Немного дополню деталями событий.
Перед вылетом из Буньково в сторону госграницы меня посетила странная идея позвонить в Брянск и узнать, имеется ли у них наш ПЛН. Оказалось, имеется, но только на один борт. Ни на второй, ни на групповой полет ничего нет - отрезал старший авиационный начальник аэропорта.
Дежурный в ГЦ покорил своей откровенностью:
- Я в групповых полетах не сильно разбираюсь, оно мне как бы не надо. Подождите, проверю, что там с вашим планом.
- Позвольте, но мы же подавали групповой план? И позавчера нам товарищ .... сообщил, что он его утвердил (после скандалов с маршрутной частью) и отправил ПЛН в МЗЦ. Вчера я просил МЗЦ переадресовать наш план в Брянск, что мне было обещано любезной дежурной ....
- Разобрались, в результате машинной обработки ваш план потерял признаки группового и стал обычным планом.
- ?????
- Сейчас мы подумаем, как это исправить, перезвоните через 15 мин.
Через 15 мин доблестные труженики ГЦ план как-то починили и заверили, что отправили в Брянск план на нашу группу из двух бортов. Брянск подтвердил получение.
Про Брянск rubaga написал емко и кратко, добавлю только то, что о нашем прилете всем в Брянске было известно за две недели, так как аэропорт требовал прислать им гарантийное письмо. И надо же - пограничников никто не предупредил. А таможню - предупредил, представитель таможенной службы встретил нас на перроне раньше, чем приехал заправщик.
Через 54 мин после вылета из Брянска госграница внутри единого союзного государства была пересечена, и начался полет над загадочной Белоруссией. Ярко запомнились две вещи - полнейшее отсутствие кого-либо в эфире кроме нас, было ощущение, что все работники МДП, аэропортов и прочих авиационных служб вышли на работу в воскресенье только из-за нас. И поразительная развитость сельского хозяйства - возделан и обработан каждый клочок земли, работает техника, шевелятся на полях люди. В воскресенье.
За две минуты до польской границы Брест спросил нас про номер разрешения от польских властей. Мы в буквальном смысле опешили - никогда никакого разрешения от Европы мы не получали. Может, что поменялось у них? Может, план не дошел до Евроконтроля? Брестский дисп поставил нас в вираж перед какой-то приграничной деревней и ушел из эфира с кем-то советоваться, мы судорожно с воздуха бросились звонить выяснять, по каким польским адресам уходил наш план. Спустя 10 минут приятно удививший своей заботой вопрос от Бреста о запасе топлива и предложение подсесть у них в Бресте и спокойно на земле разбираться с формальностями. Мы тактично отказываемся - выданное разрешение позволяло нам лететь только транзитом, не производя посадок в белорусских международных аэропортах, хотя договор на обслуживание в них предусмотрительно был заключен. Здраво рассудив, что времени мы в таком случае потеряем очень много (плюсом к уже потерянному), мы честно говорим, что еще минут пять покружить тут можем, а потом надо принимать решение. Вскоре каким-то магическим образом всё отрегулировалось, нас отпустили в свободную Европу.
Симпатичный brand new аэропорт Люблин встретил диспом на вышке и сотрудником хендлинга, которых интересовало только одно - есть ли у нас страховка от терроризма. Они оба в эфир и на земле диктовали нам номер какого-то варшавского факса, куда мы должны были свои антитеррористические бумаги отправить. У нас же были обычные международные страховки, которыми они удовлетворились и сами их куда надо по факсу отправили.
Когда на удивление быстрая заправка была закончена, пришло осознание, что до намеченного на первый день пути Марибора LJMB мы по вечерним горам не дойдем. Оставаться в уездном Люблине (rubaga и 12345 сегодня там ночуют по пути в Москву, завтра поделятся впечатлениями) совсем не хотелось, тем более, что времени до конца светового дня еще много и терять его кощунственно. Приняли решение отклониться немного западнее нужного курса и уйти ночевать в Краков. Но не тут-то было - извольте план подать. А в плане еще нужно номер разрешения краковского аэропорта указать. Звоним в Краков, они просят прислать мейл, шлем его и получаем вот такой ответ:
Dear Eugene
You have our permission for your flight.
You have arrive only before sunrise.
Best regards
Номера разрешения не оказалось, sunrise мы поняли как sunset, подали по телефону план и через 30 мин полетели.
В аэропорту Кракова впервые в жизни наблюдали такую картину: к нам сразу после посадки (вспоминаем Пулково) приехали представители ДВУХ хендлинговых компаний и попросили ВЫБРАТЬ одну из них - конкуренция, понимаешь. Мы растерялись - непонятны были критерии выбора. Одну представлял юноша, вторую - девушка. Мое предложение выбрать девушку нашло общую поддержку, и юноша уехал обратно в терминал не солоно хлебавши.
Швартоваться действительно заставили, каменные чушки были тяжелы. Город оказался и вправду очень красивым, видели мы, конечно, совсем мало, но все равно воодушевились.
Утром, как уже отмечалось, погоды не было, появилась она только часам к 11, мы тут же вылетели, поплутав по горам вывалились в Словакию и дальше без приключений добрались до Венеции LIPV.
Впереди был третий за день горный массив - Апеннины, но было уже как-то все равно, в аэропорту назначения LILQ ждал Misha, специально приехавший поприветствовать нас.
Задачей следующего дня было попасть во французский город Ним (Nîmes) до вечера. Долго не могли решить, на какой из двух аэродромов садиться - один поближе к городу (5 км), но имеющий только 100LL, или городской аэропорт со всеми атрибутами (9 км) и керосином. Решили садиться в маленький Nîmes-Courbessac LFME, а по дороге обратно перелететь в "большой" на заправку. Расслабленно вылетели после обеда, от Канн взяли курс на северо-запад. И тут случился неожиданный поворот - транзит через все зоны ограничений и Military Training area нам без проблем давали, но в какой-то момент рядом с нами оказался военный Apache. Как он себя вел, что вытворял и как потешался над нами, расскажут rubaga и 12345 - он кружил возле них, а я, идя первым в нашем сомкнутом боевом порядке, его не видел.
Кроме нас на аэродроме почти никого уже не было, вышка не работала. Но некоторые иностранные граждане прилетели на концерт любимой группы даже на дирижаблях:
Расслабленность и благодатные пейзажи Прованса повлияли пагубно - на концерт в Ниме мы опоздали на 15 минут.
Наутро мы отправились в "большой аэропорт" заправляться. Большой оказался в створе полосы маленького (или наоборот), между ними действительно 5 км - взлетаешь из одного и сразу же видишь полосу другого. И никто никому не мешает.
На этом аэродроме обнаружили самолет любимых музыкантов, который вскоре начали готовить к вылету и на который 12345 хотел украдкой наклеить эмблемы нашего путешествия, но в последний момент постеснялся.
Всякий уважающий себя аэропорт мечтает взять с вас деньги за взлет/посадку или еще за что-нибудь. Nîmes-Garons LFTW не исключение, ровно 30 минут нам выписывали счет. По 7.28 евро с борта.
Свободный день в нашем плотном графике предстояло провести в курортном городке Сан-Тропе, до которого от Нима лететь меньше часа. Сан-Тропе известен двумя особенностями: над ним можно летать строго с 10 до 13 и с 16 до 20 часов и в нем совершенно негде приземлиться и оставить на ночь борт, если вы не хотите это делать в городском аэропорте La Mole LFTZ (от которого ехать 40 мин на такси) или не имеете виллу со своей вертолетной площадкой (согласованной с местной коммуной). Прошлогодние приключения вооружили нас всеми этими нужными знаниями, а также сложившимися отношениями с владельцами клочка земли рядом с одним из знаменитых пляжей, которые любезно позволяют использовать свой повидавший всякого клочок для целей стоянки бортов.
Все было чудесно, только из-за хорошо отлаженных технологических процессов выставления счета на 7.28€ с борта мы безнадежно опаздывали к 13:00 приземлиться на "припляжной" земле. А ее владельцы специально просили нас ни в коем случае не нарушать установленный режим полетов - наказание жестоко и неизбежно. Власти местной провинции Var вообще каждый год порываются запретить вертолетный трафик над Сан-Тропе, но под натиском лобби сдаются и сохраняют несколько часов в день для бизнеса вертолетным компаниям, издавая специальный провинциальный закон. Несмотря на получасовое опоздание, жандармы на этот раз не приехали.
Цель на следующий день - Milano Bresso LIMB, симпатичный аэродром городского аэроклуба, расположен практически в черте города. Из-за гроз и сильного ветра горы в районе Генуи преодолеть с первого раза не смогли, ушли в домашний Massa-Cinquale LILQ заправляться и пережидать грозу. Как только распогодилось, тут же перелетели через Апеннины и радостно пошли напрямую в Bresso, как нам и было предписано миланским диспом. В километре от центра города Милана сменившийся за время полета дисп опомнился и предупредил, что мы идем прямо на запретную зону. Ее, в общем-то, было хорошо видно на Garmin'e, но раз разрешили идти напрямую, чего же не пойти? Перед посадкой выяснилось, что запреток две - одна внутри другой, и внешнюю мы, естественно, прошли насквозь. Для исправления ситуации достаточно было извинений в эфире.