Страница 9 из 10

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 31 май 2011, 12:16
LSA
Чуть не в тему, но была такая всамделишная история о том куда смотреть...
Один мой товарищ на боевом истребителе при посадке ночью убил правой плоскостью пьяного бойца на полосе. Обвинения полностью сняли с лётчика, в том числе, благодаря «Инструкции», в которой было однозначно определено, что в процессе выдерживания самолета направление взгляда на землю 10-15° ВЛЕВО и вперед на ХХ м . И только с началом пробега на трех колесах необходимо перенести взгляд вперед.

Р.S. + В тему популярное чтиво: Летчик Лёха об исправлении ошибок на посадке
http://letchikleha.livejournal.com/70879.html

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 31 май 2011, 12:23
12345
С вашего позволения вставлю по теме свои несколько копеек(сколько сами посчитайте :) ). Преодолеть страх грубой посадки можно только выполняя посадки мягко(во загнул :D ). Одно из самых распространённых заблуждений заключается в попытках точного определения высоты и момента касания как такового. Много спорили куда смотреть, как точно определить высоту одним глазом и т.д. Ненужно этого делать, да и практически невозможно. Все ВС даже одного типа разные. Если речь о обыкновенной посадке(а не точность +-1м), то для обеспечения мягкого касания нужно вего лиш научиться видеть и контролировать вертикальную скорость. После выравнивания обеспечте стабильную низкую Vy не пытаясь определить момент касания и посадка всегда будет мягкой. Это справедливо всегда и налюбых типах - самолёты, вертолёты, лодки, шары.....

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 31 май 2011, 13:25
Eclips
VK68 писал(а):...Наверное первый раз соглашусь с модераторами,- тема полный флуд.
Куда и как смотреть , должен учить конкретный инструктор, а уж как у кого получается ... это другой вопрос.
Я вообще не могу понять куда я смотрю, но точно не в бок, как учили....
А страх грубой посадки, можно преодолеть только тренировками.
Это точно, вот только многие тут не могут понять эту очевидную истину уже 11 лист)

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 31 май 2011, 13:46
icarus
ilya-ksql писал(а):меня учил бывший пилот us airforce, летавший на f-16 и kc-135. Без вариантов, взгляд строго прямо, в дальний конец полосы. Так учат в айрфорсе. И так учат подавляющее число гражданских инструкторов (в сша)
Ну тогда я и вас спрошу про методическую документацию, в которой можно прочитать про "Без вариантов, взгляд строго прямо, в дальний конец полосы" на выдерживании. Я пока такой не нашел. И Саша (shura-ag) тоже пока не нашел. Может быть вы найдете и приведете здесь. Было бы интересно. А-то я пока находил, и не в единственном числе, только про "взгляд вперед-вбок", что позволяет предположить, что подавляющее число все-таки склоняется именно к этой рекомендации.

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 31 май 2011, 14:59
Helimobil
12345 писал(а):...Если речь о обыкновенной посадке(а не точность +-1м), то для обеспечения мягкого касания нужно вего лиш научиться видеть и контролировать вертикальную скорость. После выравнивания обеспечте стабильную низкую Vy не пытаясь определить момент касания и посадка всегда будет мягкой.....
Дык, правильно. Только это справедливо для нормального выравнивания, которое ты подразумеваешь по умолчанию. Понятно, что выровняв самолет на нужной высоте, на полосу уже можно и на смотреть, горизонт даст больше информации, тут тебе и ориентир по направлению, и малейшие отклонения по тангажу и крену хорошо видны, а вертикальная скорость легко определяется пресловутым «боковым зрением».
Задача то в том, что бы выровнять самолет на высоте 1м +-0.5м, вот о какой точности идет речь. Вы-то все для себя эту задачу давно решили, только не понимаете как. Да и Gogona тоже решила, но не понимая КАК, она начинает беспокоиться, а правильно ли она это сделала, и не получится ли так, что в следующий раз (на другом аэродроме, на другом самолете) она сделает это неправильно, поломает стойку, оторвет крыло и т.д. В результате ее сознание начинает рисовать такие образы, которые приводят к негативному прогнозу развития ситуации, а это, в свою очередь, ведет к избегающему поведению. Причем заметьте, что поведение определяется не самой ситуацией, а неадекватной оценкой этой ситуации.
Иными словами, выровняв самолет на одном метре и не получив подтверждения об этом, она не знает, что делать дальше (алгоритм нарушен), комкает (mess up), в принципе, нормальную посадку, тем самым усугубляя свое фобическое тревожное расстройство.
Полеты с инструктором не помогут, потому что его довольное молчание на выравнивании является подтверждением правильности выполнения этого выравнивания. Поможет только самостоятельная и адекватная оценка, а для нее нужен некий критерий. Именно так я понимаю суть вопроса Gogonы.
А вопрос, куда правильнее смотреть на выравнивании и насколько хуже смотреть не туда, а также зависит ли это от индивидуальных особенностей восприятия, представляет чисто академический интерес.

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 31 май 2011, 15:09
12345
Helimobil писал(а):Иными словами, выровняв самолет на одном метре и не получив подтверждения об этом, она не знает, что делать дальше (алгоритм нарушен),
И ненадо никакого подтверждения. А дальше просто дать самолёту стабильно и медленно снижаться - мимо земли не пролетит :D .

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 31 май 2011, 16:11
ilya-ksql
icarus писал(а):Ну тогда я и вас спрошу про методическую документацию, в которой можно прочитать про "Без вариантов, взгляд строго прямо, в дальний конец полосы" на выдерживании.
я поспашиваю. я вообще не встречал методической документации в штатах. faa-ные книжки обычно нужны только для прохождения тестов.

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 31 май 2011, 16:20
ilya-ksql
все смотрели фильм Аэроплан с Нильсоном? Там в конце, когда главный герой сажает самолет, ему по радио дают указания:
Kramer : You're coming in too hot. Ease up on the throttle.
Watch for that crosswind. Aim for the numbers, you'll
have to dip your left wing. You're drifting, keep your
eyes on the far end of the runway
. You're too low
damnit! Watch your stall speed. Ease her down, down.
The break . . . pull the red handle.
вот вам и все методические указания :)

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 31 май 2011, 18:14
Helimobil
12345 писал(а):И ненадо никакого подтверждения. А дальше просто дать самолёту стабильно и медленно снижаться - мимо земли не пролетит :D .
Надо. Ибо от этого зависят дальнейшие действия. Нормально выровнял - продолжай посадку, высоко - исправляй. Ты же согласен, что для исправления высокого выравнивания недостаточно просто поддерживать небольшую вертикальную? Если выравнивание прозведено в допустимых пределах, тогда да. Так вот подтверждение именно этого факта и необходимо для принятия дальнейших решений.
Ты же видишь, что происходит:
И на своём аэродроме всё ОК! А на чужих вот этот самый последний метр, про который Вы пишете, вдруг начинает растягиваться или сжиматься по вертикали. В смысле, меня начинает дико глючить – действительно ли метр? А может три? А может меньше? А может показалось? Я начинаю суетиться и...
В итоге, приходим к выводу, что никаких критериев оценки правильности выравнивания, т.е. высоты над полосой, у нас нет. Кроме собственного «глазомера», который подвержен иллюзиям и вообще вещь ненадежная. Вот если бы кто-нибудь придумал приделать к самолету снизу обычный автомобильный парктроник, с такой же визуально-акустической индикацией, это существенно облегчило бы посадку...

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 01 июн 2011, 18:07
Helimobil
Vovick писал(а):Не удивлюсь, что топикстартер просто это понял (а) и решил (а) постебаться. Хорошо, что тема во флуд съехала.
Да нет, на самом деле тема интересная и важная, как многие уже отметили. Непонятно только, почему она вызывает такое раздражение у некоторых. Тоже, кстати, интересный психологический аспект. И, заметьте, по существу вопроса высказались немногие. Да и те кто, кто высказался, сделали это не совсем внятно, по сути, отмахнулись, иногда в грубой форме. На мое предложение поделиться, кто, куда и как смотрит на выравнивании, и по каким признакам определяет высоту – а это является ключевым моментом при выполнении посадки – тоже, в основном, забили. Никто даже не соблаговолил ответить, куда светит фара у ЯК 18Т.

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 01 июн 2011, 18:48
shura-ag
Считаю, что наиболее грамотно и подробно по теме все рассказал Helimobil В настоящее время я полностью разделяю его точку зрения.

по сути заданных вопросов могу сказать, как делаю я. На типе P2002 прицеливаюсь в торец полосы. точнее это цифры с номером полосы. Стараюсь выдержать стандартный угол глиссады, часто бывают отклонения, то выше, то ниже идешь, главное тут по мне сохранить стабильность захода. Далле при пролете над цифрами (над точкой , в которую я и целюсь) убираю газ и начинаю выравнивать самолет. Это получается каждый раз по-разному. Иногда получается в одно движение. иногда видишь, выровнял, а вместо касания, самолет начинает просаживаться дальше, тогда добираю, или если ощутимо сильно увеличивается вертикальная, то добавляю газ, затем опять убираю и досаживаю. как-то так. Заметил, что зимой, когда полоса заснежена и вокруг нее сугробы, а также в условиях плохой видимости, высота ощущается иначе. кажется, что ты выше, чем есть на самом деле. поэтому выравнивать нужно начинать пораньше.

Что касается Cessna то тут газ убираю пораньше, метров за 30 наверное (с расстоянием могу ошибиться, я момент визуально определяю) до точки выравнивания. И само выравнивание более растянуто во времени с плавным увеличением угла атаки.

высоту как уже говорил определяю боковым зрением, смотрю вперед, момент просадки чувствуется и пятой точкой, да и по изменению линии горизонта относительно капота самолета

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 02 июн 2011, 00:46
icarus
Helimobil писал(а):... Никто даже не соблаговолил ответить, куда светит фара у ЯК 18Т.
Стоит она в носке левой консоли и светит прямо, так что луч получается вперед и чуть левее продольной оси.

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 03 июн 2011, 20:27
Helimobil
Eclips писал(а):Да вроде всем все ясно уже. Зачем все сначала начинать?
Дык, а что ясно? То, что вопрос напрямую относится к психологическим аспектам летного обучения, это ясно. То, что он свелся к обсуждению техники посадки и определения высоты выравнивания, это тоже ясно. Эти вопросы, хоть и не связаны с оригинальным напрямую, представляют, как я уже говорил, самостоятельный интерес, причем для начинающих пилотов – практический.
Многие вообще не могут объяснить, чем они руководствуются, определяя высоту выравнивания (в летчики, как мы знаем, «по здоровью» набирают :D ), хотя считается, что:

Возможность сбора и анализа данных самонаблюдений летчиков проистекает из того обстоятельства, что содержание и функции компонентов психического образа, регулирующего действия в полете, как правило, осознаются опытными летчиками достаточно отчетливо, чтобы они могли изложить свое понимание образа, отвечая на вопросы специальной анкеты, или в статьях, посвященных описанию своих действий в полете, а также проблемам обучения, иллюзий пространственного положения, индикации и т.д

И вопросы эти возникают у многих пилотов на определенном этапе, а уж для методически правильного обучения, понимание этих проблем просто необходимо.

Вот, например, что пишет Василий Ершов:

В лётном училище у меня был момент, когда мне никак не удавался один элемент полёта. Требовалось пролететь на лёгком Як-18 вдоль всего аэродрома на высоте ровно метр, чтобы запомнить на глаз эту высоту, очень важную при производстве посадки. Предыдущий опыт полётов на планёре мешал мне: там мы садились, по сути, почти на собственные ягодицы, ну, на десять сантиметров выше — у планёра не было колёс шасси, а только лыжа под полом. Встал вопрос о моей лётной пригодности: круглый отличник в теории — а «метра не видит». Таких обычно списывали «по нелётной».

Набирая опыт, часто ловилсебя на том, что мне просто туго дается тот или иной элемент: у меня замедленная реакция, и приходится думать наперед, чтобы потом -- не реагировать. Обучаясь полетам по приборам, иной раз тупо бубнил себе: "авиагоризонт -- скорость -- авиагоризонт -- вариометр -- авиагоризонт --курс -- высота"... Так и приучил себя бегать глазами по приборам, а потом постепенно как-то само пришло умение охватывать доску одним взглядом.

И свидетельств, подобных этим, вы найдете еще немало у многих других, впоследствии достаточно успешных пилотов.

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 03 июн 2011, 22:06
Eclips
Helimobil, в чем смысл обсуждения на форуме тезиса "не получаются посадки - пропало желание вообще куда-то вылетать"? У семи нянек (обсуждающих) дитя без глаза. Горгону в глаза никто не видел, состязания в дистанционном обучении летному мастерству и психологической подготовке курсанта бессмысленны. Тема вполне естественно перенесена во флуд, где ей и место.
Правильный ответ дает инструктор, который, зная курсанта и внимательно наблюдая посадку, указывает на ошибку и проводит дополнительные занятия. Исправляется ошибка - уходит страх посадки. Вот и все.

Re: Страх грубой посадки. Как преодолеть?

Добавлено: 05 июн 2011, 00:27
icarus
Ну что ж, прошло уже почти три недели с подъема темы. Вроде и обсудили все, что могли. Сломали уже все копья, луки и стрелы. Не пора ли уже спросить у топик-стартера, как успехи? :wink: Наметился ли сдвиг с мертвой точки? Какие-нибудь красивые маршруты? Новые приключения? Вообще, помогло ли обсуждение, или усугубило проблему?