В дополнение и в завершение. Провел на Майорке 2 недели. За первую неделю - понедельник-пятница - отлетал 10 часов для конверсии, 2 часа - skill test. На PPL (H) JAA. Так как имелась ранее полученная лицензия PPL (A) JAA, то конверсионные экзамены сдавать не пришлось - на этот повод шла активная переписка шеф-пилота школы и UK CAA.
Вторая неделя была потрачена на полеты на Ибицу, Менорку и по окрестностям. Налетано еще часов 10. Что неприятно - пока у меня не будет на руках лицензии PPL (H), самостоятельно летать я не могу (если только в рамках ПОЛНОЙ программы, при общем налете с нуля до 42 часов, тогда SOLO обязательно). Что приятно - как только я завершил курс обучения (первые 10 часов и тест), все дальнейшие полеты тарифицировались, как self-fly, хотя по-прежнему рядом со мной сидел инс из школы.. Это я сегодня получил распечатку с ценами и временем. Что особенно приятно - об этой скидке я и не просил, собственно.
Еще вторая неделя была потрачена на получение рейтинга ME. Получен за 3 дня, лениво, т.к. налетывать более 2,5 часов в день не хотелось. Также за вторую неделю был сдан экзамен на R/T-лицензию (письменный) и пройдены 2 теста - oral и ICAO (в одном флаконе). Экзамен занимает 15-20 минут, тесты отнимают часов 5-6, т.к. сперва дают задание (приблизительное). Потом по нему идет "пролет" с экзаменатором. Потом идет реальный "пролет", при этом экзаменатор пишет на CD все, что ты "несешь" в эфир. Потом идет обсуждение всего полученного. Ситуации, смоделированные в процессе экзамена: взлет, пролет MATZ, запрос RAS (смотреть на расстояния и укладываться в 30 nm), поворотный со сменой курса, recall MAYDAY, cancel MAYDAY, lost, request true bearing, получение QDM, восстановление себя в пространстве, climb FL35, report position, hold, orbit, проход через зону крупного аэропорта, заход на посадку, final, тут оказывается, что ты уже final, а впереди летящий B737 совершил неудачную посадку и полоса закрыта на 3 часа для восстановления, уход на запасной аэродром, запрос, заход, посадка, руление, выключение. Основное внимание - что и в какой последовательности говорится в том или ином случае (запрос MATZ, report position, recall MAYDAY и так далее). Ну и понимание того, что тебе говорится. На самом деле ожидал более сложного процесса. Параллельно компьютер выдает дополнительный фоновый шум, снижает громкость, дает помехи. Одновременно нужно "управлять самолетом" на движущейся карте, соблюдая "рубежи доклада" и вовремя переключать сквок, частоты, скорость и высоту. Причем управление жутко неудобное. Трек полета выглядел так, будто я сильно подшофе возвращался пешком из пивной, а не сидел за компьютером.. На симулятор это не похоже - карта и изображение ВС.
Для желающих получить medical без отрыва от процесса можно рекомендовать контору в центре Пальма-де-Майорка. Работают они всегда (выдача справок для водителей, капитанов, пилотов и прочих собаководов). В отличие от medical прямо в аэропорту Son Bonet, работают в том числе и в августе. Срок прихода результатов - 10 дней (отправляются прямо в школу). Записываться на прием желательно за 2-3 дня по телефону. Говорят только по-испански. TECSALUD (E-AMC-1003), Joan March Ordinas 8 - entlo B, 007004, Palma de Mallorca. Tel:971-751-414. Опаздывать не рекомендуется - на это же время записаны еще человек 5-7, если придешь последним - последним и выйдешь. Спустя часа 3 где-то. Лучше появиться за полчаса, тогда можно потратить на все час-полтора.
Был "достан" шеф-пилот школы на предмет посадок на воду. Причем на фотографиях школы видно, что на аварийных поплавках на воду приводняются, и даже выключают двигатель. Было обещано, что поставят нормальные поплавки, кроме того получат разрешение на это действо. Все - в сентябре.
Полеты в горах. Самая высокая точка - 4000 футов. На ней стоит то ли радар, то ли телескоп. Приземляться на него не дадут
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
. В основном посадки - на высоте 3500 футов (т.е. чуть более 1 километра). Сложность не в высоте, а в месте - вертикальная скальная стенка, обрывающаяся в море с одной стороны, почти такая же стенка, не столь вертикальная, но все же - с другой. Приземляться приходится в круг, выложенный на гребне мелким щебнем. Ориентиров почти никаких - глазу зацепиться не за что. Поведение вертолета не слишком сильно отличается при полной загрузке - основная сложность сделать это точно. При более пустом вертолете запас по мощности очень даже приличный. После экспериментов по взлете c перегрузом в 20% от максимального веса, полеты на высоте 1 км. сложности не представляют
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
.
Особенность Майорки - тут всегда дует ветер. От 5 узлов и до 20. В метры сами пересчитывайте, кому надо
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
. Именно на Майорке я окончательно оценил удобство вертоолета - при проходе над горами на самолете болтает очень ощутимо и неприятно, подбрасывает на термиках, прижимает в роторах и в целом ощущения вполне обычные, но не сильно приятные. Приятные - только когда вырываешься на 3-4 тысячи футов или летишь над морем. В противовес этому, на вертолете в горах на высоте 100-500 футов до уровня земли ни ветра ни термиков не ощущаешь вовсе.. Я как-то за первую неделю забыл даже, что есть такая составляющая, как ветер и болтанка.. Вторая неделя показала, что все же эти составляющие есть.