Из-за образовавшегося свободного дня посетил однодневный курс по основам аварийных ситуаций (это я коряво перевел General emergencies) в
http://www.FlightSafety.com
Понятно, что для многих здесь специфика курса (рассчитанная больше на бизнес-джеты) не очень актуальна, но в общеобразовательных целях немного расскажу...
Курс длился 9 часов, включая часовой перерыв на обед. Первая половина была теория (с демонстрацией вещей типа индивидуального дыхательного устройства и т.д.). Интересное началось после обеда.
Сначала мы переместились в макет самолета, на котором должны были отработать общие процедуры при аварийной посадке или приводнении - взаимодействие в экипаже, управление пассажирами, открытие аварийных выходов и покидание самолета:
Далее была тренировка по тушению пожара. Мы переоделись в выданные нам комбинезоны, сапоги и стали похожи на настоящих сварщиков. Сама тренировка проходила на улице, тоже в макете самолета. По очереди мы одевали дыхательное устройство -
http://www.smokehoods.com/products/pbe_main.aspx , потом забегали в передню дверь самолета, из которого вовсю валил дым. Сначала нужно было понять, что горит в передней части самолета (микроволновка, dvd-проигрыватель или еще что-то), и выдернуть соответствующий предохранитель. После этого перемещались в хвостовую часть, где расположен туалет, проверяли дверь туалета на степень нагретости (под конец она разогрелась совсем конкретно), находили соответствующий огнетушитель, тушили им загоревшееся мусорное ведро (вполне реальный настоящий огонь), инструктировали пассажира (инструктора в кислородном приборе) о том, что он должен наблюдать, не разгорится ли опять, и покидали самолет через запасной выход. Все это подогревалось воплями инструкторов внутри самолета "Помогите, спасите, не хочу умирать !!!", так что вместе с отсутствием света, настоящим огнем и дымом, а также крайне хреновой видимостью с этим мешком на голове равзлечение было довольно прикольным.
Последняя часть была, пожалуй, самой веселой. Мы (всего нас было 8 человек) перешли в помещение с большим бассейном. Для начала, каждый по очереди отработал переворачивание в правильное положение плотика, который плавал вверх ногами. Затем мы погрузились в очередной самолет, расположенный в бассейне на высоте сантиметров тридцать над водой. По сценарию, самолет совершал аварийное приводнение, поэтому после появления шума, вибрации и прочих признаков, которые совершенно не хочется услышать где-нибудь над Северной Атлантикой, мы еще раз потренировались в подготовке к приводнению, после чего самолет шлепнулся и погрузился в воду где-то на пол метра. К этому моменту спасательные жилеты были извлечены и одеты, так что осталось достать спасательный плотик и выбросить его за борт, после чего эвакуироваться самим, не забывая надувать жилеты снаружи, а не внутри самолета.
Реально плотик мы не надували - использовался уже плавающий рядом, так как каждое срабатывание реального плотика стоит несколько тысяч долларов - фактически, они почти одноразовые. Впрочем, надуваются они автоматически, так что это не особо важно. Забравшись в плотик, мы опробовали находящееся в нем аварийное оборудование. Должен заметить, в этой тренировке у меня раскрылись глаза на пару вещей:
- я считал, что при практически нулевой плавучести человека достаточно чего-нибудь дополнительного, чтобы чувствовать себя на воде вполне комфортно. Оказалось, что стандартный авиационный жилет - вещь крайне неудобная. Он не сертифицирован по морским стандартам (был бы слишком большим и тяжелым), поэтому не обладает некоторыми жизненно важными особенностями. В частности, он не гарантирует, что человек будет в правильном положении (лицом вверх), если к этому не приложить специальных усилий. Кроме того, плавучести хватает только по минимуму, лицо находится близко к воде, поэтому любая волна так и норовит попасть в нос, и это в спокойном бассейне ! А еще тело как бы висит на шее, что довольно не комфортно физически, да еще есть ощущение, что ноги упорно тянут тебя на глубину...
- плотик
маленький. Нас было 8 человек в 12-местном плотике, который может теоретически поместить до 16 (или что-то типа того) человек. Тем не менее, мы сидели довольно плотно, даже представить не могу, как там можно поместить в 2 раза больше народу.
- мы были в бассейне с теплой водой, никакой реальной опасности не было, вода была тоже абсолютно спокойной. Тем не менее, сидеть там в мокрой одежде, прижавшись к друг другу на болтающемся полу плотика было
очень неуютно. Честно говоря, если я раньше считал, что главное - выжить при приводнении, а дальше совсем фигня, то сейчас понимаю, почему довольно большой процент сумевших выжить пи непосредственно катастрофе, но не спасенных немедленно после этого, погибали, в основном, из-за того, что переставали бороться за жизнь...
Поигравшись с НЗ, далее отработали 3 разных варианта эвакуации с воздуха - с помощью корзины, специальной петлей и фиговиной типа якоря, на лапах которого сидишь. При этом, для большей реалистичности, сверху фигачил мощный поток ветра и струй воды, довольно неплохо имитируя то, что вылетает из-под несущего винта вертолета.
Вообще, развлечение довольно полезное, так как помимо отработки практических навыков, иногда начинаешь совсем по другому смотреть на вещи, в которых ты был ранее уверен...