Добавлено: 14 авг 2008, 21:58
Jan
Петрозаводск - милый город. Провинциален ровно настолько, чтобы почувствовать себя далеко от города и в то же время вполне приятен для пребывания.
Т.к. прилет "делегации" состоялся в 18.00 местного времени, дальше лететь уже не было никакой возможности. Нет, погода была, да и лететь не так уж и далеко. Даже бензин был и его вполне хватало на туда и обратно. И разрешение на посещение Соловков было получено. И вообще все было здорово, кроме одного - в темное время суток, которое официально наступало уже совсем скоро, лететь было нельзя. Вертолет был оставлен на приколе в порту.
- Опечатывать будете?
- Это как? Мы ключи забрали, бензин никому не нужен вроде бы..
- Ну так, для порядка?
- Не..
На этом процедура завершилась. Выход и вход на аэродром осуществлятеся 2 способами - либо через официальное здание с пограничниками (международный терминал!), либо просто через территорию и само здание "Аэропорт Петрозаводск". Трап нам не предлагали, стояночные башмаки тоже.
В Петрозаводске гостеприимный Карел (Евгений) сперва довез нас до гостиницы, затем до ресторанчика и там уже, под водку, к нам присоедниился еще один представитель АОН Карелии - Саша. В беседе выяснилось, что всего человек 10 имеет лицензию пилота. Борт вроде бы один, личный. Самарский, на поплавках. Все полеты - сугубо официально - потому как всегда понятно, если что, кто пролетел - больше и некому вроде бы.. Так что заявка на УТП и по кругам - ребята еще и учат летать, факультативно, но учат. На самом деле именно этот человек обеспечил все для того, чтобы перелет состоялся. И с МДП свел, и топливо пристроил, и встречу организовал.. И проводы. И ужин. И гостиницу. Так что доброй половиной успеха мы обязаны именно ему.
После водки, 2 часов сна и 12-часовой дороги спалось замечательно. План на утро был заявлен на 9.00. Я проснулся в 7.00. За окном лило так, что не было видно соседнего здания в 100 метрах. Уже обладая опытом общения с АДП я даже не стал прикидывать, дадут ли мне возможность вылететь в такую погоду и смело завалился спать.
План перенести я даже и не подумал. Зато об этом подумал начальник аэропорта и сделал это за нас. Сон алкоголиков краток - в 8.00 в дверь начали немилосердно ломиться сотоварищи и требовать меня на предмет завтрака.. В ресторане - а жили мы в Театре Драмы (точнее в гостинице при нем) истинно мужскую компанию от планировки полета ежеминутно отвлекали актрисы театра, то и дело шмыгавшие рядом, но мимо. Дождь же лил, усиливаясь, хотя дальше уже было некуда. Позвонили из аэропорта и сообщили, что вылет перенесен на 14.00. А там по погоде..
Надо было принимать решение - либо мы дожидаемся, пока нас пустят на Соловки (к вечеру), но зависаем там уже надолго, если верить прогнозу - ну дня 2-3 минимум, плюс обратная дорога, либо мы пока исчезаем из зоны ответственности аэропорта (и заодно не мозолим глаза своим наличием проверяющим и испекторам), а там уж разбираемся по ситуации.
Времени не было совсем. Ни у кого. Т.к. расчет был - день туда, день обратно, ночь на Соловках. Решили, что разведка боем проведена в должной мере, теперь многое понятно, люди знакомы, посему в срочном порядке была подана заявка до площадки в районе аэропорта на предмет переждать погоду, отоспаться, отдохнуть. Пройдена процедура "вылета".
Отдел "перевозки".
- Сколько вы весите?
- Меньше тонны.
- Сколько стояли?
- 16 часов.
- Пассажиры есть?
- Нет.
- Все три человека - экипаж?
- Только один, остальные - сочувствующие.
- Так мне медосомотр на всех писать или на одного?
- На одного конечно..
-... (шепотом) твою мать... 14 копеек.. умножить на три, коэффициент 0.25 (шевеля губами).. сто двадцать три рубля шестнадцать копеек... (громко и вслух) Ну чего вы мне голову морочите - я уже третий раз пересчитываю - никак больше 1200 рублей за все не получается.. А у меня такого еще не было ни разу.. Нет, пересчитаю еще раз..
На перрон закатывается бизнес-джет со словенскими номерами, из него выходит мужчок в пиджаке, следом идут 2 пилота в форме. Рейс из Пизы, обратно уходит в Венецию пустым.
Пилоты, обрадовавшись моему пиджин-инглишу, пообщались на тему сложностей получения ATPL в JAA, посетовали на то, что кредитной картой можно платить где-угодно, но не в России и уехали в банк снимать деньги.
- Вот! У словенцев 86 тысяч рублей с заправкой! А у вас.. тьфу.. бумага дороже. Идите, платите.
- Распишитесь за метео. Погода на Соловках - беда просто. Фронт туда идет. Решение за вами.
- Жалобы на здоровье есть? А справка где? В вертолете? Ну ладно, верю вам.
- Штурманский расчет есть? Нет. Куда летите? На площадку? Расписывайтесь.
Вся процедура заняла около часа. Я начал подумывать, что напрасно я "гнал" на обычные рейсы - что тут за 2 часа до вылета, что там за 2 часа до вылета. Но там хоть напиться можно перед.. Одно расстройство..
Вылет дали с 14 до 15. Последним приехал диспетчер, у которого был выходной, но он всячески "болел" за нас. Познакомились, попрощались.
Взлет, проход над Петрозаводском, площадка. Рядом с площадкой вижу самолет Карела. Посадку доложили. До завтра попрощались. Так что вертолет и сейчас находится на этой площадке под Петрозаводском. И теперь нам не надо пояснять при заявке - откуда он у нас взялся там, собственно.
Но вертолет вертолетом, а домой надо .. Посему домой шли - ну как будто на вертолете летели, точнее - как на крыльях.. Одно плохо - без вертолета лететь не очень удобно, да еще ветер постоянно встречный.. Пришлось делать вид, что мы на самом деле на вертолете.. Прямой перегон Петрозаводск - Озерная при встречном ветре и путевой в 155-160 км. час (воздушная - стабильно 200) занял почти 4 часа. С одним перекуром, сбором грибов и прочими надобностями.. Перекур, естественно, перереос в беседу, т.к. все поле было изрыто исключительно кабанами. Грибы, впрочем, их не интересовали вовсе..
- А хорошо вот так вот, на кочке, среди болота, вокруг никого и вообще тишина, народу никого..
В этот момент зазвонил телефон, который уже давно не реагировал ни на что.. При взлете выяснилось, что до ближайшего жилья (район Бокситогорска) по прямой ну километра три будет. Если прямо. А позади на 100 км. никого - только заросшие болота.. Но подсесть на них - очень нежелательно.
Пролетели над аэродромом Боровичи. Пугали вышки радаров ПВО в 5 км. от полосы. Но сама полоса больше сомнений не вызывает - разбросаны покрышки, стоит Вильга и нечто малоидентифицируемое - я не вглядывался.. Ни души.
На Озерной нас ждали. Кабанятина, копченый угорь, 100LL, свежая уха, кофе. Явно вечерело. Но т.к. мы были без вертолета, который остался стоять под Петрозаводском, лететь мы могли и ночью. Опять же вроде бы учились этому долго (гордую запись в лицензии night VFR имею). Вылет на закате.
Перед вылетом администратор предложила устроить охоту - по 15 медведей и кабанов на поле выходит к вечеру. Результат гарантирован. Т.к. из всей "делегации" охотником был я один, остальные были кто гринписовцем, кто пофигистом, на охоту меня не отпустили.
Поля овса хорошо видны в сумерках - они светлые.. На полях хорошо видны белые, упакованные в полиэтилен, рулоны соломы, темные, не упакованные, сена, черные.. двигающиеся....
- МЕДВЕДЬ!!!! ТРИ! ЧЕТЫРЕ МЕДВЕДЯ! РАЗВОРАЧИВАЙСЯ!
Я бы на месте мишки заболел сразу бы его профессиональной болезнью - сидишь ты, ужинаешь, тишина, луна и тут на тебя сваливается с неба нечто шумящее, мигающее и грохочущее лопастями, да еще пытается зайти между тобой и лесом!
- От леса отжимай его, фотоаппарат где????
В этот момент пищит сирена падения оборотов. Но т.к. с нами Вася, на нее никто внимания не обращает, да и высота - от силы метр.. Мишка сперва ломится в лес, затем оглядывается, позирует и исчезает. Позади в лес ломятся три медвежонка. Старшая медведица успела свалить подальше еще на нашем вираже - на то она и опытная старая медведица!
Полет продолжается. Я любюсь на лица пофигистов и гринписовцев.. Азарт охотника прямо в глазах. Полет теперь зигзагами - от поля к полю.
- МЕДВЕДЬ! БОЛЬШОЙ!
Медведь, будучи опытным медведем, сразу сваливает в чащу, несмотря на удобно вытоптанную на краю поля лежку. Явно пару дней спал там..
- КАБАНЫ! СТАЯ!
Ну, не стая, но штук 7 точно имеется.. Кабаны врассыпную. Последний полосатый поросенок исчезает в лесу в метре от вертолета.
Стемнело окончательно. Ночь, инверсия - у земли плюс 22, на 100 метрах плюс 27, на 400 метрах плюс 24. В результате горизонта не видать, хорошо, огни светятся. Опытным путем выясняется, что 300-метровая башня в окрестностях Волоколамска не видна совершенно, т.к. онги у нее еле-еле видны.. Обходим стороной. Пункт посадки уже совсем рядом, заходим с сосредоточенным лицом и тут включаются два софита, бьющих прямо в глаза.
- Это на аэродроме фильму снимают. Про любофф, - небрежно говорит L13.
Я начинаю понимать, что за полеты без вертолета в ночи нас "принимать" никто не собирается и тоже расслабляюсь.
На стоянке из вертолета изымается 8 канистр (пустых), пакет подосиновиков и подберезовиков, разный хлам, пару клочков травы, GPS и вертолет становится опять почти новым вертолетом, только теперь уже с налетом не 20 часов, а 33 часа. Больше никакой разницы.
Пройдено около 2000 км. Сожжено около тонны бензина. Получена масса впечатлений. Голова полностью проветрилась. Подходы к Соловкам намечены. Экспедиция повторно стартует в сентябре - по погоде. Благо, все понятно и внятно.
Благодарности. Прежде всего Челавиа (Олегу) - с его легкой руки я заболел вертолетом и получил бензин в Бесовце. L13 (Василию) - без его навыков и обаяния летал бы я по кругу в паре с инструктором до сих пор.. Карелу (Евгению) - за все. И за день ВВС в том числе. Паше - спутнику, разделившему на эти два дня со мной все - судьбу, время, ситуацию, впечатления, при этом будучи простуженным. Впрочем, я ему говорил, что лучше стакан водки, чем 2 таблетки антибиотика. Послушался только под уху на обратной дороге..
Короче, чтобы долго не рассыпаться в благодарностях, кому я признателен - это знают. И Серега, и Таня, и Михаил, и Gary, и "Штурман", и "Лодочник", и Олег (C150), и диспетчер Илья и весь персонал "Бесовца", принявший без излишнего пренебрежения "частного пилота", которому не сидится дома.
Выводы.
Учитывая, что все 2000 км. я один раз слышал борт, летящий впереди нас за 200 км., что ни один малый аэропорт не работает, а если и работает, то смутно и не всегда, что никому ты на просторах Родины не сильно нужен, а диспетчера могут гадать, как на кофейной гуще - нафига ты выписываешь кренделя на экране локатора - ведь на 500 км. нет вообще никого - я искренне не могу понять, почему МВЛ и заявки тесно до сих пор связаны друг с другом.. Ну никак.. Все споры про безопасность - если мне очень надо будет спикировать с бутылкой водки в зубах на какой-нить коровник - я и так это сделаю.. без проблем. И моя безопасность зависит от навыков, но не от того - вышел я на связь или нет.. Посему, несмотря на возможность, при малейшей возможности не подавать заявку, я собираюсь именно "партизанить". Платить штрафы. Общаться с прокуратурой etc. Потому как прокуратура - как праздник - один раз в полгода. А заявка - это то же самое, только каждый раз.. Разницы никакой..
12-13 августа 2008 года.