Тучка и вертолёт ...

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Tuchka
SAONовец со стажем
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 23 сен 2015, 11:25
Member of AOPA: No
Откуда: URKF
Летаю на:: R-44
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#46 Сообщение Tuchka » 24 ноя 2015, 08:27

С днем рождения, Сергей! Поменяемся местами на день: теперь уже Вам нужно принять от нас и вместить в свой мозг наши самые теплые пожелания и самые душевные поздравления!
ПОЗДРАВЛЯЯЯЯЯЕМ!
Поздравляяяяяем.jpg
Каждый имеет то, что заслуживает

Аватара пользователя
Tuchka
SAONовец со стажем
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 23 сен 2015, 11:25
Member of AOPA: No
Откуда: URKF
Летаю на:: R-44
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#47 Сообщение Tuchka » 24 ноя 2015, 23:12

Ох, как здорово мы отпраздновали день рождения Сергея!
Пока он отдыхал от нас в кругу семьи, нами был совершен короткий, но интереснейший маршрут: наш вертодром - верт.площадка в городе - аэропорт (настоящий! взаправдашний! не понарошку! - с экскурсией к диспетчерам!) - верт.площадка в городе - вертодром. Эмоции не помещаются в тару разумного размера, поэтому щедро расплескиваю их тут:
1. Составление штурманского плана затруднений не вызвало. Т.е. расстояние, время, топливо, частоты, место перехода на другую частоту - все понятно. Споткнулась на нумерации полосы аэродрома - 23 и 05, какая в какую сторону идет. Да еще одна полоса может быть и правой и левой в зависимости от того, с какой стороны к ней подходишь! На свою беду, в пилотской комнате пил кофе не улетевший пока опытный волк - его-то я и поймала. Впилась в него со всем энтузиазмом новичка, спасибо ему, что не сопротивлялся, а отвечал, да еще с примерами из жизни.
Вывод: подробно изучать описания ближайших аэропортов...
А еще был предполет в компании с инженером вертодрома.. Он добавил еще с десяток пунктов, которые я теперь тоже буду отслеживать. Он тоже привел примеры из жизни. Откуда бы я о них узнала?
Вывод: Общаться с опытными пилотами! Они - кладезь наиполезнейшей информации! И с механиками/инженерами тоже!
2. Радиообмен - никакая теория не помогает, нужна практика. Чувствовала себя попугаем, стукнутым по голове большой деревянной ложкой: я не то что не могла сама сформулировать сообщение диспетчеру (надо сказать, очень деликатному и терпеливому!), я даже не всегда могла повторить то, что мне суфлировал сидящий слева Создатель. Вот цитировать страницами Евгения Онегина или басни Крылова пачками - пожалуйста. Даже стих написать - запросто. А это "...визуальный заход на ВПП 05 разрешен, дыр-быр, тыр-выр, хрю-хрю, кря-кря, ХХХ!" Мой филологический мозг протестовал и желал общаться красивыми сложноподчиненными предложениями. Так это еще Создатель сам частоты переключал! Если бы и это я должна была делать - распалась бы на молекулы прямо в вертолете, не добравшись до стоянки в аэропорту...
Вывод: слушать реальный радиообмен, благо есть ресурсы в интернете.
3. Приземление на городскую площадку - сложностей нет, если знаешь, где она. Я вроде бы знала: карту смотрела, маршрут планировала. Но с воздуха оно оказалось совсем не такое, как ожидала. Заход на нее - прямо с русла реки! Указующий перст Создателя и спокойное: "Смотри, там ЛЭП. Если на 2-й круг уходить, то заранее". Я: "Не хочу на ЛЭП!" (это вопит парапланерное прошлое, в котором провода были одной из самых страшных страшилок). Создатель голосом Этуша из "Кавказской пленницы": "Сам нэ хачу, э!" Сели без сложностей.
Вывод: постоянно улучшать навык построения глиссад и посадки. Заранее и очень подробно изучать карту.
Верт.площадка в городе.jpg
4. Приземление в аэропорту. Тут можно писать долго. Основное:
- прониклась уважением к труду диспетчеров; у них выматывающая, ответственная работа с множеством невидимых нам рутинных задач;
- поняла, насколько безответственно сейчас "просто летать" на всех "тряпколетах" (так СЛА называют диспетчеры). 10 лет назад еще можно было, но сейчас - это такая рулетка...
- см. п. 2.
- ВПП эти просто кошмар, надо разбираться...
Все усугублялось пониманием, что тут, вот прямо тут заходят на посадку всякие там Боинги и Эйрбасы, а это вам не дельтаплан-стропорез...
Выводы: Заранее и очень подробно изучать карту и всю инфу об аэродроме. Радиочастоты, круги, ВПП, высоты, РД, перрон и пр.
Заход на ВПП в аэропорт.jpg

Обратно видимость была хуже: дым от горящего камыша стелился по земле, а мы летели еще против солнца...
Но это было так здорово!

Итак, выводы:
Добросовестная подготовка к полету - залог нормального полета. Изучать карты. ИЗУЧАТЬ. Да.
Авиационный английский (на перспективу). Каков бы он хороший разговорный ни был - не понять быстрые рубленые фразы диспетчера. Учить. Да.
Налет. Летать! ДА!
Последний раз редактировалось Tuchka 24 ноя 2015, 23:57, всего редактировалось 5 раз.
Каждый имеет то, что заслуживает

Аватара пользователя
Tuchka
SAONовец со стажем
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 23 сен 2015, 11:25
Member of AOPA: No
Откуда: URKF
Летаю на:: R-44
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#48 Сообщение Tuchka » 24 ноя 2015, 23:29

Ну и на закуску: После приземления на родном вертодроме мы не заглушили двигатель. На мое место сел представитель тряпколетного сообщества: парапланерист, почти планерист и мой Муж. Я угнездилась сзади, радуясь, что уже больше 16.00 ч., а я без обеда.
(с) "Предчувствия его не обманули!" Первые 15 минут полета я ощущала себя как внутри пьяного майского жука: Муж пытался висеть в 2-х метрах над непаханым полем. Он 1-й раз управлял вертолетом. Сначала просто ручкой управления, потом потребовал педали. Потом сдал их обратно.
Я с трудом заставила себя рефлекторно не дергать руками и ногами, пытаясь скорректировать крены и занялась изучением уклона поля. И просто потеряла дар речи: в 5 метрах от рокочущего вертолета по полю неспешно (!) шел... фазан! Здоровенная туша с изумрудно-зеленым хвостом! А еще неподалеку стоял еще один! Ну была бы это весна, тайга, я бы тетереву не удивилась, но глухой фазан на поле в ноябре - "Звезда в шоке!"
Муж вышел из вертолета взмокший и довольный - висел! Для 1-го раза очень даже здорово висел!
Теперь остается надеяться, что он не выдержит и примкнет к славной вертолетной братии!
Каждый имеет то, что заслуживает

Аватара пользователя
Orange
Активный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 25 май 2011, 00:17
Member of AOPA: Yes

Тучка и вертолёт ...

#49 Сообщение Orange » 25 ноя 2015, 00:33

Тучка!!
Комарова надо использовать в заграничных перелетах, там его талант и английский ICAO 18-го уровня раскрываются в полный рост!!

Когда он (достаточно замотивированный нашим экипажем) - вежливо спрашивает у Tower аэродрома небольшой европейской страны -
"request priority landing, еб....мать!!", то мы получали приоритетное обслуживание, соответствующее нашему представлению о месте в
обществе (и запасу бензина тоже), а местный рейсовый B-737 уходил на второй круг - именно такой настойчивости надо учиться!!))

Когда один очень опытный пилот (я!!) в исключтельно строгом немецком CTA перепутал футы и метры, и попытался набрать лишний километр -
именно KSV остудил дурацкого истеричного немецкого диспетчера только ему понятными словами - "shut up, these are russian military R-44's!"

И к слову - висеть в первый раз не удается никому. Кто бы что не говорил. Мне было мало футбольное поле. Твой муж молодец!!

Е~

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Тучка и вертолёт ...

#50 Сообщение Misha » 25 ноя 2015, 01:52

Orange писал(а):
Когда он (достаточно замотивированный нашим экипажем) - вежливо спрашивает у Tower аэродрома небольшой европейской страны -
"request priority landing, еб....мать!!", то мы получали приоритетное обслуживание, соответствующее нашему представлению о месте в
обществе (и запасу бензина тоже), а местный рейсовый B-737 уходил на второй круг - именно такой настойчивости надо учиться!!))

Когда один очень опытный пилот (я!!) в исключтельно строгом немецком CTA перепутал футы и метры, и попытался набрать лишний километр -
именно KSV остудил дурацкого истеричного немецкого диспетчера только ему понятными словами - "shut up, these are russian military R-44's!"
Ну, вы там, блин, даёте... Слов нет... Хочется после вас летать в других европах...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#51 Сообщение ksv » 25 ноя 2015, 12:03

Misha писал(а):Ну, вы там, блин, даёте... Слов нет... Хочется после вас летать в других европах...
Ай, да шутит он. Было Declare an emergency из-за малого остатка топлива. Все было мгновенно и професcионально со стороны ATC - я объявил, ребята всех разогнали и дали приоритет.

А в Германии мы действительно перепутали ft и метры и начали набирать 3000 метров. Крыша поехала. Ну бывает... Но после третьего визга диспетчера о том какие рас#издяи, пришлось немного фыркнуть в его сторону. Но все было в пределах дозволенного и культурка не пострадала.
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

Аватара пользователя
Tuchka
SAONовец со стажем
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 23 сен 2015, 11:25
Member of AOPA: No
Откуда: URKF
Летаю на:: R-44
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#52 Сообщение Tuchka » 28 ноя 2015, 20:24

Диалог двух Я, восторженного Оптимиста и угрюмого Пессимиста:
- Наконец этот день наступил!
Удивленное молчание.
- Пройден тестовый экзамен по теории!
Снисходительное молчание - всего лишь тестовый, а экзамен в Росавиации никто не отменял.
- Закончились 2 недели тяжелой, но интереснейшей учебы!
Злорадное молчание - теперь месяц надо разгребать завалы по работе, восстанавливать запустение в холодильнике, возвращать ребенка в стойло, а зверей - в нормальный режим выгула и питания (собака уже плотоядно косится на свою подстилку - пенополиуретановый коврик, а кот - столь же плотоядно - на собаку)
Кот ест собаку.jpg
Тем временем диалог двух Я продолжается:
- Я ощущаю себя на новом интеллектуальном и энергетическом уровне!
Ехидное молчание - началась увлекательнейшая игра "Сохрани уровень" до экзамена в Росавиации!
- Да, конечно, была пара-тройка ошибок в ответах...
Уничижительное молчание - как можно было не понять разницу между "угол в горизонтальной плоскости между северным направлением меридиана, проходящего через вертолет, и проекцией продольной оси на эту плоскость" и "угол в горизонтальной плоскости между направлением северного магнитного меридиана, проходящего через вертолет и проекцией продольной оси на эту плоскость"?!?
- Но в целом мы маладцыыыыыы!
Деваться некуда - пафосное молчание в ожидании аплодисментов.

А если серьезно...
Большое, нечеловечески горячее спасибо Сергею Комарову за великолепно утрамбованный в наших головах материал.
Правда, сознаюсь, был единственный вопрос, на который мы так и не смогли ответить. Сергей, собирая свой рюкзачок, спросил: "Ребят, может, есть предложения, что можно улучшить? Есть замечания по форме, стилю, интенсивности обучения?" И мы зависли. Через минуту один из нас произнес: "Очень хочется придраться! Но, блин, не к чему".

Окончание 2-хнедельного марафона заполировали вкусным ужином а-ля Азия (шурпа, плов по-намангански, жау-баур, самса и пр. вкусные вещи на мангале).
Приятного возвращения домой, Сергей!
Полноценного отдыха!

А мы - продолжаем! Игра "Сохрани уровень" начинается...
Глазки в кучку.jpg
Глазки в кучку.jpg (13.74 КБ) 8487 просмотров
Последний раз редактировалось Tuchka 29 ноя 2015, 13:25, всего редактировалось 1 раз.
Каждый имеет то, что заслуживает

Аватара пользователя
Tuchka
SAONовец со стажем
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 23 сен 2015, 11:25
Member of AOPA: No
Откуда: URKF
Летаю на:: R-44
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#53 Сообщение Tuchka » 28 ноя 2015, 23:30

На закуску...
Вот что должны сделать 2 взрослых и, смею надеяться, умных человека, после окончания 2-хнедельной ЕЖЕДНЕВНОЙ учебы?
Нормальные люди как минимум выпивают по рюмочке "за окончание" и направляют все мысли на что угодно, кроме темы вертолета.
Нами же по приезду был заварен молочный улун, в руки сразу же взят ноут, открыт fpln, а там - началось составление маршрутика для R-44, целью которого была бы доставка мужественного курсантского тела на обучение-таки планерным полетам, в Кисловодск.
И ничего, что стоимость такой доставки составляла почти полную стоимость всего курса планерного обучения. Был кураж! Нужно было прикинуть мелочи типа как и когда лететь. А главным было продумать, в какого цвета костюм, обтягивающий фигуру, будет одета пилотесса, какого калибра пистолет будет проглядывать из-под какой длины юбки, какой высоты каблук и насколько темны очки - ну, чтобы прибытие курсанта выглядело совсем уж апокалиптически...
Каждый имеет то, что заслуживает

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#54 Сообщение ksv » 29 ноя 2015, 13:30

Удачи, Наташа! Спасибо за теплые слова!
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

Bark
SAONовец со стажем
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 21 сен 2010, 11:24
Member of AOPA: Yes
Откуда: URKF
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#55 Сообщение Bark » 29 ноя 2015, 14:55

Правильный кураж - наше фсё! )

Аватара пользователя
Tuchka
SAONовец со стажем
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 23 сен 2015, 11:25
Member of AOPA: No
Откуда: URKF
Летаю на:: R-44
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#56 Сообщение Tuchka » 10 дек 2015, 21:48

Кураж...
Последний раз редактировалось Tuchka 10 дек 2015, 23:05, всего редактировалось 1 раз.
Каждый имеет то, что заслуживает

Аватара пользователя
Tuchka
SAONовец со стажем
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 23 сен 2015, 11:25
Member of AOPA: No
Откуда: URKF
Летаю на:: R-44
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#57 Сообщение Tuchka » 10 дек 2015, 22:01

Кураж...
Только на нем я и выезжаю, остервенело (с 6.00 до 23.00) разгребая завалы по работе, образовавшиеся в результате 2-хнедельной учебы.
Пару раз вырывались на вертодром. Мужу прискучило сидеть сзади молчаливой галлюцинацией, и после 30-40 минут моих занятий он менялся со мной местами и начинал пытаться висеть. В перерыве между полетами он разъезжал по пилотской комнате на сигвее и вид имел презабавнейший. К середине своего 2-го полета он окончательно отобрал у сидевшего справа Создателя педали и шаг. Вот бывают же такие люди - все им дается быстро и без видимых усилий! Даже завидовать не получается - весь объем памяти занят восхищением.
А Создатель ведет себя в высшей степени коварно - на мой необдуманно заданный вопрос "А 66-й намного шире 44-го?" он прямо в ту же секунду пнул нас в сторону ангара, где ровнехонькими рядами стояли R-44, R-66 и 2 Bell-а. И мы в 66-м посидели. Жизнь заиграла новыми красками. Я героически молчала, судорожно давясь воем: "нихачу44-йхачу66йпатамуштавниволыживлезут!ИнаАибгусестьможнавПоляне! Изаправляцаналюбойзаправкеможна!" Вылезла из него задумчивая...
Каждый имеет то, что заслуживает

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#58 Сообщение ksv » 10 дек 2015, 22:04

Tuchka писал(а):Вылезла из него задумчивая...
Вот из-за таких мечт, которые имеют обыкновение сбываться, начинает трещать семейный бюджет... Осторожнее с желаниями :)
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

Аватара пользователя
Tuchka
SAONовец со стажем
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 23 сен 2015, 11:25
Member of AOPA: No
Откуда: URKF
Летаю на:: R-44
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#59 Сообщение Tuchka » 10 дек 2015, 22:48

Что-то это уже становится традицией: как только мы откуда-то уезжаем, так там сразу катаклизма какая-то случается: то дефолт (Родина), то землетрясение (Н.Зеландия и Япония), то майдан (Киев), то тайфун (Мексика)... В этот раз вроде все гуманнее: просто температура в Дубае оказалась на 10 градусов Цельсия ниже нормальной. Видимо, не реализуется уже моя идея погреться посередине лютой краснодарской зимы (сибиряки сейчас задохнутся от возмущения) и выгулять в тепле "4 платья вечерних, шелковых". НО! Бывают же и приятные сюрпризы в этой жизни! Перед вылетом мы безуспешно пытались найти на сайте SkydiveDubai точные адреса, где все это будет происходить. Не смогли. Расстроились, решили искать на месте - по реву двигателей, запаху адреналина и клубам цветного дыма в небе.
Каково же было наше изумление, когда перед въездом в наш отель мы увидели огромные растяжки SkydiveDubai и макеты самолетов! Не веря глазам своим, мы вышли на балкон и...
Площадка.jpg
В общем, 5 минут ходьбы из отеля, и мы - на Drop Zone Marina, на которой соревновались моделисты, пилоты вертолетов и парапланеристы!!!
Восторг от такого везения нужно было срочно запить соком киви и манго, и мы присели за столик маленького передвижного кафе в ожидании начала вертолетного слалома. У прилавка разговорились с представительным дядечкой, который оказался одним из судей того самого слалома, в котором наши ребята сегодня заняли 1 место!
Поздравляем наш экипаж и его тренера с победой! Желаем увеличения числа российских экипажей и количества медалей на всех мыслимых соревнованиях по вертолетному спорту!

А в тот день мы посмотрели четвертьфинал слалома. Сын старательно засекал на секундомере время прохождения трассы и по-мужски сдержанно болел: "Ну, давай, давай, жми!" И ребята жали!
Слалом.jpg
А потом мы расслабленно шли к отелю по дороге, украшенной флагами всех стран-участниц, и нас дружными косяками обгоняли команды славян: россияне, беларусы, украинцы... И было так радостно видеть их здесь - энергичных, загорелых, красивых. И хотелось верить, что все у вертолетного сообщества будет хорошо...
Каждый имеет то, что заслуживает

Аватара пользователя
Tuchka
SAONовец со стажем
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 23 сен 2015, 11:25
Member of AOPA: No
Откуда: URKF
Летаю на:: R-44
Контактная информация:

Тучка и вертолёт ...

#60 Сообщение Tuchka » 21 дек 2015, 20:56

А сейчас перед Вами выступит Софья Прутц. Все ее творчество пронизано тоской по безразвратно прошедшей юности! (с)
Из серии "Полночный бред южного воспаленного мозга, занесенного а) судьбой в командировку и б) снегом в Н.Тагиле"...

Неслись недели как в дыму…
Я в ежедневной суматохе
Скользнула взглядом по Нему
И, ахнув, замерла на вдохе.

Стоп-кадром стало все на миг:
Машины, люди, звуки, лица…
Сдержав невольный хриплый вскрик,
Во мне плененною волчицей
Завыло сердце: «Ну, зачем?!?
Зачем такое искушенье?
Я не хотело перемен,
Романов, новых отношений…
Бежать! Не видеть, не смотреть,
Чтоб не сгорать в пустых надеждах!
Не сметь надеяться, не сметь!»
Но я уже не та, что прежде.

Нет воли от Него бежать…
И я прирученною птицей
Его готова обожать,
Ему готова подчиниться.

Как Он свободен от оков
Обыденности, дел, работы!
Он к приключениям готов
Как барс – к прыжку! Как беркут – к взлету!

Не исчезай! Молю, постой!
Надежды нет. До слез, до дрожи.
Не мой, не мой.. шисят шестой…
Красивый… мощный… растаможен…
Каждый имеет то, что заслуживает

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»