Рассказать обо всем - задача непростая: за один день произошло столько интересного, сколько у среднестатистических людей происходит за полгода. Но для пилотов такой ритм жизни, похоже, явление обычное.
Обучение (а точнее экзамен на профпригодность) началось уже в машине по дороге на аэродром (традиция такая). На первый же вопрос «почему летит самолет?», поборов искушение «остроумно» ответить «бородатыми» шутками из серии «потому, что машет крыльями с частотой М», я довольно бодро описал принципы образования подъемной силы на ламинарном, симметричном и несимметричном крыле, привел соответствующие примеры и уже приготовился выпалить педантично заученные параметры Ан-2. Но экзаменатор оказался на высоте и задал самый сложный в моей жизни вопрос: зачем мне это надо? Боюсь, мой экзистенциальный дискурс об онтологической тяге в небо не удовлетворил ни его, ни меня, и мы с удовольствием опять заговорили о наддуве, шаге винта и минимальной эволютивной скорости. Увлекательная беседа и отличные ходовые качества автомобиля учителя значительно сократили дорогу, и вот мы уже готовим самолет к вылету (рис.1).

- 1.jpg (49.83 КБ) 7480 просмотров
Несмотря на мои просьбы, работы, связанной со сном, для меня не нашлось. Пришлось отвязывать самолет, параллельно мечтая о покупке окружающей нас в большом количестве авиатехники (рис.2).

- 2.jpg (66.08 КБ) 7480 просмотров
Наконец мы в кабине (рис.3),

- 3.jpg (44.56 КБ) 7481 просмотр
мне велено для начала запомнить три вещи при взлете и три – на посадке, но это сложное упражнение окончательно истощило мои умственные способности (рис.4),

- 5.jpg (54.97 КБ) 7479 просмотров
что привело к небольшому АП: я разместил фотооператора (Светлана: купол, крыло, Як-52, Ан-2) позади самолета, установив между ней и самолетом складной стул, который при первой же даче режима сорвался с места, ударил ее по коленке и улетел в ближайший лесок, где и был найден местными жителями (рис.5).

- 4.jpg (62.9 КБ) 7480 просмотров
Кстати, второй синяк наш оператор получила, пытаясь в самолете справиться с глючившим стареньким кэноном, одновременно выбирая подходящий ракурс и освещение, держась одной ногой за дверь, а другой сохраняя равновесие в те моменты, когда мы превращали пассажирский самолет в «пилотажник».
Но вернемся к процессу обучения. Примерно на четвертом (или сорок четвертом?) круге аэродромной тренировки я, наконец, смог усвоить основные параметры, курсы и ориентиры, но тут поступило предложение (мои робкие «а может не надо» не помогли) сменить левый круг на правый и я опять вынужден был вспоминать высшую математику, прибавляя к злорадствующе-некруглым цифрам компаса очередные девяносто градусов, а потом еще какое-то количество градусов отнимать, чтобы определить момент начала выхода из разворота. Несколько мешало и постыдное симмерское прошлое: стремление к слишком пологим глиссадам, малая высота выравнивания и полное отсутствие навыка использовать в качестве вариометра то место, где спина теряет свое название.
Не могу еще раз не упомянуть про педагогический талант Вадима: он не только декларировал принцип: давать курсанту ошибаться, чтобы, пусть с опозданием, курсант эту ошибку мог увидеть и исправить, но и героически пытался этому принципу следовать. Проблема была лишь в том, что ошибки мне давались легко, а вот времени на их осознание и воспроизведение в памяти способа их устранения мне требовалось гораздо больше, чем это можно позволить при посадке (особенно учитывая забор в начале ВПП, довольно короткую полосу и необходимость взлета после короткого пробега-разбега при аэродромной тренировке) (рис. 6,7,8).

- 7.jpg (36.2 КБ) 7483 просмотра

- 8.jpg (52.02 КБ) 7483 просмотра

- 6.jpg (59.25 КБ) 7484 просмотра
Однако, мастерство учителя проявилось не только в исправлении моих ошибок, но и в восхитительном показательном полете, который выполнил Вадим в конце занятий. И теперь я твердо убежден, что Ан-2 – самолет пилотажный (рис. 9).

- 9.jpg (21.39 КБ) 7505 просмотров
Кстати, когда в конце обучения после моего крайнего круга Вадим стал покрепче пристегиваться ремнями, я, не поняв еще, что мне будет показан мастер-класс, решил, что это такой способ обучения: сейчас инструктор пристегнет парашют и выпрыгнет в люк, а я должен буду сделать самостоятельный заход и посадку. К счастью для меня и самолета, Вадим остался в кабине и показал мне набор высоты, пролет облаков, пикирование и кабрирование с хорошими перегрузками, большим (80 град.?)креном на снижении по спирали и продемонстрировал режим парашютирования с выпуском предкрылков (завораживающее зрелище!).
Отдельное спасибо Вадиму от моей супруги: она считает, что ему удалось отговорить меня от безумной идеи построить самому самолет и самостоятельно учиться на нем летать. Она говорит, что уже только ради этого стоило ехать. Я подумаю…
P.S. Ой, побьет меня модератор за эти вольности

.
P.P.S. Прошу прощения за возможные неточности, я еще только учусь

.