Немецкий лоукост забылся. Майорка - вполне себе симпатичное место. Только я его рассмотреть не успел

. Но по порядку. Сперва обломал отель:
- У нас была геликоптерная площадка, которую вы видели на проспекте, но к сожалению мы вместо нее сделали дополнительный бассейн год тому..
Ну ладно, 15 км до аэродрома преодолевается за 20 минут легко и никуда не спеша. Бог бы с ними.
Первый день обучения.
Сперва я минут 20 ищу среди трех десятков одинаковых ангаров нужный мне. Натыкаюсь на что-угодно, кроме того. что мне надо. Слегка утомившись, захожу на территории аэродрома в кафе - спрашивать, где тут этот Sloan Helicopters. Мне тыкают пальцем за спину - в 10 метрах от кафе домик с нужной мне надписью. Вполне цивилизовано.
11.00
- Я вам писал!
- А, да, добро пожаловать. Давайте бумаги оформим. А логбук у вас есть? А на чем вы летали? А сколько налет? А где ваша лицензия? А она точно ICAO?
- Точнее не бывает.
- Ну ладно, я уточню. А вы пока в безопасность идите, вас Хелен проводит.
Весь персонал - исключительно граждане Великобритании - от пилотов до секретарши. Язык у них с непривычки... Ну ладно, иду сдаваться в безопасность. Процедура занимает 10 минут в соседнем домике. Делают копию паспорта, выдают правила на бумажке, тут же фотографируют, тут же выдают пластиковую магнитную карточку для прохода на летное поле с моей мордой. 10 евро, причем за меня почему-то платит школа.
12.00.
- Покурили? Тут у нас главное - туалет, тут компьютер с интернетом, тут мой кабинет, тут библиотека, тут - сувениры на продажу, холодильник, чай, кофе, в холодильнике шоколадки. Все бесплатно.
- А на поле? (в смысле - а полетать?).
- Пошли!
Я радостно хватаю "уши", "камеру" и мы идем.. Заходим в будочку, по дороге я узнаю, что правильно говорить G-класс, а не Golf-класс, и что в Испании свои правила, и даже если ты просто вылетаешь круги бить вокруг аэродрома, который неконтролируемый, но рядом проходит зона аэропорта - подаешь флайт-план и заполняешь бумажку, чтобы аэродром потом получил свое.
В будочке стоит компьютер. На нем прямо на компьютере форма, 1 минута - флайт-план отправлен. Делать это обязательно. Еще 1 минута - заполнение бумажки - куда, откуда, кто. Это для оплаты за взлет - посадку.
- А сейчас нам это делать не надо, потом, когда полетим...
Я решаю, что ослышался или не понял чего. Мы доходим до дальнего ангара, там сиротливо стоит Raven2 с налетом в 20 часов.
- Хозяин вчера чайку лопастью поймал. Вмятина...
Минут 30 человек таскает стремянку, обводит маркером вмятину, меряет ее всячески и занят делом. Я же пока шляюсь по округе. Рядом стоит - 2 штуки 2002 Tecnam - выглядят очень мило, чуть подальше - два "турботрактора", на полосле работает старательно Пайпер Cup - взлетает, цепляет рекламный баннер, провозит его над пляжем в 5 км. от аэродрома, сбрасывает, цепляет другой баннер.. Невдалеке стоит АН-2... полно всего - аэродром посвящен исключительно малой авиации. При этом обладает полосой в 1200 метров (или около - я не мерял), кучей анграров и прочего. В ангаре стоят вперемешку и вертолеты, и "утка", и Сессна.
13.00.
Стремянка убирается. Вмятина на лопасти обведена старательно.
- А летать?
- А сейчас ваш пилот прилетит...
- Сейчас - это сколько в цифрах?
- Полчаса. А пока можно попить, покурить, подождать в офисе - тут жарко. На термометре плюс 33. Даже бриз не спасает. Причем бриз тут приличный - 10-12 м.с.
13.30.
- А вот и пилот! Сейчас он с вами полетит. А пока у него брифинг на 10 минут с 2 студентами. Вы тоже можете посидеть и послушать.
- А можно мне жесткий график - я тут отдыхать собрался еще помимо всего...
- А вы слетайте, потом решим.
14.00
Заполняем флайт-план, счет за аэродром.
Осматриваем вертолет. Запуск по чек-листу. Я быстрее запутался, что мне надо по нему сделать, чем без него - навык уже есть, не думаешь.. Ну да ладно. Помню свой предыдущий опыт и наказ инструктора - "Не выпендривайся!". Не выпендриваюсь. Safe Pilot. Перед взлетом инс держит руки наготове: " - Взлетаем!".
Взлетели. Висим. Жара... Одной двери нет, вторую снять отказываются почему-то.
- А на 90 градусов повернуть сумеешь?
- А еще три раза подряд?
Смотрю, руки отпустил, сидит спокойно..
- Ты где живешь? А-аа, знаю, полетели?
- Полетели.
И тут начинается.
Скорость начала взлета - 45 узлов. Не 50, не 60, не 70. Поворот с креном не более 20 градусов. В штатное оборудование входит радиовысотомер.
- А нафига он нужен тут?
- По правилам JAA нельзя пролетать над частной собственностью ниже 500 футов.
- А приземляться?
- Только по разршению владельца.
- А это надо делать заранее?
- Да.
- А кто проверит?
- Никто.
- А на пляж можно?
- Только в глухих местах если. На муниципальные - нельзя. Но у нас есть договоренности с кучей гостиниц, куда можно залетать, даже просто на чашку кофе.
Летим.
- А сбрось скорость до 70 узлов...
Сбрасываю..
И тут ручка шага уходит вниз, коррекция сбрасывается, шаг чуть подтягивается
- А покажи авторотацию...
Хотя бы предупредил, сволочь такая.. И с чего он вообще решил, что я так хорошо умею летать.
Показал до 30 метров, инс вывел коррекцию. Долетели до отеля. Вернулись обратно.
Радиообмен - подтверждаешь по рации флайт-план и бубнишь при заходах свое местонахождение. Никто никому не мешает. Остальное - без проблем. При уходе в горы - сквок на 7000, при пересечении ATZ - получаешь сквок на входе. Все.
- Ну, приезжай в 17.30. Полетаем.
17.30. Никого.
18.00. Появляется инс - кушать ходил. Я наконец удосужился прочесть его фамилию - Cakebread. Пол.. Т.е. Паша Кекс.

.
- А теперь я тебе расскажу, что такое must bumping.
- А можно я лучше расскажу?
- Хорошо, тогда пошли программу отлетаем... Вот, почитай.
Начинаю читать и тихо офигеваю.
.. авторотация
-- полная авторотация..
.. отказ двигателя на малой высоте..
-- полеты без говернора..
.. приземление на ограниченную площадку (небоскреб)
.. и так далее.
Потом отдельно - навигация, веса, радообмен, контролируемые зоны.. Ну, что делать..
С 19.00 я почти час мотаюсь по полосе - авторотация, 1000 футов, авторотация, 1000 футов, авторотация, 1000 футов. Отказ двигателя на 2 метрах, на 5 метрах, на 10 метрах.. У меня столько авторотаций за всю жизнь не было. Штук 15 по меньшей мере сделали. Не считая малой высоты..
Так что окрестности пока не видел, радиообмен веду сам, инс сидит, за ручку не хвататеся, чем-то доволен, чем-то не очень, но в целом - толковый..
Завтра продолжим..
Время считается по счетчику, к нему добавляется 0.1 часа (десятичная) - прогрев, выключение.. Ну, пусть.
Общий налет за сегодня - 2 часа. Пройдено половина программы, которую нужно отлетать. 5 часов полета по приборам на R-44 - с трудом понимаю, что они от меня хотят. Но посмотрим..