Журнал «Русский Репортер»
9 ноября 2011 г.
Конкуренция и желание учиться
Павел, летчик-инструктор: Членом летного экипажа в российской авиакомпании может быть только гражданин России. Это положение осталось со времен СССР, и его сохранение в свое время пролоббировал уже российский профсоюз пилотов. Но самолетов в стране все больше и больше, а пилотов готовить не успевают. Было время, лет десять, когда люди просто не шли в авиацию, а одновременно подготовленные летчики уходили, скажем, в бизнес. Таких очень много. Сейчас молодежи хватает, но они выходят тоже очень зеленые, никакие, их очень многому нужно учить.
А многие выпускники институтов приходят в авиакомпании без стремления к самообучению. При этом зарплаты огромные, непропорционально большие. Даже молодой пилот получает сейчас много, и при этом ему не надо биться за свое место. Дефицит кадров такой, что в любом случае, если выгонят из одной компании, возьмут в другую.
С одной стороны, это хорошо, потому что бессмысленно давить на пилота, чтобы он вылетел с какой-то неисправностью, ведь увольнением его не испугаешь — как уволить человека, если у тебя список «требуется» висит, а там пилоты, пилоты, пилоты. И ты будешь увольнять человека, которого ты бегаешь и ищешь?
С другой стороны, такое положение дел пилотов расслабляет. Если бы российским авиакомпаниям разрешили набирать иностранных летчиков, как это сделано в очень многих странах мира, это бы разом позволило снять множество проблем, в том числе и по безопасности. Кроме того, было бы легче осваивать новое поколение самолетов.
Уровень образования
Павел, летчик-инструктор: Обучение должно быть адекватным и современным. Ну зачем человеку, который выпускается из училища, знать энергетику Ту-154 Б2, которых остались уже единицы? Зачем наизусть учить эти цифры, если он идет на «Боинг-747»?
В институтах сидят люди за шестьдесят. И не потому что они такие хорошие преподаватели, а потому что им деваться некуда. А молодых преподавателей нет.
Очень много «мастеров старой школы» и среди пилотов. Если присмотреться, то видно, что у некоторых наших крупных авиакомпаний «боинги» взлетают по-туполевски, медленно-медленно. Потому что там сидит командир, который говорит: «На Ту-154 было так — значит, и здесь мы будем так же взлетать, и все». Потому что ему за пятьдесят, зачем ему за книжками, за технологиями следить? А справа сидит молодой второй пилот и ему не перечит. У нас люди не умеют слушать. Если ты кому-то вежливо сказал: «Я бы обратил внимание на эту проблему», — на тебя посмотрят и скажут: «Так, что тут за выскочка молодой такой?
Сиди и молчи».
Если такого «мастера» начинаешь учить новому, он тебя пошлет, потому что ну он же мастер. Люди негативно воспринимают сообщение о том, что кто-то может знать что-то лучше их. Хотя это норма. И настоящий мастер способен воспринимать новое. У нас этой культуры не сформировано.
…….
Пилоты, с которыми мы разговаривали, действительно болеют за дело, и таких много. Это все еще элитная сфера, и здесь есть профессионалы, на которых можно опереться в процессе наведения порядка и в подготовке кадров. Летчики понимают, что контроль за безопасностью — это дело государства, политического управления. Но понимают также, что показательное наказание министра или других высоких чиновников само по себе этой проблемы не решит.
Правильная система должна относиться к пилоту как к элитному спортсмену: с одной стороны, нужен жесткий контроль за профессиональными навыками, психологическим состоянием, состоянием здоровья и даже бытом, с другой стороны — обеспечение возможности повышения квалификации, карьеры, условий для отдыха и поддержания здоровья. В большинстве аварий оказывалось, что летчики не прорабатывали раньше данный тип нештатных ситуаций, они были элементарно не готовы адекватно реагировать. Сейчас пилоты, с одной стороны, практически бесконтрольны, с другой — брошены на произвол судьбы. И то и другое — абсурд.
Главное, по мнению пилотов, — нужно выстраивать образование, это самый долгий процесс и самый важный ресурс. И тут вряд ли уже можно рассчитывать только на прямую передачу знаний от старых профи. Специалисты SASI открывают сейчас в России тренинговый центр, направленный на приведение российской авиационной практики в соответствие с современными мировыми требованиями. Но не стоит думать, что западные партнеры решат за нас проблему профессионализма российских пилотов. Прямо сейчас, срочно необходимо дать возможность (и не дать уклониться от этой возможности) пилотам повышать квалификацию.
И в заключение еще раз о политической ответственности. Бессмысленно назначать виновных за развал и разложение этой или других отраслей за последние двадцать лет. Но бездействие сейчас, равно как и имитация деятельности, фиктивные популистские шаги — хуже, чем преступление, это глупость.
Полностью здесь: http://rusrep.ru/article/2011/11/09/airplanes/
и здесь: http://rusrep.ru/article/2011/11/09/levitin_avos/