Германия.. полеты.. правильность во всем!
Задача - пройти ночные полеты (NVFR) и MEP. Плюс полетать по Европе.
День первый. Волнуясь, практически прямо из аэропорта добираюсь до маленького аэродрома около Мюнхена. Нахожу школу. Внутри школы лежат 3 апельсина, ценник на кофе (автомат в углу), чай и большая деревянная моделька Сессны-172. За стойкой девушка.
- Я вам звонил, ночной рейтинг, полеты..
- Да-да.. а вы деньги принесли?
После краткого выяснения, что принимают только наличные (карт-ридера нет) и просьбы оплатить все сразу и вперед, мне выдали инса и Пайпер.
Диалог с инсом должен был затянуться, т.к. для начала мне хотелось ночью слетать в Прагу и обратно. Но погода в Праге была не очень, посему решили слетать в Зальцбург. Благо, рядом.
Я пытаюсь подать флайт-план - инс машет рукой куда-то вдаль и поясняет, что вообще флайт-план не нужен. Через 10 минут он решает, что все же флайт-план нужен - для ночных полетов вроде требуется. Заполняем форму в сети и выходим на летное поле..
Я все жду, когда же мне наконец сделают брифинг (надеюсь, я применил правильно слово), дадут правила аэропорта, частоты, спросят про карту, логбук, лицензию, опыт.. Спросят хотя бы про то, на каком самолете я летал и сколько часов у меня вообще налет...
Мы доходим до самолета. Я, памятуя, что надо быть safe, пытаюсь подлизаься к инсу и прошу дать мне чек-лист.. На дворе январь, лазать с мензуркой под крыльями самолета в теплой но ветренной Европе мне не хочется.. да и потом ни разу не видел, чтобы вместо 100LL в бак налили дизеля или еще что-нибудь.. Очень надеюсь, что "проверка качества топлива" пройдет стороной. как и "количества масла" в двигателе.
Инс превосходит все мои ожидания:
- Я уже все сделал!
Мы забираемся в Пайпер, я нахожу пару знакомых кнопок, получаю ключи от зажигания, вспоминаю, на какой скорости надо взлетать на полностью загруженном самолете.
- Чего ждем? Запускаемся!
Запускаемся. Инс тыкает в GPS, тыкает пальцем в точку и говорит:
- После взлета - туда! А там спросим..
Мы выставляем сквок на 7000 и взлетаем.. Взлетаю я по внешним ощущениям, потому как чек-листа в самолете тоже нет. Точнее есть, но он валяется где-то далеко позади, лезть туда в темноте мне не хочется, инсу тоже ... Ну и ладно.
Темнеет. Мы выходим из зоны аэропорта, переходим на "Мюнхен-Радар" и тут я начинаю тихо офигевать, потому что первым делом "Мюнхен" нам выдает виртуальную точку захода рейсовых бортов по ILS на Зальцбург, просит не превышать 4000 футов и вообще лететь себе далее. Я начинаю думать, что NVFR, это почти что IFR, только называется чуть иначе. Инс, нимало не смутившись, деловито вбивает координаты точки в GPS и мы летим.. Красиво.. В темноте справа виднеются горы, слева проплыл красный стадион Мюнхена.. И тут я слышу, что D-... MP должен повернуть на 010 налево.. При том, что мы идем 000.
На автомате поворачиваю налево, делаю полный вираж, вспоминаю, что в VFR это вообще-то называется hold, но уже не возникаю. Далее, получив еще с десяток "векторов" по направлению и высоте, подхожу к Зальцбургу. Темно, город светится, красиво..
Кроме города не светится больше ничего. В смысле - на панели приборов. Ну, ясен пень, самолет специально подготовлен для обучения ночным полетам... Зато у инса есть фонарик(!). Фонариком он светит то на вариометр, то на высотомер.. На панели ярким светом горит GPS. При скорости 120 узлов на посадке начинает гореть лампочка "Выпустить шасси".. Пожалуй, все..
Инс решает меня не мучать и просит сразу использовать ILS. Ну да, а чего там, собственно... Хорошо, я однажды видел, как она работает... но его уверенность во мне меня радует.. Мы идем явно ниже глиссады, дотягиваем движком и идем с запасом.. Инс начинает ныть, что мы выше..
- Выше - не ниже! (т.е. " Да пошел ты..")
- Нет-нет, мы должны видеть 2 красных, 2 белых..
- Увидишь!
При посадке я пытаюсь сделать все правильно, но промахиваюсь и сажусь на 3 точки... На родном аэродроме за это ныли бы час, но тут инс доволен.
За автобусом в надписью Follow me докатываемся до АОН-терминала. Он же бизнес-терминал. Рядом стоят пару реактивных Сессн. В одной из них сидит мужичонка, смотрит на нас, во взгляде удивление. Мы гордо швартруемся в 10 метрах от терминала Зальцбурга и идем курить и платить..
Обратная дорога отличалась только тем, что векторили нас уже просто по понятным точкам.. Над Мюнхеном я не выдержал.
- У нас в России тоже так летают.. по прямым и поворотным точкам.. А можно свободно полетать?
- Аэродром в 21.00 закроется.
- Да и хрен с ним..
- Ну ладно, вон там башня, вот Мариенплац.. Кружись..
Покружился.. Полетал над зданием администрации.. Чувствовал себя почти ночной ведьмой.. очень хотелось бросить хотя бы презерватив с водой.. зачем - не знаю..
Приземлились. В офисе мне инс продал фонарик (18 евро), выдал счет ( почти 3 часа), сказал, что ему было с нами "прикольно" и уехал.. Надеюсь, прибыль, полученную от продажи фонарика, школа потратит на ремонт освещения панели в самолете. Но не уверен...
День второй.
- Нельзя лететь в Будапешт и одновременно отрабатывать MEP!
- Хорошо, а в Венецию можно?
Утренний разговор с владельцем школы. Естественно, после демонстрации наличных.. Сколько я тряс банкомат для того, чтобы вытащить оттуда 3К евро.. Видать, живу в богатом районе - выдает за 1 раз ровно 295 евро..
Вылетели в Прагу.. Но как вылетели.
Начало - в 12.00.
Пока выспались, поели, добрались - опоздали на 50 минут. В 13.00 за конторкой сидит парочка детей лет 8, больше никого.. дети играют волейбольным мячиком.. Периодически что-то куда-то падает.. В Германии выходной..
Уговорить инса на полеты в субботу было сложно.
- Если вы приедете завтра в 9.00 то мы полетаем до 12.00, потом я занят до 16.00..
- Нет, мы приедем в 12.00, полетаем до 21.00, а там видно будет..
Не знаю, какие слова применил Дима, но парень сдался буквально за час..
- Мы сейчас все вместе летим в Будапешт!
Проходит полчаса. 13.30.
- Там нет бензина!
В тяжелых раздумьях проходит еще 20 минут..
- Летим в Прагу! Выйдем в город, перекусим и обратно!
- Летим.
Сижу, курю, никого не трогаю. 14.50..
Выходит инс, дает мне пачку в 20 листов... IFR Route. Отдельно схемы и правила захода на посадку в Праге и по дороге..
Инс другой, не вчерашний, видит меня тоже впервые.. Но никто даже не спрашивает меня про мой рейтинг, опыт и прочие глупости...
А я чего... мне так даже интереснее..
Пытаемся улететь. Ждем инса, он появляется минут через 20, убегает и мы ждем полицейского, потом ждем уже непонятно кого, потом таможенника.. Потом просто ждем..
В 15.30 мы наконец забираемся в самолет. Пайпер Сенека. 6 мест.
Панель светится!! Темнеет... С ходу нам объявляют 12.000 футов.. Забираемся.. колбасит, начинается обледенение.. Но тут показывается Прага.. По дороге (мы же обучаемся) инс просит меня сделать вираж налево и направо с креном в 30 градусов.. Понимаю, что это - любимый тест любого инса.
Привычно приземляемся по ILS.
При taxi четко слышу - "Первый поворот налево, DELTA". Притормаживаю, инс машет рукой, неодобрительно головой и говорит "- Дальше!".
Ну дальше, так дальше..
Оживает дисп.
- Там за вами борт приземляется.. А вы не повернули..
- Ой, - говорит инс, - ошибка!
- Ну так двигайтесь быстрее до следующего поворота..
Я молчу..
Инс отказывается от совместного поедания свиной ноги.. про пиво мы ему вообще решаем не рассказывать... Про "бехеровку" - тем более.
Вылет обратно. Плюс 2 градуса, 19.30, темно, дождь.. Облачность от 2 тысяч и выше.
- Поднимаемся на 10К футов.
Темно, облачно, морозно. Раз в пару минут инс включает лампочку и смотрит на обледенение крыла.
- Поднимаемся на 12К футов..
Та же фигня..
- Поднимаемся на 15К футов..
Я начинаю вспоминать, сколько времени на 15К мы можем лететь без кислородного оборудования.
Инс начинает ковыряться.. достает откуда-то маску, открывает баллон.. Я тепло думаю про инса - "Заботливый какой.. ".
Инс надевает маску на себя... Я жду вторую.. В этот момент пропадает боковое зрение, потом возращается.. Типичная гипоксия.. Мы летим на 15К уже около 40 минут..
- А можно мне тоже подышать кислородом?
- Это не обязательно!
Летим дальше..
Не буду упоминать выражение лиц пассажиров, которые увидав инса в маске вдруг решили, что ему плохо..
Привычный заход за посадку по ILS. Приземлились.
Сегодня продолжим.. Может, Pitts выпрошу попробовать..