Поскольку Смоленская тема мне очень близка, хотел бы поделиться «откуда ноги растут».
В 2008 г. в состав созданной тогда Госкорпорации «Ростехнологии» вошли три предприятия, находящиеся в Смоленске (замечу, авиазавод входит в состав другой корпорации).
Перед МАКС-2009, где Смоленские предприятия выступили единым кластером под эгидой Ростехнологий, родилась идея продемонстрировать что-то оригинальное. Т.к. Смоленский авиазавод производил самолеты легкого класса СМ-92Т и Як-18Т – взяли и «замутили» совместный инновационный проект с модным названием «Авиация общего назначения». Презентация этого проекта впервые состоялась 23 июля 2009 г. в Смоленске на заседании координационного совета по научно-технической и промышленной политике при администрации Смоленской области. Разумеется, как своё детище, его представляла Госкорпорация «Ростехнологии». По словам представителя ГК «Ростехнологии» в Смоленской области Николая Царева, инвестпроект «Авиация общего назначения» стал результатом совместной работы нескольких предприятий региона. Тогда в заседании приняла участие практически вся местная "техническая элита".
В рамках проекта предполагалось, главным образом, вести строительство и реконструкцию взлетно-посадочных полос, вертолетных площадок, создавать инфраструктуру обеспечения полетов малой авиации и сервисное окружение, производить метрологическое, светосигнальное оборудование и автоматизированные рабочие места диспетчеров. А также силами СмАЗ осуществлять производство и поставку легких многоцелевых самолетов.
Более того, воодушевленные заседатели - члены Координационного совета рекомендовали администрации Смоленской области, не дожидаясь результатов презентации на МАКС, разработать целевую программу возрождения и развития региональных перевозок на местных воздушных линиях с использованием малой авиации на 2010-2015 годы.
И вот поэтому в августе 2009 на авиасалоне МАКС я с нетерпением ждал когда «Ростехнологии» Смоленщины представят свой проект «Авиация общего назначения». Однако, в кулуарах от представителей авиазавода услышал, что этот проект ёщё совсем сырой и в большей степени «прожектерский». Такое же потом сложилось и моё мнение.
А теперь новая весть от Смоленских «Ростехнологий» - уже о начале реализации этой программы в 2013 году. Конечно же, весьма сомневаюсь насчет бравого заявления об открытии 6-7 площадок в районных городах Смоленщины. Ведь премьер Путин говорил сейчас совсем о других федеральных инвестициях (дословно следующее из стенограммы):
«В 2014 году будет введён в строй обновленный аэропорт Добрынское во Владимире. Кроме того, будет установлено современное оборудование в аэропортах Воронежа, Смоленска, Курска, Белгорода, Твери, Брянска, Костромы, Липецка, Тамбова и Орла. Новое оборудование позволит увеличить безопасность полётов, расширить возможности по времени приёма авиационной техники на этих площадках, улучшит качество обслуживания граждан. В общей сложности инвестиции в развитие аэропортов Центрального федерального округа – это федеральные инвестиции – составят порядка 50 млрд рублей.»
Как видите, это решение отчасти вытекает из результатов катастрофы польского борта №1. Об этом же шла речь и на пресс-конференции Смоленского Губернатора Антуфьева для региональных СМИ 11 марта 2011 года.
«- Какое будущее ожидает аэродром Северный? Недавно в Брянске Владимир Путин заявил о том, что планируется инвестировать 50 млрд. рублей в модернизацию аэропортов ЦФО…
- Мы продолжаем работу с Министерством обороны: сейчас у нас идёт деловая переписка об уточнении имущества аэродрома «Северный». Мы уже установили, что содержание аэродрома будет обходиться в 28,5 млн. рублей ежегодно, и сегодня обсуждаем с «Ростехнологией» перспективу создания на базе аэродрома «Северный» и Смоленского авиационного завода инженерного центра по обслуживанию самолётов «Боинг».
«Ростехнология», вы знаете, включает в себя ряд авиакомпаний, и эта корпорация приняла решение закупить в ближайшие два года 59 бортов «Боинг-737» (это среднемагистральные лайнеры). Почему инженерный центр выгодно создать в Смоленске? Московский авиационный узел сегодня перегружен, все московские аэропорты испытывают проблемы с парковкой, то есть со стоянками самолётов, а от Москвы до Смоленска – 40 минут лёту. Поэтому мы предлагаем наш аэродром использовать в том числе как запасной в случае закрытия при непогоде аэропортов Москвы. Сегодня запасными аэродромами являются Нижний Новгород и Санкт-Петербург. Мы предлагаем наш город, объясняя, что Смоленск связан с Москвой лучшей в стране автомобильной дорогой М1 и железной дорогой. В случае нелётной погоды мы можем обеспечить комфортабельную доставку пассажиров в столицу как автобусами, так и железнодорожным транспортом.
Ну, а главное – проект, предлагаемый «Ростехнологией», интересен нам в плане обеспечения загрузки такого нашего предприятия, как Смоленский авиационный завод. Вы знаете, что у самолёта есть узлы и агрегаты, которые необходимо периодически менять. Если «Боинги» будут обслуживаться в Смоленске, то мы обеспечим и загрузку авиационного завода, и загрузку аэродрома «Северный», и, что немаловажно, обеспечим столицу нашего региона взлётно-посадочной полосой, которая сможет принимать как официальные делегации, так и наших гостей. Правильно вы подметили: когда Владимир Владимирович Путин выступал в Брянске и говорил об авиации, он в числе городов, где будут модернизироваться аэродромы и аэропорты, назвал Смоленск. Это решение подтверждает, что мы идём в нужном направлении!»
\Так что журналисты из РБК в своём сообщении всё свалили в кучу. \
И ещё, я думаю, г-н Царев, слабо себе представляет о возможности эффективного использования самолета СМ-92Т в качестве воздушного судна для коммерческих перевозок. Ведь и сертификат типа у него с довольно большими ограничениями (аппарат по полной программе так и не доиспытали). И самое главное, вряд ли появится авиакомпания эксплуатант, которая возьмётся заниматься таким низко рентабельным бизнесом.
Поэтому вся эта Смоленская история действительно очень похожа на очередной блеф или запланированный «распил».