Налетал пока всего 100 часов. Причина в том, что 2 месяца борт стоял на приколе. Дело в том, что весной из RHC пришел бюллетень. Со всех вертолетов (R44 и R66), выпущенных в период 2010-2011 годов и имеющих гидравлические цилиндры системы управления с серийными номерами ...-... должны быть демонтированы и высланы на завод для инспекции до августа 2012 года. Видимо в указанной партии гидроцилиндров где-то когда-то был выявлен брак производства. И всю партию решено было отозвать для инспекции. Насколько я знаю, в нашем клубе под этот бюллетень попало несколько бортов, включая два из трех R66. Но если некоторые R44 могли обойтись заменой временно снятых гидроцилиндров из ремфонда и со склада запчастей, то для R66 склада запчастей еще нет... Причем, нет не только в России, но и в мире. В каких-то бортах под инспекцию попал один из трех гидроцилиндров, в каких-то два, а мне повезло - все три гидроцилиндра оказались из отзываемой партии. Впрочем, даже если бы попал только один - обменного фонда на R66 все равно нет. Короче, крайний раз я слетал 30 июня, а вновь готов борт был только 3 сентября.
Кстати - вопрос к залу (может кто в курсе тонкостей). Сама инспекция на заводе бесплатна, а вот за работы по демонтажу-монтажу и пересылке деталей с меня срубили довольно значительную сумму. Теперь вот я думаю, а правильно ли срубили? Случай-то чисто гарантийный. Дилер доказывает, что гарантии подлежат только запчасти, а работа и пересылка должна оплачиваться. Ну ладно пересылка... А работа? Получается, что дилер вообще не дает никакой гарантии? В общем, для меня этот момент не до конца ясен. Кто прав?
Что касается эксплуатации, в целом всё хорошо. Аппарат надежный и предсказуемый. Энерговооруженность потрясающая. Однако за этот период было у меня в полете две желтых лампы. Первый случай - стружка в двигателе. Лечу себе с Буньково как всегда на Северку, вдруг в районе Раменского загорается желтая лампа Engine Chip. Я в лёгком недоумении. Двигатель-то турбовальный, из движущихся деталей лишь две турбины - горячая и рабочая. Если это какой-нибудь задир лопаток, это полный пипец. Короче, долетел кое-как до Северки. На мое счастье там были специалисты из Челавиа, которые помогли снять датчик стружки, на магните которого обнаружилась тонкая иголочка металла в пару миллиметров длиной. Я бережно сохранил ее и вернул на АТБ для исследования. Оказалось, что это нитка резьбы с какого-то резьбового соединения. Слава богу не задир.
Второй случай был чуть более тревожный. Лечу я практически рекордный по дальности (>1000 км) беспосадочный полет из Буньково в Волгоград (да еще против сильного ветра всю дорогу). Наперед скажу - 6 часов летел. Вдруг, где-то в районе Мичуринска загорается желтая лампа топливного фитльтра. Бл... Этого еще не хватало. Причем, эффект неустойчивый. Если взять шаг - горит стабильно, если отпустить - вроде гаснет. Ну понятно - фильтр не полностью прозрачен и при значительном давлении топлива начинает срабатывать перепускной клапан. А если обходить фильтр байпассом - это совсем не здорово. Вся грязь (если она есть в топливе) начинает прямиком хлестать в турбину со всеми возможными последствиями. Пытаюсь нащупать положение, при котором лампа гаснет. Вроде получается. То есть фильтр не полностью забит, а как бы наполовину. В общем, опуская дальнейшие детали (они мною подробно описаны в рассказе, имеющемся в Фейсбуке), оказывается, что это больше всего похоже на грязь из топливного бака. Такая тонкая то ли кашица, то ли студень... По предположению это тальк из резинового вкладыша в топливный бак. Вы все наверное знаете, что теперь все баки в Робинсонах имеют резиновый вкладыш в жесткий бак, который не дает топливу растечься при разрушении жесткого бака, предотвращая тем самым пожар. Штука полезная. Но видимо бак был не достаточно хорошо промыт и грязь скопилась в топливном фильтре. После замены фильтра эффекта больше не наблюдалось.
В остальном аппаратом доволен. Настораживают только сложности с запчастями. Любая поломка может для R66 вылиться в гораздо больший простой, чем аналогичная поломка R44 по причине отсутствия запасов запчастей у дилеров. Это показал случай с отзывом гидроцилиндров. Кроме того, до сих пор не разрешены сложности с сертификацией типа для R66 в России (и в Европе). Летаю пока на ЕЭВС, но хотелось бы по истечение года получить уже серийную сертификацию. Тут, однако, полная неясность и туман.
Что же касается летных и эксплуатационных характеристик, тут только эйфория. Я в начале лета (еще до бюллетеня) активно полетал по России: Питер, Волгоград, Пятигорск, Воронеж, Иваново, Нижний Новгород, Самара, Оренбург, Ижевск, Чебоксары и ряд других городов... То, что борт керосиновый - это просто красота! Летишь в любой город и знаешь, что если нет подходящего аэро-вертодрома АОН, всегда можно сесть в городском аэропорту (что я и делал часто). Свобода полная и по сравнению с R44, где ты постоянно озабочен заправкой, ощущение радостное. Ну и по летным свойствам... Я сейчас летаю в Англии - нахожусь в процессе получения EASA PPL (H). Естественно там летаю на R44 и ощущения от сравнения есть и в ту, и в другую сторону. Когда перехродил с R44 на R66 все как-то естественно воспринялось и сказать особо было нечего. А вот теперь, когда постоянно пересаживаюсь на R44, начинаешь понимать разницу остро.

Тесно и шумно - это самые первые чувства, которые бросаются в глаза и уши. Авторатирует более топорно. Запаса по мощности не чувствуешь. Про багажник я уже и не говорю. Теперь-то как раз и начинаешь понимать, что дедушка-Робинсон действительно сделал большой шаг вперед с R66. Так что, если вы можете себе позволить пересесть с R44 на R66, делайте это смело. Не пожалеете. Разница в цене есть, конечно, но она того стоит!