Страница 7 из 23

Re: HELIACTION

Добавлено: 16 июн 2011, 14:39
Vovick
Misha, а сколько в этот раз вы потратили времени на освежение теории полетов в горах? Или прямо сразу в горы с колес полетели? Твой опыт-то нам известен, а как остальные пилоты поступили? С ними занимались-тренировались?

Re: HELIACTION

Добавлено: 16 июн 2011, 14:46
Misha
Не скажу точно, поскольку после прилета на площадку "Бештау" я почти сразу лег спать (накануне лег поздно и встал рано). Знаю, что были тренировочные полеты и теория (на теории частично присутствовал). Но про детали тренировок ничего не скажу - не знаю. У меня проблем с полетом в горах не возникло, хоть в этот раз я не тренировался.

Re: HELIACTION

Добавлено: 16 июн 2011, 21:43
zenon
Сегодня был третий день горных тренировок. Кажется начинаю понимать, что от меня хотят и как это выполнить. Но до совершенства еще далеко. Летали в горы на 2000...2500 м с подбором площадок и выполнением посадок на пределе мощности (висение тут если и возможно, то только с падением оборотов несущего винта и воем сирены).

Интересно. Отметил для себя, что на высотах >2 км вертолет постепенно начинает превращаться в самолет. Но если у самолета ограничение только снизу (падение скорости приводит к срыву в штопор), то у вертолета есть еще и ограничение сверху - в разрежённом воздухе срыв потока на лопостях наступает раньше, а значит максимальная скорость сдвигается к меньшим значениям. Чем выше, тем на меньшей скорости начинается срыв потока, однако тем большая скорость нужна для поддержания аэродинамических свойств вертолета. Получаются тиски, которые зажимают пределы пилотирования, и чем выше высота, тем туже жмут тиски. Пределы безопасных скоростей ужимаются сначала от 30 до 80, затем от 40 до 70 узлов, а затем от 50 до 60 узлов. В какой-то момент оказывается, что ты можешь лететь лишь на единственной скорости, балансируя на ней, как на острие игле. Чуть меньше - сыпешься, чуть больше - сыпешься. А если учесть, что эта игла зависит от температуры, загрузки и ветров, которые в горах порой труднопредсказуемы, то это и составляет основную опасность горных полетов.

Re: HELIACTION

Добавлено: 16 июн 2011, 21:55
lt.ak
обсуждение влияния высоты на минимальную и максимальную скорости в http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=58&t=5113 ...

Re: HELIACTION

Добавлено: 17 июн 2011, 00:23
Vovick
В качестве подготовки к полетам в горах мы с инструктором в Б. Грызлово поехали на 3 тысячи метров. Я на 2 700 выбросил белый флаг. Получается полет по ППП. Очень устал контролировать наддув, скорость и крен в наборе. Понял, что в горах еще одна засада может быть. Присутствие визуальных ориентиров как то горы, ущелья, долины-площадки должно скрадывать ощущение высоты. В общем, в горы уже не так сильно хочется. Полечу туда только за наукой, пейзажи в топку раза три.

Re: HELIACTION

Добавлено: 17 июн 2011, 08:50
zenon
Наверное нет смысла бояться гор просто так... И хотя горы - это враг, любого врага надо изучать и хорошо знать. Однако, правда в том, что горы требуют от пилота и от техники максимального напряжения сил. И тут уж никаких авторитетов быть не должно. Только самому все считать. Нарабатывать личный опыт с опытным инструктором. Нельзя полагаться на сторонние советы или находиться под влиянием коллектива. В воздухе каждый сам за себя.

Re: HELIACTION

Добавлено: 18 июн 2011, 10:21
94-й
А самое вредное среди всех - авиасимулятор MSFS. Вот что запретить надо! Кстати там и горные полеты можно осваивать!
Согласен. Маленькая история в подтверждение.
В 2007-м чемпионат мира по планерному спорту был в Риети (Центральная Италия, горы до 3000 м). Некоторые наши спортсмены приехали туда с большим опытом полетов на "Кондоре" в этой местности. Оказалась полная фигня, а не опыт. Сами это признали после первого же дня полетов. Т.е. отрицательного от "Кондора" они ничего не получили, но и положительного - тем более. Потеря времени. Реальность оказалась суровой. Наши кондорпилоты почти сразу сломали планера. Отсутствие горного опыта в данной конкретной местности сыграла такую же шутку и еще с более, чем десятком пилотов за те соревнования. Т.е. каждый десятый за две недели гонок лишился планера. И это лучшие пилоты мира, прошедшие национальный отбор!

А вообще...

ВС и горы - игра с огнём. Помните эйфорию на этом форуме по поводу первых полетов в Приэльбрусье? Помните же, как активно утверждалась позиция: "Это моя жизнь - рискую, как хочу!" Что теперь? "Надо учиться..." Наконец-то. Есть куча книг о полетах в Альпах. Они в первую очередь о том, как разбираться в метеорологии гор. О макроситуации и микроситуации. Чего бояться в первую очередь. Как это использовать. Продается это все в любом инет-шопе. К примеру в Siebert
http://www.siebert.aero/products/Katalo ... birge.html
или
http://www.siebert.aero/products/Katalo ... birge.html
В любом альпийском планерном клубе есть отточенная методика обучения полетам в горах. Может быть есть смысл туда сначала съездить? За неделю там дадут знани и практики больше, чем здесь за год.

всё вышесказанное, ессно, ИМХО. Удачи!

Re: HELIACTION

Добавлено: 18 июн 2011, 23:22
305
94-й писал(а): Помните же, как активно утверждалась позиция: "Это моя жизнь - рискую, как хочу!"
"Надо учиться..."
Не вижу противоречия между этими фразами.

Re: HELIACTION

Добавлено: 19 июн 2011, 08:57
94-й
Согласитесь же, всё таки есть некоторая дистанция между этими утверждениями в контексте обсуждаемой ситуации. :) А если приведенные фразы рассматривать сами по себе, то да - противоречия нет. :)

Re: HELIACTION

Добавлено: 19 июн 2011, 14:18
RODEO
94-й писал(а): ВС и горы - игра с огнём. Помните эйфорию на этом форуме по поводу первых полетов в Приэльбрусье? Помните же, как активно утверждалась позиция: "Это моя жизнь - рискую, как хочу!" Что теперь? "Надо учиться..." Наконец-то.
Это вообще о чем и зачем? Учиться чему и кому? Или это мысли о себе и выводы для себя вслух? Поясните. Кто-то учится постоянно,а кто-то постоянно делает выводы для себя и для других из разных ситуаций, при этом мало что в этом понимая и мало что делая для достижения этого понимания. Вы сами из каких будете?

Re: HELIACTION

Добавлено: 19 июн 2011, 16:13
94-й
Это вообще о чем и зачем? Учиться чему и кому? Или это мысли о себе и выводы для себя вслух? Поясните. Кто-то учится постоянно,а кто-то постоянно делает выводы для себя и для других из разных ситуаций, при этом мало что в этом понимая и мало что делая для достижения этого понимания. Вы сами из каких будете?
Просто масса вопросов :) Сначала крайний. Как можно противопоставлять процесс обучения и выводы из оного? Тем не менее - я буду из тех, кто учится постоянно и "делает выводы для себя и для других из разных ситуаций". И не только из своих ошибок.
... при этом мало что в этом понимая и мало что делая для достижения этого понимания
С 2003 года налетал около тысячи часов в разных горах Европы. Немного в горах Новой Зеландии. Но... До сих пор считаю себя мало что понимающим в таких полетах. Это несмотря на второе место в альпийском Чемпионате Франции. Простите уж за нескромную иллюстрацию...
Это вообще о чем и зачем?
Позвольте поступить не совсем корректно, отвечая вопросами на вопрос. Сколько пилотов получили в Вашем АУЦ горную подготовку? Считаете ли Вы, что горная подготовка пилотов, поучаствовавших в недавних событиях, достаточна? Если недостаточна, то почему? Могли ли они получить лучшую? Если да, то что для этого надо было сделать?

Ну и вот крайнее. Забыл упомянуть, что мой горный опыт - планерный. Не вертолетный. Если это Вас не отпугивает, то могу поделиться им немедленно. Возьмёте для себя то, что посчитаете нужным. С 02.07 по 08.07 готов показать Альпы. Если это хоть в какой-то степени поможет кому-то из Ваших будущих клиентов - буду рад!

Re: HELIACTION

Добавлено: 19 июн 2011, 16:44
zenon
Предмета спора нет. Просто столкновение профессинальных честолюбий. Каждому не приятно, когда его поучает незнакомый человек. Чистая психология.

Сколько выпустилось в "Вертолетном продвижении" горных пилотов наверное скажет (если захочет) тот, кому это положено. Я же могу сказать, что самый крайний выпускник ваш покорный слуга. Как раз сегодня мой курс закончен. О себе могу сказать, что я очень далек до утверждения, что стал горным вертолетчиком асом. Но в сочетании с предыдущим трудным опытом, считаю что получил адекватное представление о полетах и (важно) о посадках в условиях больших возвышений и горной местности, на пределах мощности и аэродинамики воздушного судна.

О своих инструкторах (Rodeo и Crazy duck) могу сказать, что это толковые, адекватные и знающие люди, имеющие хорошую горную подготовку. Не берусь оценивать её с точки зрения высоких категорий, но, во всяком случае, для начинающего горного вертолетчика она более, чем достаточна. И более, чем достаточна для того, чтобы научиться трезво оценивать свои возможности и не попадать в неприятности, если доведется лететь в горы.

Re: HELIACTION

Добавлено: 19 июн 2011, 17:34
94-й
Ок. Исчерпывающе. СпасибО!

Re: HELIACTION

Добавлено: 20 июн 2011, 00:24
305
94-й писал(а):Согласитесь же, всё таки есть некоторая дистанция между этими утверждениями в контексте обсуждаемой ситуации. :) А если приведенные фразы рассматривать сами по себе, то да - противоречия нет. :)
Наши взгляды одинаковы.
"Это моя жизнь - рискую, как хочу!"
Мне кажется это я самый активный на форуме сторонник этой позиции. Zenon вроде в этом замечен не был :) Еще ЛОДОЧНИК активно высказывался в этом направлении. Но поверьте это в хорошем смысле. Просто задолбала эта забота о моей безопасности со стороны чиновников... или государства. Это вовсе не говорит о том что я безбашенный. Поэтому и говорю, что не вижу противоречий между учиться и при этом делаю что хочу, но только не во вред окружающим.
Аргументы Вашей квалификации внушительны, и может быть Вы и имеете право так утверждать, но я лично не стал бы рассматривать вопрос "учиться и моя жизнь - мое дело" в контексте обсуждаемой ситуации. Мы с Вами там не были, свечку не держали. Я вообще мало что понимаю в вертолетах и тем более в полетах в горах на вертолете. Меня смущает тот факт, что ... ну пусть у одного пилота не хватило квалификации, но как мог второй тут же лечь? Видимо там было нечто неординарное. Поэтому выносить вердикты я бы не стал.

Re: HELIACTION

Добавлено: 20 июн 2011, 00:57
Helimobil
zenon писал(а): Как раз сегодня мой курс закончен.
Для начала, примите поздравления! :D И думаю, многим бы было интересно узнать детали. Вы верно подметили главный принцип горных (и не только) полетов: не лезть туда, куда лезть не надо :wink: . А вот как учат определять эти безопасные рамки? Как учат строить заход на посадку? Как учат определять, можно ли потом улететь с этой площадки?