1. Пахомово лучше всего.
2. Учиться лучше не РФ, а в Европе. Причина - у них лебедка, трос. У нас - буксировщик и кусок веревки (образно). Учитывая, что любой учебный курс начинается с обучения кругам - т.е. подъем, развоторы, приземление (причем на второй круг не уйдешь по понятным причинам), то во время тренировки придется налетать кругов так с сотню для начала. И одно дело - тросом тебя забрасывают, друге дело - каждый раз цепляют к буксировщику... Помимо прочего, полеты за буксировщиком - отдельная история и отдельное умение, дающееся не сразу.. А тут приходится прямо с этого начинать. Посему лучше интенсивно обучаться "там", чем "тут".
3. Если в вас больше 185 см (комплекция - отдельно), то в имеющихся в Пахомово планерах сидеть на месте обучаемого (впереди) будет очень тяжело - места мало. На инструкторском места поболее, но все-равно мало. Рекомендации - либо пересаживаться на мотопланер (он пошире будет), либо использовать немецкие планера (забыл спросить название), которые поболее.
4. Обучение планеру займет более 42 часов летного времени. Ежели с нуля.
5. Искусство "держать вираж" - самое нужное и необходимое.
Рекомендации даны чемпионом (все титулы не перечислю) в данном виде спорта. Посему для меня лично планерная тема пока закрыта.. Если только планер побольше найду
