Страница 13 из 19
Re: R66-блог
Добавлено: 11 фев 2013, 11:55
astros
zenon писал(а):astros, стоит упомянуть, что статья по ссылке - не мнение абстрактных иностранцев, а частное мнение одного человека, кстати НЕ профессионального летчика и даже человека без авиационного образования. Philip Greenspun - пилот-любитель, фотограф и компьютерный инженер. Написана статья была в феврале 2009 года. Так что не стоит переоценивать его сугубо личную точку зрения... Лично я на сегодняшний имею намного больше практического опыта эксплуатации вертолета, чем его чисто теоретические изыскания 4 года назад.
Игорь, абсолютно уважаю Ваше и коллег мнение, более того, сам имел заказ на 66 й (пока отменил из-за отсутствия сертификата).. Читаю все сообщения в данной ветке с огромным интересом. Просто сам вопрос по надежности данного двигателя, как понимаете, отнюдь не праздный и менее исследованный, чем Lycoming. Поэтому и хочется разобраться досконально. Спасибо.
Re: R66-блог
Добавлено: 12 апр 2013, 10:41
Babay
fflyer писал(а):zenon писал(а):
ЗАПУСК
Особое внимание требуется при холодном запуске ТВ-двигателя RR300. При запуске в Краснодаре при Т=-2*С двигатель имел тенденцию к забросу Т>800*С, но если при достижении этой температуры на короткое время перекрыть топливо, а затем (пока турбина не начала терять скорость) подать вновь, запуск проходит штатно. При запуске в Ростове-на-Дону при Т=-12*С (да еще с ветром 15-18 м/с) было три попытки заброса Т>800*С. Применял ступенчатый метод запуска - при достижении газогенератором Т~800*С, отключается подача топлива, температура быстро падает, затем топливо снова подается. Во второй раз темп роста температуры уже меньший. Затем третий раз. После каждой кратковременной подачи топлива, обороты газогенератора возрастают. На четвертый раз прошел полный запуск при Т~810*С. При запуске допускается достижение Т=850*С, но я не стал насиловать двигатель. Считаю лучше газогенератор не перегревать. Хотя черный ящик пишет параметр в EMU только при достижении 920*С и более одной секунды. Для ориентировки, штатный запуск обычно происходит при Т=720-750*
Тут все очень просто. У этого двигателя регулирование топливоподачи зависит от давления воздуха в компрессоре и при низких температурах заброс ТОТ на запуске увеличивается.
На регуляторе(gas producer) есть два акселератора, один замедляет- ускрояет запуск в первой фазе запуска, второй в конечной фазе. Просто делаешь один- два щелчка акселераторов против часовой стрелки и запуск будет в норме.
Еще бытует мнение, что подсаженный-подразряженный аккумулятор провоцирует заброс температуры MGT...
Мы обходим эту проблему по-другому: перед запуском (при выключенном зажигании) делаем продувку 2-3 сек., включаешь джижиго, кнопулька "старт", обороты N1 - 15% и топливный кран - в пол! Ни разу не выскочила температура из зеленого сектора. Как-то так.
Re: R66-блог
Добавлено: 12 апр 2013, 14:40
zenon
Не очень понятно, как такое шаманство исправляет проблему заброса температуры из-за недостаточных оборотов газогенератора при посаженном аккумуляторе? Холодная прокрутка только дополнительно посадит батарею...
Re: R66-блог
Добавлено: 12 апр 2013, 15:55
Babay
Про заброс температуры при подсаженном аккумуляторе, я же говорю - бытует мнение...
В нашем случае - аккумулятор в норме, запускаю без продувки - корректирую температуру топливным краном, а если делаю продувку перед запуском, то "ловить" температуру не нужно. Попробуйте сами, м/б такая же истроия получится?
Re: R66-блог
Добавлено: 12 апр 2013, 17:12
zenon
Я не сталкивался с забросами температуры при достаточности заряда батареи, а следовательно и при достаточности оборотов перед началом поджига. Да и откуда бы им взяться при нормальном атмосферном давлении и температуре?
Я открываю кран подачи топлива при достижении стартером максимальных оборотов (на слух). По прибору это >15% (порядка 16-18%). Потому что, чем выше начальные обороты газогенератора, тем меньше шансов заброса температуры. Кстати, топливный кран на R66 стоит ступенчатый. Там невозможно регулировать подачу топлива. Только методом прерываний (широтно-импульсным).
Заброс температуры может быть:
1. Из-за недостатка оборотов газогенератора. Они могут быть недостаточными по двум причинам:
- а). Из-за недостаточной мощности аккумуляторной батареи. Недостаточная мощность батареи может быть, в свою очередь, по причине долгого простоя ВС и саморазряда батареи или из-за снижения ёмкости батареи на морозе. Поэтому, в таких случаях всегда, когда это возможно, запускаться лучше от АПА (внешнего источника электропитания).
б). Из-за загустения смазки вследствие низкой (отрицательной) температуры двигателя.
В обоих случаях темп роста оборотов ГГ более медленный, а выход на максимальные обороты получается при более низком значении процентов, что и провоцирует заброс. Заброс - это рассогласование процессов роста температуры и роста мощности охлаждающего потока воздуха из компрессора. Одно опережает другое. Тут не спасает никакое шаманство. Спасает только либо прогрев замёрзшего борта - это размягчает смазку и упрощает процессы скольжения в турбине, а так же отогревает батарею и повышает её ёмкость. Либо внешнее электропитание - тупая внешняя физическая сила.
2. Из-за сниженного атмосферного давления (горные условия). Тут механизм ровно тот же, что и при недораскрутке оборотов. Охлаждающий поток воздуха не поспевает за разгорающимся факелом в турбине, что ведет к задержке горячих газов в зоне горения и забросу температуры. В самых крайних случаях это ведет к пожару двигателя - с этим шутить нельзя.
3. Из-за горячего двигателя (повторный запуск особенно в летних, жарких условиях).
Повторный запуск после выключения (даже на холоде) и обычный запуск в предельно-жарких условиях - это единственные случаи, когда перед запуском рекомендуется холодная прокрутка. В качестве холодной прокрутки может выступать просто продлённый запуск - выводим стартёром обороты на максимум и некоторое время ждём, следя за стрелкой температуры ГГ. Прокрутка позволяет выгнать из двигателя горячие газы и вообще, как-то охладить двигатель, чтобы потом, при поджиге, не выйти на режим опережения роста температуры в камере сгорания. Но с продлённым запуском особенно баловаться не следует. Всегда надо помнить и о ёмкости батареи, и (главное) о температуре стартёра-генератора и его ресурсе.
Re: R66-блог
Добавлено: 17 апр 2013, 16:54
Babay
Re: R66-блог
Добавлено: 17 апр 2013, 22:11
12345
Вряд ли - холодная прокрутка циклом не считается.

Re: R66-блог
Добавлено: 17 апр 2013, 22:26
Moonshine
zenon писал(а):astros, стоит упомянуть, что статья по ссылке - не мнение абстрактных иностранцев, а частное мнение одного человека, кстати НЕ профессионального летчика и даже человека без авиационного образования. Philip Greenspun - пилот-любитель, фотограф и компьютерный инженер. Написана статья была в феврале 2009 года. Так что не стоит переоценивать его сугубо личную точку зрения... Лично я на сегодняшний имею намного больше практического опыта эксплуатации вертолета, чем его чисто теоретические изыскания 4 года назад.
100%, тюлень-тюленем, как таким вообще разрешают в интернетах писать
http://philip.greenspun.com/flying/milestones
Re: R66-блог
Добавлено: 21 июн 2013, 11:24
Babay
Люди добрые, здравствуйте!
М/б кто сталкивался с такой проблемой на R-66:
После посадки - остывания - выключения двигателя, не включается стартер на продувку (вчера ни чего не смогли сделать... температура замеренных за 200 градусов вывалилась..

).
Какая может быть причина? М/б из-за температуры воздуха? Было вчера до +32 градусов. Загрузка: 2х100 (КВС+пасс) и топлива 160 кг. Температура газов в полете - норма.
Упреждая вопросы: ключ зажигания - выключен, аккумулятор - включен, огни и проблесковый - выключены, авионика - выключена, тормоз НВ - снят.
И еще: запуск двигателя можно произвести только ч/з 30-40 мин стоянки (пробовал 2 раза - картина одинаковая).
Re: R66-блог
Добавлено: 21 июн 2013, 15:59
12345
Babay писал(а):
Упреждая вопросы: ключ зажигания - выключен, аккумулятор - включен, огни и проблесковый - выключены, авионика - выключена, тормоз НВ - снят.
И еще: запуск двигателя можно произвести только ч/з 30-40 мин стоянки (пробовал 2 раза - картина одинаковая).
Если тормоз точно был снят(лампочка однозначно не горела), то зависание щеток - постучать по стартер-генератору. При 200 С нет повода прокручивать.
Re: R66-блог
Добавлено: 21 июн 2013, 16:34
Babay
12345 писал(а):Babay писал(а):
Упреждая вопросы: ключ зажигания - выключен, аккумулятор - включен, огни и проблесковый - выключены, авионика - выключена, тормоз НВ - снят.
И еще: запуск двигателя можно произвести только ч/з 30-40 мин стоянки (пробовал 2 раза - картина одинаковая).
Если тормоз точно был снят(лампочка однозначно не горела), то зависание щеток - постучать по стартер-генератору. При 200 С нет повода прокручивать.
Да, лампа однозначно не горела, несколько раз проверял (тормоз с лампой работают синхронно).
Мне как-то в мозг запало, что если после охлаждения-остановки двигателя, тем-ра 200 и больше, то продуваться надо..., а на самом деле какая тем-ра критичная?
Жалко по стартер-генератору стучать... попробую отревизировать-продуть щеточки, может в коробочке зажигания еще проблема?
Re: R66-блог
Добавлено: 21 июн 2013, 18:32
Misha
А когда кнопку стартера жмешь - реле клацает? Если клацает - стучи по генератору, проверено на Полюсе

Re: R66-блог
Добавлено: 21 июн 2013, 19:56
Babay
Misha писал(а):А когда кнопку стартера жмешь - реле клацает? Если клацает - стучи по генератору, проверено на Полюсе

Клацает реле... Тогда буду пробовать обижать стартер-генератор... а как его бить-то (в какое место и с какой силой?)...Ёпт, американска техника

да без русской смекалки-то!!!

Re: R66-блог
Добавлено: 21 июн 2013, 22:47
Bark
Babay писал(а):Misha писал(а):А когда кнопку стартера жмешь - реле клацает? Если клацает - стучи по генератору, проверено на Полюсе

Клацает реле... Тогда буду пробовать обижать стартер-генератор... а как его бить-то (в какое место и с какой силой?)...Ёпт, американска техника

да без русской смекалки-то!!!

Если русский Иван захочет, то никакая импортная шлюшка ему отказать не сможет! ))
Re: R66-блог
Добавлено: 21 июн 2013, 23:05
rezdm