Re: про усталость металла
Добавлено: 13 авг 2009, 22:02
Поиск глючит. Извините, буду по памяти.
1) разрушения от усталости самолетов были. Самые известные катастрофы с Comet-4, одним из первых реактивных пассажирских лайнеров. Там были треугольные ( или квадратные) иллюминаторы. Исследование выявило необычную концентрацию напряжений в зоне иллюминаторов и катастрофическое усталостное разрушение в этой зоне. По нормам прочности того времени прочность фюзеляжа в районе иллюминатора была рассчитана правильно. Там еще дополнительный фактор появился – надув большого фюзеляжа на высоте, взлет - давления равное, на крейсерское высоте –избыточнее, посадка –опять нормальное. Вот цикличность этой нагрузки и не учли.
2) Собственно до этого случая самолеты считали по пределу упругости, пределу текучести, и редко по пределу прочности на разрушение.
3) В настоящее время расчет проводится по пределу усталости (обозначается сигма минус один) – это напряжение, при котором после 1000000 (или 100000) циклов не происходит разрушение материала. При этом предел усталости ниже, чем предел упругости. То есть материал может 10000 раз прогнуться и вернуться в нормальное состояние, при этом не деформироваться, т.е. не иметь заметных остаточных деформаций, а на 10001ом цикле образуется трещина.
4) Различают малоцикловую усталость и многоцикловую усталость. Малоцикловая усталость – это не разрушение проволоки за 3-4 цикла, как в детстве )) Проволока в этом случае деформируется сильно, и напряжения выше предела текучести.
5) Прописанный Ан-26, аналогичная байка есть про станцию «Мир» - это не совсем усталость, это прежде всего коррозия, а уж потом возможно усталостное разрушение. Прописать можно обечайку, но там же и стрингеры должны быть.
6) Трещина – это проблема, но еще не разрушение. Самолет может лететь с трещиной, важно другое. Нагрузки в полете могут раскрывать трещину, а могут закрывать ее. Во втором случае разрушение переносится до возникновения раскрывающей нагрузки.
7) Усталостное разрушение, его профилактика, умение пользоваться приборами неразрушающего контроля – это очень специфическая специализация. Эксперт на уровне советского к.т.н, а лучше доктора. Даже по строительным кранам, для коих и предназначен рекламируемый прибор. Каждый кран проходит регулярную экспертизу у специалистов ( усталостное разрушение и теория трещины их основная научная дисциплина). Чайникам этот прибор не нужен, с таким же успехом можно купить УЗИ, ЭКГ и электронный микроскоп.
1) разрушения от усталости самолетов были. Самые известные катастрофы с Comet-4, одним из первых реактивных пассажирских лайнеров. Там были треугольные ( или квадратные) иллюминаторы. Исследование выявило необычную концентрацию напряжений в зоне иллюминаторов и катастрофическое усталостное разрушение в этой зоне. По нормам прочности того времени прочность фюзеляжа в районе иллюминатора была рассчитана правильно. Там еще дополнительный фактор появился – надув большого фюзеляжа на высоте, взлет - давления равное, на крейсерское высоте –избыточнее, посадка –опять нормальное. Вот цикличность этой нагрузки и не учли.
2) Собственно до этого случая самолеты считали по пределу упругости, пределу текучести, и редко по пределу прочности на разрушение.
3) В настоящее время расчет проводится по пределу усталости (обозначается сигма минус один) – это напряжение, при котором после 1000000 (или 100000) циклов не происходит разрушение материала. При этом предел усталости ниже, чем предел упругости. То есть материал может 10000 раз прогнуться и вернуться в нормальное состояние, при этом не деформироваться, т.е. не иметь заметных остаточных деформаций, а на 10001ом цикле образуется трещина.
4) Различают малоцикловую усталость и многоцикловую усталость. Малоцикловая усталость – это не разрушение проволоки за 3-4 цикла, как в детстве )) Проволока в этом случае деформируется сильно, и напряжения выше предела текучести.
5) Прописанный Ан-26, аналогичная байка есть про станцию «Мир» - это не совсем усталость, это прежде всего коррозия, а уж потом возможно усталостное разрушение. Прописать можно обечайку, но там же и стрингеры должны быть.
6) Трещина – это проблема, но еще не разрушение. Самолет может лететь с трещиной, важно другое. Нагрузки в полете могут раскрывать трещину, а могут закрывать ее. Во втором случае разрушение переносится до возникновения раскрывающей нагрузки.
7) Усталостное разрушение, его профилактика, умение пользоваться приборами неразрушающего контроля – это очень специфическая специализация. Эксперт на уровне советского к.т.н, а лучше доктора. Даже по строительным кранам, для коих и предназначен рекламируемый прибор. Каждый кран проходит регулярную экспертизу у специалистов ( усталостное разрушение и теория трещины их основная научная дисциплина). Чайникам этот прибор не нужен, с таким же успехом можно купить УЗИ, ЭКГ и электронный микроскоп.