Jan писал(а):Во время дальнего полета при правом развороте и гашении скорости вдруг поймал продольную вибрацию с частотой 2-4 Гц, входящую в резонанс. Причем ощущения были однозначные - если резонанс разовьется - вертолет развалится прямо в воздухе.
Далее полет был исключительно по прямой, без правых разворотов. Но при гашении скорости эффект повторялся все чаще - развитие буквально за 4-5 летных часов. По приземлению (с быстрым прохождением скорости от 80 узлов до 60 - именно на них и развивался резонанс) был собран консилиум. Как обычно, версиии разошлись. Сервис предлагал поступить просто - заменить все, что можно. Т.е. весь узел подвески НВ, все, что можно заменить в РВ, все отбалансировать заново, включая вентилятор и там уж смотреть далее.
Надо понимать, что это работы в среднем на 3-4 дня и то, если получится все быстро и точно.
Спасла замена всех подшипников во втулке НВ, всех тяг и наконечников там же. Далее не полезли. Вибрация, переходящая в резонанс, ушла. Потом осмотр снятых шарниров выявил люфт в 1-2 мм. на каждом.
Полеты продолжаются. Почему упомянул - данный эффект был обнаружен чуть ли не впервые.. Случайное сочетание небольших люфтов всюду понемногу дало такой эффект, который пугал сразу и прилично. На очереди - замена подушек редуктора - на всякий случай. Стоит им намокнуть хотя бы однажды по причине течи из штуцера с гидравликой (а течь эта постоянная, особенно при смене сезона), выход из строя почти гарантирован. Ну, нужно понимать, что налет у борта за 1000 часов при этом.
При замене подшипников заодно выяснилась недостаточная затяжка ряда болтов. Правда, я так и не смог ответить - кто же собирал изначально борт.
В очередной раз зауважал продукцию фирмы Робинсон.
Проблема именно в подушках. И она не такая уж редкая для бортов 2006 года. См. вот это британское сообщение об инциденте. Там есть и мнение Робинсона на этот счет.
Только происходит это при предельной или запредельной передней центровке, поэтому и наблюдается в конце долгого полета, когда топлива мало и центровка смещается вперед, а подушки размягчаются из-за продолжительного нагрева. Перегруз, понятно, добавляет проблем.
При гашении скорости или при достаточно интенсивном развороте подушки начинают пружинить, и это приводит к вибрациям и раскачке по тангажу. Лечится в начальной стадии отдачей ручки от себя и увеличением общего шага, но при запредельной центровке и перегрузе может и это не помочь.
У нас такое было при заходе на Маньпупунер. Трясло так, что зубы лязгали. Казалось, что вертолет развалится в воздухе или отрубит себе хвост, что, учитывая зловещую славу этих мест, совсем не удивительно. Приземлившись, обнаружили пятна крови под вертолетом. Подтеков масла или гидравлики не было. Стало совсем грустно. Но полетели назад, т.к. в легкой одежде, без связи, на голой, заснеженной вершине и под пронизывающим ветром ловить было вообще нечего.
Но тут интересно другое, а именно подход к проблеме у этой горячо любимой вами сервисной организации, столь разительно отличающийся от британского. Вместо того чтобы проконсультироваться с Робинсоном и заодно сообщить ему об инциденте, просто провели «работы по осмотру» вертолета за круглую сумму, ничего не нашли и сказали, что все ок. Когда вибрация повторилась, и их попросили все-таки найти и устранить несправность, тогда они сняли лопасти, осмотрели болты, убедились, что они в порядке, облетали полностью заправленный вертолет с одним легким пилотом, опять сказали, что все ок, не перегружайте вертолет и будет вам счастье. Взяли за это чуть больше 6т$. Это при том, что к этому времени я нашел и даже перевел для них британский бюллетень. Подушки А653-2 стоят на Робинсоне 29$. Менять их никак не более 5 часов. Т.е. всех дел от силы на 500$. Подушки они все-таки согласились поменять, но очень неохотно. И вот уже месяц ждем срочной доставки подушек.
Кстати, не видел там ни одного техника, сертифицированного Робинсоном.