Обход Швейцарии (зоны аэропорта Женевы) и далее в горы. До 8000 футов облачности нет. Вполне хватает. Сам Куршевель на высоте 7000 футов.
По прилету так загляделся на горбатую полосу, что по привычке попытался зайти на ее начало, которое метров на 100 ниже, чем площадка, где бензин и прочие радости. Но вроде бы исправился. На 7000 высота не сильно ощущается. Висеть можно на наддуве (с полными баками и 3 людьми) на 22-23. Ну, это так, мелочи.
В Куршевеле рядом с аэродромом отличный ресторанчик Le Pilatus. Он ближе всего (20 метров по склону или 200 метров по дороге). Бензин во Франции дешевле, чем в Германии. Заодно узнал стоимость посадки и стоянки вертолета в самом дорогом месте Франции - 89 евро.
Тщательно перекусив (благо в этом месте все работает постоянно), двинулись обратно в сторону Германии. По плану собрались в Баден-Баден. По слухам, в отеле есть вертолетная площадка.
И тут я ощутил разницу в странах, подходе к "посадке вертолета" во Франции, в Швейцарии и Германии.
Франция. Делаете запрос в департамент. Получаете разрешение "на подобор" на 10 лет. Летаете спокойно, получая только разрешение от владельца недвижимости. Попадаете не только на официальные аэродромы и хелипорты, но и в любой отель, который согласится вас принять. При приземлении где-нибудь в горах или в поле никто не пытается настучать на вас ближайшему полицейскому. С неосвещенных площадок летать ночью нельзя, но кто проверит - какая она - освещенная или нет? Посему все летают.
Германия. Если у вас CPL и вы работаете в фирме, которая получила разрешение по роду своей деятельности на своих пилотов летать "с подбором" - а это и облет газопроводов и спасательные операции и вообще, что угодно, то право приземляться "с подбором" у вас теоретически есть. Если же у вас PPL - ТОЛЬКО официальные аэропорты и хелипорты. Без вариантов. Для разнообразия - разрешение на "с подбором" у вас имеется, но в отеле на месте "девочка на телефоне" точно знает, что разрешение на приземление разным идиотам, летающим в дождь и ночью давать нельзя. Поэтому - ближайший аэропорт, далее такси до места.
Излишне говорить, что поесть в месте, где можно приземлиться - такие можно пересчитать по пальцам в Германии, чуть больше во Франции и вообще, для простоты процесса придется таскать с собой термос и бутерброды - иначе можно просто остаться голодным на сутки - в одной стране уже все закрыто, в другой - еще не открыто, в третьей вообще не сезон.
Отлетал пару часов ночью. Дождь, ветер, 400 метров нижний край. По Германии летать ночью неинтересно - все светится, все видно.

. То ли дело по болотам где-нибудь под Тверью..
Если ночью мотаешься вокруг аэродрома - даже план подавать не надо - летай себе, бей круги до осточертения.
Инс начал было рассказывать, что ночные полеты VFR в Европе практически аналог IFR, т.к. тобой руководят, тебя должны видеть на радаре, роуты, VORы и так далее. На мое замечание, что он все же путается (применил метод 502 - попросил его сослаться на статью в AIP), парень признался, что "по правилам" на самом деле никто не летает. В подтверждение, при нижнем крае в 2000 футов и проливном дожде, какая-то Сессна попросилась в NVFR в сторону гор (которые от 4500 футов) и получила разрешение - т.к. по условиям аэродрома можно летать, а далее - решение пилота и никого более.
Начинаю осозновать, что летать на вертолете по Европе - есть ряд специфики, которая по сложностям рядом с РФ не стояла.. Но это - тема для отдельного топика.
