Страница 9 из 14

Re: Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 31 авг 2009, 15:46
Борис
VK-68/// Привет тебе Вадим из Сургута и наилучшие пожелания.По второму кругу принимаешь в гости ?

Re: Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 31 авг 2009, 18:32
VK68
Ну а почему нет, звоните.

Обучение. Часть первая. Версия курсанта.

Добавлено: 01 сен 2009, 10:02
Homo ludens
Рассказать обо всем - задача непростая: за один день произошло столько интересного, сколько у среднестатистических людей происходит за полгода. Но для пилотов такой ритм жизни, похоже, явление обычное.
Обучение (а точнее экзамен на профпригодность) началось уже в машине по дороге на аэродром (традиция такая). На первый же вопрос «почему летит самолет?», поборов искушение «остроумно» ответить «бородатыми» шутками из серии «потому, что машет крыльями с частотой М», я довольно бодро описал принципы образования подъемной силы на ламинарном, симметричном и несимметричном крыле, привел соответствующие примеры и уже приготовился выпалить педантично заученные параметры Ан-2. Но экзаменатор оказался на высоте и задал самый сложный в моей жизни вопрос: зачем мне это надо? Боюсь, мой экзистенциальный дискурс об онтологической тяге в небо не удовлетворил ни его, ни меня, и мы с удовольствием опять заговорили о наддуве, шаге винта и минимальной эволютивной скорости. Увлекательная беседа и отличные ходовые качества автомобиля учителя значительно сократили дорогу, и вот мы уже готовим самолет к вылету (рис.1).
1.jpg
1.jpg (49.83 КБ) 7480 просмотров
Несмотря на мои просьбы, работы, связанной со сном, для меня не нашлось. Пришлось отвязывать самолет, параллельно мечтая о покупке окружающей нас в большом количестве авиатехники (рис.2).
2.jpg
2.jpg (66.08 КБ) 7480 просмотров
Наконец мы в кабине (рис.3),
3.jpg
3.jpg (44.56 КБ) 7481 просмотр
мне велено для начала запомнить три вещи при взлете и три – на посадке, но это сложное упражнение окончательно истощило мои умственные способности (рис.4),
5.jpg
5.jpg (54.97 КБ) 7479 просмотров
что привело к небольшому АП: я разместил фотооператора (Светлана: купол, крыло, Як-52, Ан-2) позади самолета, установив между ней и самолетом складной стул, который при первой же даче режима сорвался с места, ударил ее по коленке и улетел в ближайший лесок, где и был найден местными жителями (рис.5).
4.jpg
4.jpg (62.9 КБ) 7480 просмотров
Кстати, второй синяк наш оператор получила, пытаясь в самолете справиться с глючившим стареньким кэноном, одновременно выбирая подходящий ракурс и освещение, держась одной ногой за дверь, а другой сохраняя равновесие в те моменты, когда мы превращали пассажирский самолет в «пилотажник».
Но вернемся к процессу обучения. Примерно на четвертом (или сорок четвертом?) круге аэродромной тренировки я, наконец, смог усвоить основные параметры, курсы и ориентиры, но тут поступило предложение (мои робкие «а может не надо» не помогли) сменить левый круг на правый и я опять вынужден был вспоминать высшую математику, прибавляя к злорадствующе-некруглым цифрам компаса очередные девяносто градусов, а потом еще какое-то количество градусов отнимать, чтобы определить момент начала выхода из разворота. Несколько мешало и постыдное симмерское прошлое: стремление к слишком пологим глиссадам, малая высота выравнивания и полное отсутствие навыка использовать в качестве вариометра то место, где спина теряет свое название.
Не могу еще раз не упомянуть про педагогический талант Вадима: он не только декларировал принцип: давать курсанту ошибаться, чтобы, пусть с опозданием, курсант эту ошибку мог увидеть и исправить, но и героически пытался этому принципу следовать. Проблема была лишь в том, что ошибки мне давались легко, а вот времени на их осознание и воспроизведение в памяти способа их устранения мне требовалось гораздо больше, чем это можно позволить при посадке (особенно учитывая забор в начале ВПП, довольно короткую полосу и необходимость взлета после короткого пробега-разбега при аэродромной тренировке) (рис. 6,7,8).
7.jpg
7.jpg (36.2 КБ) 7483 просмотра
8.jpg
8.jpg (52.02 КБ) 7483 просмотра
6.jpg
6.jpg (59.25 КБ) 7484 просмотра
Однако, мастерство учителя проявилось не только в исправлении моих ошибок, но и в восхитительном показательном полете, который выполнил Вадим в конце занятий. И теперь я твердо убежден, что Ан-2 – самолет пилотажный (рис. 9).
9.jpg
9.jpg (21.39 КБ) 7505 просмотров
Кстати, когда в конце обучения после моего крайнего круга Вадим стал покрепче пристегиваться ремнями, я, не поняв еще, что мне будет показан мастер-класс, решил, что это такой способ обучения: сейчас инструктор пристегнет парашют и выпрыгнет в люк, а я должен буду сделать самостоятельный заход и посадку. К счастью для меня и самолета, Вадим остался в кабине и показал мне набор высоты, пролет облаков, пикирование и кабрирование с хорошими перегрузками, большим (80 град.?)креном на снижении по спирали и продемонстрировал режим парашютирования с выпуском предкрылков (завораживающее зрелище!).
Отдельное спасибо Вадиму от моей супруги: она считает, что ему удалось отговорить меня от безумной идеи построить самому самолет и самостоятельно учиться на нем летать. Она говорит, что уже только ради этого стоило ехать. Я подумаю…

P.S. Ой, побьет меня модератор за эти вольности :(.
P.P.S. Прошу прощения за возможные неточности, я еще только учусь :).

Re: Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 01 сен 2009, 10:11
Jan
Супруга права - главное сделано - самоделку строить не хочется :)

Добавлено: 01 сен 2009, 10:30
Homo ludens
Согласен. Из самолета выходишь другим человеком.

Отредактировал заголовок своего предыдущего сообщения. Первоначальный вариант "Обучение навыкам пилотирования. Часть первая. Версия курсанта" было слишком длинным и не убиралось.

Re: Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 01 сен 2009, 12:30
VK68
Рис № 9 надо бы развернуть.... градусов так на 90 :) , или тени убрать, а то как-то неудобно перед товарищами :wink: Хотя если головой повращать, похоже на правду.

Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 01 сен 2009, 14:22
Homo ludens
К исправлению ошибок я всегда готов: приедем, выполним пикирование поближе к аэродрому, переснимем :)
А еще лучше вести съемку из второго самолета. Очень даже учебно-познавательные фото могут получиться!

Re: Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 01 сен 2009, 16:21
VK68
Если ракурс правильный, то это вираж с большим креном снятый почти над собой. На счет переснять, согласен :)

Re: Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 02 сен 2009, 16:12
Алексей 2
Вадим, мои аплодисменты!!! Ещё один восторженный клиент.
А рисунок 9, похож на правду. Когда ты меня катал над Кольчугино я вообще не мог понять, где горизонт - сверху или снизу :)

Re: Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 09 ноя 2009, 11:37
skyraver
Homo ludens,
а самолет летает по небу :D Вот по чему 8)

Re: Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 09 ноя 2009, 11:56
su27
Скорее Homo volaticus

Re: Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 09 ноя 2009, 14:56
Homo ludens
su27 писал(а):Скорее Homo volaticus
Спасибо, конечно, но до Homo volaticus мне еще расти и расти :)

Кстати, я вот решил освежить в памяти последовательность действий, а то голова – штука ненадежная, могу до следующего (надеюсь) раза что-нибудь забыть. Да и другим, может быть, будет небезынтересно. Если что-то напутал – поправьте, пожалуйста.

Завели, прогрели, опробовали, вырулили. Закрылки 20 град, малый шаг, наддув 900, обороты 2100, разбег, 60 км/ч – штурвал чуть от себя – отрыв заднего колеса, 80-90 км/ч – штурвал чуть на себя – взлет, чуть от себя – выдерживание до скорости 120 км/ч, затем постепенный набор, на 100 м – убираем закрылки за три нажатия с промежутком 3-4 с, ставим наддув 800 и ставим средний шаг, при этом обороты около 1800, скорость 140 – набор высоты и можно разворот начинать, набрали 200 м, переходим в горизонтальный полет, скорость 150 км/ч, убираем наддув до 600, ставим максимальный шаг винта (полностью на себя), обороты около 1600, идем в горизонте, второй, третий, четвертый разворот – приступаем к снижению – ставим малый шаг (плавно, как и все остальное), выпускаем закрылки на 20 град., уменьшаем наддув так, чтобы скорость на снижении была 140 км/ч. Рассчитываем снижение в точку метров за 10 до ВПП. На высоте 6-7 м – штурвал на себя – начинаем выравнивание до высоты 0,6 м , затем выдерживание с постепенным снижением и потерей скорости до посадочной. Дальше или малый газ, касание и торможение, или наддув 900 и взлет.

Re: Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 09 ноя 2009, 15:34
VK68
5 баллов. :) (не значительные неточности даже коментировать не буду)

Re: Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 09 ноя 2009, 15:53
whale2
Я, к сожалению, так себе владею пером, а фотоаппарат расчехлить и вовсе не удалось, но тоже хочу казать Вадиму огромное спасибо за то, что он есть и за то, что возится с подобными мне :)

Должен сказать, что после того, как "подержался за штурвал", отличное настроение держится уже неделю :)

Re: Обучаю навыкам пилотирования (за еду).

Добавлено: 09 ноя 2009, 19:20
Malabar
ветку что то я не запреметил раньше.
прочел все 9 стараниц

не как не думал , что может быть столько желающих полетать на Ане ,
и насколько должно быть сильное желание летать,
что не останавливают даже , большие расстояния.

для сильно желающих и не имеющих возможность добратся до VK68 в следствии восточного удаления по стране
можно в Западную Сибирь.

нулевой цикл не желателен, навыки пилотирования хоть чего нибудь
полетать можно не только по кругам
и маршруты.

борт личный, снег - лыжи.
на аэродроме бываю все выходные.

меня можно не кормить, Ан-2 кормить придется.

P.S.
только для увеленных небом людей.
давайте типа покатаемся, не интересно.