STOL безо всяких оговорок!
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
вообще не видно, что это STOL от слова "совсем". СТОЛ - это когда хвостом чуть не вперед колёс полосы касаешься. а шлёпнуть об полосу на приличной вертикальной на три точки и тормозить - это никакого отношения к "столу" не имеет.Bushwalker писал(а): но уже видно, что это STOL безо всяких оговорок!
-
- Новичок
- Сообщения: 43
- Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
- Member of AOPA: Yes
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
То, что вы описали, это вопрос техники пилотирования и полётного задания.вообще не видно, что это STOL от слова "совсем". СТОЛ - это когда хвостом чуть не вперед колёс полосы касаешься. а шлёпнуть об полосу на приличной вертикальной на три точки и тормозить - это никакого отношения к "столу" не имеет.
Посадка, может, и не была слишком короткой - такой задачи и не ставилось. Флаппероны были выпущены не полностью, порывистый боковик до 12 м/с. Зато посмотрите на взлёт - метров с 30, при том, что задрать его сразу, как положено, цели не ставилось.
Оставляю за собой право на предвзятость по отношению к потенциалу своего самолёта)
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
12 м/с - это 43 км/ч. Помножив на косинус "боковика" получите встречную составляющую. При скорости сваливания в 48 км/ч (у вас же СН-701?) и хорошим запасом мощности так взлетит и простой забор.Bushwalker писал(а):порывистый боковик до 12 м/с. Зато посмотрите на взлёт - метров с 30, при том, что задрать его сразу, как положено, цели не ставилось.
Оставляю за собой право на предвзятость по отношению к потенциалу своего самолёта)
Предвзятость - это очень здорово, но пока ничего, что могло бы характеризоваться как STOL на видео не видно.
внедорожник с переднестоечным шасси - это оксюморон.Bushwalker писал(а):мечтал именно о таком летающем внедорожнике
-
- Новичок
- Сообщения: 43
- Зарегистрирован: 04 июл 2017, 22:39
- Member of AOPA: Yes
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
Наконец нашёлся человек, который своим авторитетным мнением может завершить дискуссию, длящуюся десятилетиями!)
Хотя, конечно, есть и категоричные приверженцы какого-либо из подходов.
Моя любимая шутка на эту тему: Вот, например, мнение Криса Хайнца (конструктора самолета):
Cамолёт сделан на базе CH750, который является развитием CH701.
И относительно определения STOL:
Я перечитал немало англоязычных веток, где участники обсуждают преимущества и недостатки как переднестоечной так и заднестоечной схем. Не могу сказать, что кто-то однозначно побеждает, есть сторонники как одного подхода, так и другого.Buddu писал(а):внедорожник с переднестоечным шасси - это оксюморон.
Хотя, конечно, есть и категоричные приверженцы какого-либо из подходов.
Моя любимая шутка на эту тему: Вот, например, мнение Криса Хайнца (конструктора самолета):
Chris Heinz писал(а):КОРОТКИЙ ВЗЛЁТ И ПОСАДКА
Для оптимального осуществления короткого взлёта необходим большой угол атаки на земле или около земли, и нам, соответственно, необходима общая конфигурация самолёта, позволяющая достичь такого угла атаки. Этого можно добиться, либо используя очень длинные основные стойки шасси в конфигурации с хвостовым колесом (поднимая нос), либо, поднимая заднюю часть фюзеляжа при трёхколёсной конфигурации.
Рис. 10 – Конфигурация шасси
В конфигурации c хвостовым колесом вся кабина оказывается неудобно наклонена по отношению к земле, а длинные стойки шасси делают конструкцию непрочной и тяжёлой. Также затрудняется доступ к кабине, особенно для пассажиров и груза, и серьёзно ухудшается передний обзор на земле при выруливании и взлёте.
Рис. 11 – Наклон кабины
Большинство пилотов в наши дни считают более удобной и безопасной трёхколёсную конфигурацию шасси, и почти все учебные самолёты трёхколёсные. Трёхколёсное шасси очень устойчиво при движении по земле, в то время как шасси с хвостовым колесом менее устойчиво и требует постоянного управляющего воздействия, особенно в условиях бокового ветра. Этот момент, кстати, отражают и страховые ставки на самолёты.
Крыло самолёта с трёхколёсным шасси имеет нейтральный угол атаки при нахождении на земле, в то время как у самолёта с хвостовым колесом оно имеет угол атаки для максимальной подъёмной силы (См. рис. 11). Самолёты с хвостовым колесом поэтому более чувствительны к ветру при движении по земле и более подвержены воздействию ветра на открытой стоянке (там самолёт проведёт большую часть своего срока службы, за исключением нахождения в ангаре).
Несмотря на многие преимущества трёхколёсной конструкции шасси, конфигурация с хвостовым колесом используется как во многих старых моделях, так и во многих современных моделях самолётов STOL, в основном из-за отсутствия технологий и опыта постройки лёгких и прочных конструкций с носовым колесом, и недостатка опыта разработки конструкций шасси или интереса к ним у многих сегодняшних конструкторов.
Эксплуатация во внеаэродромных условиях предполагает, что самолёты STOL должны иметь прочную и толерантную к грубым воздействиям конструкцию шасси. Шасси является наиболее слабым местом многих моделей лёгких самолётов, что делает их зависимыми от взлётно-посадочных полос с покрытием, несмотря на способность взлетать и садиться на короткой дистанции.
Рис. 12 – Шасси
В моих моделях STOL я использовал простую двояко изогнутую пружинящую балку в качестве опоры основного шасси. Хотя это не самая лёгкая конструкция шасси, она отлично приспособлена для неподготовленных площадок, особенно в сочетании с большими колёсами, очень прочна, проста и практически не требует технического обслуживания. Стойка носового колеса управляемая, напрямую связанная с педалями руля направления. Для амортизации используется одиночный усиленный эластичный жгут (bungee). STOL CH 801 перенял конструкцию носового шасси у ZENITH CH 2000, моей серийной модели учебного самолёта, имеющей сертификат типа. Колеса основного шасси оснащены индивидуальными гидравлическими дисковыми тормозами, активируемыми нажатием конца ступни (toe brakes), обеспечивающими исключительную наземную управляемость. Практика показала хорошую пригодность такого устройства шасси для травяных полей, как и пригодность для пилотов с ограниченным временным ресурсом. (Износ носовой стойки и колеса минимизирован путём уменьшения давления на носовое колесо под действием момента от горизонтального оперения, что является особенностью моих конструкций самолётов STOL.)
Косинус угла близкого к 90 градусам близок к нулю. На что ни умножай, много не получишь. При разбеге такой боковой ветер добавляет только сложностей.Buddu писал(а):12 м/с - это 43 км/ч. Помножив на косинус "боковика" получите встречную составляющую. При скорости сваливания в 48 км/ч (у вас же СН-701?) и хорошим запасом мощности так взлетит и простой забор.
Предвзятость - это очень здорово, но пока ничего, что могло бы характеризоваться как STOL на видео не видно.
Cамолёт сделан на базе CH750, который является развитием CH701.
И относительно определения STOL:
Wikipedia писал(а):"STOL (Short Take Off and Landing). STOL performance of an aircraft is the ability of aircraft to take off and clear a 50-foot obstruction in a distance of 1,500 feet from beginning the takeoff run. It must also be able to stop within 1,500 feet after crossing a 50-foot obstacle on landing."
Dictionary of Aeronautical Terms
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
определение хорошее, но, по моему мнению, чрезвычайно недостаточное, поскольку в него с большим запасом влазит, например, вот этот самолёт:Bushwalker писал(а): И относительно определения STOL:Wikipedia писал(а):"STOL (Short Take Off and Landing). STOL performance of an aircraft is the ability of aircraft to take off and clear a 50-foot obstruction in a distance of 1,500 feet from beginning the takeoff run. It must also be able to stop within 1,500 feet after crossing a 50-foot obstacle on landing."
Dictionary of Aeronautical Terms
STOL GN-150 (на базе Zenair CH750 STOL)
Кроме того, вы забываете, что STOL - это всего лишь характеристики взлёта и посадки. Но никак не характеристики "внедорожности" самолёта. Вы не учитываете того, что Хайнц разработал свой самолёт с мотором 582, который весил со всеми пирогами и блинами 60 кг. Потом русские умельцы начали делать из него "джип", вкрячивая в него всё более мощный мотор, попутно усиливая(утяжеляя) конструкцию. При этом они гордо рассказывают об "авторской доработке и переосмыслении".