Карел писал(а):Я вот тоже, мучаясь проблемами выбора, задаюсь здесь
viewtopic.php?f=30&t=5199&start=15 этим вопросом, но народ не ведётся на обсуждение. Это подозрительно

Интересно эти люди слышали про нашу статистику гидросамолетов маленьких... Вот где жесть... Тетка поднявшая хай, нарушила первое правило САОНа, не обсуждать катастрофу до окончательного отчета. Думаю вряд ли там будет что то новенькое.
Случайно натолкнулся на курс "Безопасность полетов вертолетов Robinson". Положа руку на сердце, нужно признать, что аварийность у Robi - высокая. Настолько высокая, что заставила самого мистера Робинсона вплотную заняться вопросами обеспечения безопасности. Были разработаны специальные курсы, включающие занятия на земле и в воздухе, которые позволили стабилизировать уровень аварийности. У Фрэнка все просто и понятно.
Первый шаг: использование. Когда происходят аварии и катастрофы? Анализ использования вертолетов R22 показал следующее распределение аварийности по целевому предназначению полетов, которое представлено в таблице.
Обстоятельства Доля
Развлекательные полеты 62%
Учебно-тренировочные полеты 20%
Полеты бизнес (деловых) вертолетов 17%
Первый вывод: Две трети аварий и катастроф приходится на развлекательные полеты!
Второй шаг: каковы причины аварийности? Распределение причин представлено в таблице.
Обстоятельства Доля
Столкновения с препятствиями, с проводами т.п. 32%
Падение оборотов НВ 22%
Метеоусловия 14%
"Маст бампинг" (mast bumping) при около нулевых перегрузках 9%
Второй вывод: Одна треть причин всех трагедий - столкновения! Специально для "борцов" с однодвигательными вертолетами, главная причина аварийности - не отказ двигателя.
Третий шаг: где происходят столкновения?
Обстоятельства
Полеты над высотными зданиями
Полеты над столбами и мачтами
Полеты над реками
Вывод третий: Провода-убийцы вертолетов есть везде. Поэтому борьба с проводами (незаметностью проводов) - забота о безопасности полетов. Вопрос к городским властям: незаконные строения сносятся, а почему не убираются бесхозные провода, которые годами никем не используются?
Четвертый шаг: что делать? Рекомендация Фрэнка Робинсона одна: для обеспечения гарантированной безопасности высота полета должна быть не менее 500 футов над рельефом (специально оставляю значения в футах, потому что наши минимальные высоты отличаются американских, по правилам визуальных полетов в зависимости от рельефа и могут изменяться от 250 до 500 м). Центральная идея Robinson - увеличение минимальной высоты вдвое - позволит существенно снизить аварийность. Кроме снижения вероятности столкновения с препятствием, увеличение минимальной высоты несет целый ряд преимуществ. Во-первых, увеличивается располагаемое время на принятие решения (подбор площадки и т.д.). Во-вторых, достигается снижение шума, что не маловажно для полетов над жилой местностью, нужно уважать тех, кто внизу. Снижение шума позволит сохранить добрые отношения с соседями (хотя в некоторых случаях следует увеличить высоту до 1000 футов).
Схема высокой аварийности по Робинсону убийственно проста: Развлечение - Минимальная высота - Столкновение! Чтобы обезопасить себя, необходимо увеличить высоту. Кстати, по завершению курса мистер Робинсон показывает кадры катастрофы R22. Празднование дня рождения завершается днем смерти. Казалось, ничего не предвещало беды. Запуск. Взлет и вдруг "голова-ноги", "голова-ноги". В результате, один человек погиб, другой - ранен, вертолет восстановлению не подлежит. Впечатляет, когда главный конструктор лично сам выступает перед слушателями, и Вы можете задать любой вопрос. Основное качество конструктора - держать удар.
За последние несколько лет не могу вспомнить у нас курсы по безопасности, на которых выступал генеральный конструктор и отвечал бы на неприятные вопросы. Вы не найдете в Интернете ни одного ролика на тему безопасности полетов вертолетов, только реклама. На любой конференции, семинаре у нас один ответ: вертолеты хорошие - люди плохие. ЧФ виноват. Стало слишком мало конструкторов, зато слишком много менеджеров, которые не могут ответить на вопросы аварийности. Во все времена настоящие конструкторы, начиная с Игоря Ивановича Сикорского, сами летали, сами отвечали на неприятные вопросы, сами предлагали решения.
Позволю себе еще одну реплику на тему безопасности полетов вертолетов. Городские власти Лондона принимают на работу водителями легендарных двухэтажных автобусов только женатых мужчин, имеющих двоих детей. Исследования показали, что надежность вождения напрямую зависит от семейного положения. Мой жизненный опыт гласит, поругался летчик с женой - жди беды. В былые времена, в авиации, когда молодые летчики приезжали в гарнизон, то сражу же, получали квартиры. Семья командира экипажа - это святое. Отсюда предложение господину Робинсону, продавать вертолеты исключительно "женатым - с двумя детьми", шутка. Берегите себя. И 500 футов над землей!
На видео к статье приведенной тобой Женя, вообще детский сад из РЛЕ. В переводе на самолетный язык "Что делать если при подъеме передней стойки все пошло через жопу?" Ответов много будет? И в вертолетом РЛЕ тоже ответ один, шаг вниз. Там вообще похоже на то, что человек самостоятельно решил поучится. Так привязал бы его веревками к земле, как это делают все самодельшики более менее дружащие с головой и изучал бы.
По возможным вариантам развития событий и вариантам действий которые могут потребоваться от пилота, вертолет как минимум в четыре раза сложнее самолета и времени поковырятся в носу и подумать не дает совсем. Это в случае отказа техники, где они те случаи?
Главная задача вертолета сесть в ту задницу куда не может сесть самолет. Вертолет это может, а пилот...? Куда мне отнести мои многодвигательные самолеты, если не один из них не может продолжить взлет на одном двигателе и что скажет по этому поводу пилот Боинга нашаривающий рукой где то сзади справочник по аварийным процедурам в случае отказа?
Пилот Ми-8 на которого ссылаются выше с рассказами про ужасы легких вертолетов на каком часу налета был допущен в командирское кресло? Летайте вторым 500 часов и будет вам счастье. Не хотите? Хочется за 42 часа? Тогда смеритесь с тем, что техника сложная а вы в ближайшие 300 часов просто Лох...
Страшно на маленьком вертолете? Так купите большой...
В общем внимательно изучаем статистику и помним, что если вы вдруг увидели в полете перед собой провод, то он уже ваш... А с другими навыками, даже не самолетными а отечественными вертолетными, может даже провод не понадобится... О чем и говорит статистика наших легких самолетов, где в большинстве катастроф в кабине присутствовал в той или иной роли старый советский АС, либо аппарат оказался в услових про которые в РЛЕ написано "Запрещается"