Как читать METAR

Диски и книги по обучению, безопасности полетов. Полётные карты, диски с картами, навигационные сборники

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Ответить
Сообщение
Автор
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Как читать METAR

#1 Сообщение Jan » 07 ноя 2007, 12:16

Оригинал статьи тут: http://www.cpilot.info/pilotu/aviatsion ... kod-metar/
Авиационный метеорологический код METAR

Разработка авиационных прогнозов погоды - сложная и интересная отрасль синоптической метеорологии, а ответственность и сложность такой работы значительно выше, чем при составлении обычных прогнозов общего пользования (для населения).

Исходные тексты аэродромных прогнозов погоды (кодовая форма TAF - Terminal Aerodrome Forecast) публикуются в том виде, как они составлены метеослужбами соответствующих аэропортов и переданы во всемирную сеть обмена метеоинформацией. Именно в таком виде они используются для консультаций лётно-диспетчерского состава аэропортов. Эти прогнозы являются основой для анализа ожидаемых метеоусловий в пункте посадки и принятия командиром экипажа решения на вылет.

Ответственность за точность и оправдываемость прогноза несёт инженер-синоптик, разработавший этот прогноз. На Западе при составлении аэродромных прогнозов широко используются данные глобального компьютерного моделирования атмосферы, синоптик лишь вносит небольшие уточнения в эти данные. В России и СНГ аэродромные прогнозы разрабатываются в основном вручную, трудоёмкими методами (анализ синоптических карт, учёт местных аэроклиматических условий), в связи с этим точность и оправдываемость прогнозов ниже, чем на Западе (особенно в сложной, резко меняющейся синоптической обстановке). В самом по себе использовании ручных синоптических методов нет ничего плохого: в ряде случаев советские инженеры-синоптики имеют гораздо более высокую квалификацию, чем западные (жаль только, что модельными данными у нас не принято пользоваться - качество прогнозов от этого только бы выиграло). Но “человеческий фактор” (зависимость качества прогноза от квалификации и опыта прогнозиста) имеет свою негативную сторону: у низкоквалифицированных синоптиков и прогнозы получаются низкого качества. Способствует этому и сложившая в советских аэропортах практика “воспитания кадров”: техники-метеонаблюдатели заканчивают заочно (без отрыва от производства) вузы и со временем становятся синоптиками. И если часть наблюдателей, умных и талантиливых, благодаря своему наблюдательному опыту становятся прекрасными синоптиками, то другая часть, с грехом пополам закончив вуз на “тройки”, превращается в посредственных синоптиков, по большому счёту, позорящих свою профессию. В результате этого нередко аэродромные прогнозы в России и СНГ носят перестраховочный характер, то есть синоптик указывает не наиболее вероятные условия погоды, а самые плохие, которые возможны в данной ситуации. При этом дело доходит до абсурда: даже при устойчивой малооблачной погоде вблизи центра антициклона такие горе-синоптики “прогнозируют” сильные осадки, грозы и т.д. Особенно “любят” горе-синоптики к месту и не к месту включать в прогнозы сильные ливневые осадки с дальностью видимости менее 1000 м; такие осадки, конечно же, бывают в природе, но в десятки и сотни раз реже, чем это можно представить, просматривая прогнозы по аэродромам (а там сильные осадки фигурируют чуть ли не ежедневно): например, во Внуково в среднем за год фактически наблюдается лишь 11 ливневых дождей с видимостью менее 1000 м (из них 2 случая с видимостью менее 500 м) и 12 случаев ливневого снега с видимостью менее 1000 м (из них 4 случая с видимостью менее 500 м). Другая крайность (и тоже яркий признак горе-синоптика) - прогнозирование “по фактической погоде”, полная профанация: стоит хорошая погода, пишут в прогноз хорошую, натекла облачность с дождём и грозой - “забабахивают” в прогноз на весь период (обычно авиапрогноз разрабатывается на 9 часов) грозу и ливень, через час гроза прошла - выпускается внеочередное уточнение к прогнозу, где вновь указывается хорошая погода. Самое парадоксальное, что наихудшие по качеству прогнозы разрабатываются в крупнейших авиаметцентрах России, обслуживающих важнейшие аэродромы. Связано это с тем, что в крупных аэропортах гораздо лучше техническая оснащённость системами посадки, и как следствие - слабее зависимость авиации от погоды; тут синоптики и рады стараться, пишут в прогноз всё, что только в голову взбредёт. И наоборот, на маленьких провинциальных аэродромах, где базируется авиация местных линий (гораздо более требовательная к погоде), качество прогнозов и квалификация синоптиков гораздо выше.

Метеорология вообще (и авиационная метеорология в частности) в странах бывшего СССР с начала 1990-х годов находится в довольно плачевном состоянии (в то время как на Западе идёт бурное развитие этой науки), остаётся лишь сожалеть об этом и надеяться, что со временем ситуация изменится к лучшему (начнут внедряться современные технологии прогноза погоды).

Прогноз погоды по аэродрому составляется каждые 3 часа на период от 9 до 24 часов. Как правило, прогнозы выпускаются с заблаговременностью не менее 1 часа 15 минут до начала периода их действия. При резких, ранее не спрогнозированных изменениях погоды может быть выпущен внеочередной прогноз (корректив), его заблаговременность может быть 35 минут до начала периода действия, а период действия отличаться от стандартного.

Время в авиационных прогнозах указывается по Гринвичу (всемирное - UTC), для получения московского времени к нему надо прибавить 3 часа ( в период действия летнего времени - 4 часа). После названия аэродрома следует день и время составления прогноза ( например, 241145Z - 24-го числа в 11-45 ), затем день и период действия прогноза ( например, 241322 - 24-го числа от 13 до 22 часов; или 241212 - 24 числа от 12 часов до 12 часов следующих суток; для внеочередных прогнозов могут указываться и минуты, например 24134022 - 24-го числа от 13-40 до 22 часов).

В прогноз погоды по аэродрому включаются такие элементы (в порядке следования):

* ветер - направление ( откуда дует, в градусах, например: 360 - северный, 90 - восточный, 180 - южный, 270 - западный, и т.д.) и скорость;
* горизонтальная дальность видимости (обычно в метрах, в США и некоторых других странах - в милях - SM );
* явления погоды;
* облачность по слоям - количество ( ясно - 0% неба, отдельная - 10-30%, разбросанная - 40-50%, значительная - 60-90%; сплошная - 100%) и высота нижней границы; при тумане, метели и других явлениях вместо нижней границы облаков может указываться вертикальная видимость;
* температура воздуха (указывается только в некотoрых случаях);
* наличие турбулентности, обледенения.

Если ожидается одновременно: видимость 10 км и более; отсутствие явлений погоды; отсутствие облаков ниже 1500 м; отсутствие кучево-дождевых облаков, - вместо групп видимости, явлений и облачности указывается “условия хорошие” ( CAVOK - “Condition Altitude and Visibility Ou’Kei” ).Сначала идёт основная часть прогноза. Если в течение периода метеоусловия будут изменяться, в прогноз включаются группы изменения:

* Если изменение погоды произойдёт в определённый момент времени, используется группа “от” ( FM - “from” ), например “от 14 ч.”. Эта группа открывает самостоятельную часть прогноза, в которой должны быть перечислены все основные элементы, в том числе и те , которые меняться не будут.
* Если изменение погоды будет растянуто на некоторый период (от 1 до 4 часов), используется группа “изменение” ( BECMG - “becoming” ), в которой указывается период изменения (например, “изменение 1012 ч.”) и новые значения элементов (только тех, которые изменятся). При этом подразумевается, что новые значения элементов сохранятся и после периода действия этой группы (если за ней не следуют другие группы изменения).
* Если изменения погоды будут носит временный, колебательный характер ( каждый раз не более часа, а в сумме - не более половины периода прогноза), используется группа “временами” ( TEMPO - “temporary” ), в которой указывается период, в течение которого будут происходить колебания условий, и временные значения элементов ( только тех, что будут колебаться ).

Перед группами изменений погоды может указываться вероятность этих изменений, если она меньше 50% и составляет 30% или 40%, например “вероятность 40%” ( PROB40 ). Такие данные носят ориентировочный характер и не учитываются при принятии решения на вылет.Значения всех включенных в прогноз элементов и время их изменения следует воспринимать как наиболее вероятные с учётом возможных погрешностей (поскольку идеальный прогноз практически невозможен). Допускаемая погрешность составляет +-30 градусов по направлению ветра, +-30% по дальности видимости и высоте нижней границы самого низкого слоя облаков.

Нередко ( обычно после 15-20-й минуты каждого часа ) вместе с прогнозом погоды передаётся сообщение о фактической погоде на аэродроме ( METAR - METeorological Aerodrome Report ), которое содержит те же элементы, что и аэродромный прогноз, а помимо этого - сведения о температуре и точке росы, атмосферное давление - на уровне моря ( Рмин, или Q ) или на уровне аэродрома ( Po, или QFE ), прогноз тренда (тенденции) погоды на ближайшие два часа ( прогноз на посадку ), а также дополнительную информацию ( состояние ВПП, коэффициент сцепления и т.д.). В начале сводки фактической погоды, после названия аэродрома указывается день и время наблюдений по Гринвичу ( например 241130Z - 24-го числа в 11-30 ).

Поскольку при составлении прогноза синоптики могут допускать опечатки, вставлять лишние знаки пробела и так далее, просим отнестись с пониманием к возможным мелким некорректностям перевода. Особенно часто это связано с несовсем правильным употреблением синоптиками терминов явлений погоды. В принципе, эти сокращения образованы от соответствующих английских слов, и немного зная язык, можно догадаться об их значении ( например, TS - гроза, SH - ливень, RA - дождь, SN - снег, DU - пыль, SA - песок, SQ - шквал ).
Читаем METAR
Идентификатор Ветер у поверхности Горизонтальная видимость Дальность видимости на ВПП (RVR) Текущая погода
METAR или

SPECI
CCCC GGggZ dddffGfmfm KMH, KT, MPS

или

dndndnVdxdxdx
VVVVDV

VXVXVXVXDV

или

CAVOK
RDRDR/VRVRVRVRi

или

RDRDR/VRVRVRVR V VRVRVRVRi
w’w'

(ww)
0 1 2 3 4 5 6


Облачность Температура воздуха и точка росы Давление Дополнительная информация Прогноз изменения погоды типа “тренд”
Явления предшествующей погоды Сдвиг ветра в нижних слоях
Ns Ns Ns hs hShs

или

VVh S h S h S

или

SKC
T’T'T d ‘T d ‘ QPH PH PH PH REw’w’ WSTKOF RWYD R D R

и/или WSLDG RWYD R D R
TTTTT

или

NOSIG
TTGGgg dddffGf m f m :
7 8 9 10 11 12 13 14

0 - НАЗВАНИЕ КОДА

METAR - регулярное сообщение о погоде; SPECI - выборочное специальное;

1 - КОД АЭРОДРОМА

Четырехбуквенный указатель положения аэродрома (обычно ICAO код)

2 - СРОК НАБЛЮДЕНИЯ

GG - часы, gg - минуты, Z - буквенный опознаватель группы (Zulu) - время по Гринвичу, “всемирное координированное” ,

также используется DDGGgg Z (где DD - число месяца)

3 - ВЕТЕР

ddd - направление ветра (откуда), осредненное за 10 мин. период, предшествующий сроку наблюдения. ddd = VRB = переменный, ddd = 000 = штиль;

ff - средняя скорость ветра за 10 мин. период предшествующий сроку наблюдения;

G - указатель максимальной скорости ветра ( Gusting - порывистый );

f m f m - макс. скорость за 10 мин. период ( скорость порыва);

KMH KT MPS - единицы скорости - км/ч, уз, м/с

d n d n d n Vd x dxd x - группа включается в сводку, если в течение 10 мин. периода, предшествующего сроку наблюдения, общее изменение в направлении составило 60 градусов и более при скорости более 3 узлов (2 м/с, 6 км/ч). Ветер Variable - переменный;

4 - ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВИДИМОСТЬ

VVVV - Минимальная видимость в метрах. Видимость до 500 м округляется до ближайших 50м, 500-5000 - до 100м, 5000-9999 - до 1000м. Видимость более 10 км - 9999 .

также используют футы, мили (Statute Mile, SM ), иногда обозначают 1/4SM или 1/8SM , а также иногда пишут полную видимость - 40SM , 60SM (!), вместо 9999 .

D V - направление, в котором со станции наблюдается минимальная видимость (N, NE, E, SE :)

V x V x V x V x DV - если минимальная меньше 1500м, а максимальная более 5000, группа включается в сводку, на месте V x V x VxV x - максимальная видимость.

CAVOK - “кавокэй” , код (Clouds And Visibility OK), включается вместо VVVVD и V x V x V x V x D , если одновременно: 1) гориз. видимость 10км и более; 2) нет облаков ниже 1500 м (5000 фт) или ниже верхнего предела минимальной высоты в секторе (что больше) и отсутствуют Cumulonimbus; 3) нет осадков, грозы, пыльной бури, тумана, пыльного, песчаного или снежного поземка;

5 - ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ ( редко встречается ).

R - буквенный указатель группы; D R D R - номер ВПП, для которой передается дальность видимости. Для парралельных ВПП включаются буквы L, C, R. V R V R VRV R - средняя величина дальности за 10 мин. период. В метрах;

i - тенденция дальности видимости, в течение 10 мин. периода: i=U - увеличение, i=D - уменьшение, i=N - нет значительных изменений;

RD R D R /V R V R VRV R V V R V R VRV R i - группа включается вместо первой, если в течение 10 мин. периода экстремальные одноминутные величины видимости отличаются от средней более чем на 50 м или 20% (что больше). В первой части сообщается минимальная, во второй - максимальная одноминутная средняя величина. V - указатель группы.

6 - ОСОБЫЕ ЯВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ПОГОДЫ

Кодируется по таблице 4678. На месте w’w’ в сводке может содержаться от двух до девяти знаков. Если необходимо указать интенсивность, ставится “+” - сильный или “-” - слабый, умеренный - без обозначения.

Таблица 4678
Качество Метеорологическое явление
Интенсивность, близость Дескриптор Осадки Явления, ухудшающие видимость Прочее
“-” LIGHT

Слабый

MODERATE

Умеренный (без указателя)

“+” HEAVY Сильный
MI Shallow Тонкий

BC Patches Обрывки, клочья

DR Low drifting

Поземок

BL Blowing

Низовая метель

SH Shower Ливень

TS Thunderstorm

Гроза

FZ Supercooled

Переохлажденный
DZ Drizzle Морось

RA Rain Дождь

SN Snow Снег

SG Snow grains

Снежные зерна (?)

IC Diamond dust

Ледяные иглы

PE Ice pellets

Ледяной дождь

GR Hail Град

GS Small hail and/or snow pellets

Ледяная и/или снежная крупа
BR Mist Дымка

FG Fog Туман

FU Smoke Дым

VA Volcanic ash

Вулканический пепел

SU Widespread dust

Пыль (обложная)

SA Sand Песок

HZ Haze Мгла
PO Well developed dust/sand whirls

Выраженные песчаные/пыльные вихри

SQ Squall Шквал

FC Funnel cloud (tornado or water spout)

Торнадо

SS Sandstorm Песчаная буря

DS Duststorm

Пыльная буря

7 - ОБЛАЧНОСТЬ

N s N s N s - количество облаков в массиве. кодируется 3-х буквенными сокращениями: SCT - отдельные облака (scattered), 1-4 окт (1-5 баллов); BKN - рассеянная облачность (broken), 5-7 окт (6-9 баллов); OVC - сплошная облачность (overcast), 8 окт (10 баллов); SKC - небо ясное (sky clear);

h s h s h s - высота нижней границы слоя (массива) облаков, сообщается в единицах кратных 30м (100 фт) по к.т. 1690;

VV - буквенный указатель группы;

h s h s h s - вертикальная видимость в единицах кратных 30 м (100 фт). По к.т. 1690

8 - ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА И ТОЧКА РОСЫ

T’T’ - температура воздуха в целых градусах Цельсия (перед значением ниже 0 ° С передается буква М, что означает минус);

T d ‘T d ‘ - точка росы в целых градусах Цельсия ( тоже M при отрицательном) ;

9 - ДАВЛЕНИЕ

Давление QNH (приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере) в целых гПа. Если QNH передается в дюймах, перед группой ставится буква А вместо Q .

10 - ЯВЛЕНИЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ПОГОДЫ

RE - буквенный указатель, означающий, что дальше сообщается о явлениях предшествующей погоды (от recent)

w’w’ - явления предшествующей погоды, к.т. 4678

11 - СДВИГ ВЕТРА

WS - сдвиг ветра ( wind shear ); TKOF - для траектории на взлет; LDG - для траектории на посадку; RWY - ВПП;

D R D R - номер ВПП. Для параллельных ВПП включаются буквы L, R, C.

12 - ОЖИДАЕМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПОГОДЫ

На месте TTTT в качестве указателей используются кодовые слова: BECMG - когда ожидаются устойчивые изменения метеоусловий; TEMPO - когда ожидаются временные изменения с частотой менее часа, а в сумме менее половины переода прогноза “тренд”; NOSIG - “нет значительных изменений” от “no significant change”

13 - ПЕРИОД ПРОГНОЗА

TT - кодируется буквами: FM - для указания начала периода ( от from ); TL - для указания окончания периода ( till ); AT - для указания конкретного времени, на которое ожидаются прогнозируемые метеоусловия.

14 - ИЗМЕНЕНИЯ, ПРЕВЫШАЮЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ

Когда ожидаются изменения метеоусловий, таких как ветер (направление - ddd и скорость ff ), горизонтальная видимость VVVV , явления погоды w’w’ , облачность NNNhh , или вертикальная видимость VVhhh , при которых будут достигнуты или превышены специальные критерии, в сводку должен быть включен прогноз “тренда”.

ПРИМЕР

Код сводки: METAR UUEE 1530Z 25004MPS 0500 R07/600U RAFG BKN015 SCT200 10/10 Q1010 TEMPO TL1700 0800 FG BECMG AT1800 2000 RA Раскодированная: Регулярная сводка по а/п Шереметьево, 1530 по Гринвичу. Ветер у земли 4 м/с, направление 250 градусов. Видимость 500 метров. Дальность видимости на полосе для ВПП 07 600метров с тенденцией к увеличению. Туман и дождь. Облачность - рассеянная на 450 м, отдельные облака на 6000 м. Температура воздуха 10, точки росы 10 градусов Цельсия. Давление QNH 1010 мбар. До 1700 по Гринвичу временами видимость 800 м, туман. К 1800 по Гринвичу ожидается видимость 2 км, дождь.

Источники: Наши крылья ; Метеоцентр

Более подробное руководство по чтению кодов METAR&TAF:

Г. В. Заболотников, М.Г. Весёлкин
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВИАЦИОННЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ КОДОВ METAR (SPECI) и TAF»
Учебное пособие по курсу «Авиационная метеорология» для студентов вузов по специальностям гидрометеорологического профиля.
Вложения
metar_taf.zip
(206.91 КБ) 1051 скачивание
Последний раз редактировалось Jan 08 ноя 2007, 10:20, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

#2 Сообщение Serega » 07 ноя 2007, 15:02

Ян, какой ты молодец! :-)

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#3 Сообщение Jan » 08 ноя 2007, 10:10

Нет, я просто стащил информацию с http://www.cpilot.info/pilotu/ , за что им отдельно огромное спасибо. Там вообще много полезного встречается.

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

#4 Сообщение Serega » 08 ноя 2007, 10:12

тоже немного нашей лепты есть. Правда наш Петр сканировал, а не я.

http://www.cpilot.info/pilotu/assen-dzh ... i-kryilya/

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#5 Сообщение Jan » 08 ноя 2007, 10:16

Тогда славно - никаких проблем по авторским правам не возникнет :)

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#6 Сообщение 502 » 08 ноя 2007, 10:27

Для тренировки попробуйте перевести:

KAVX 080651Z AUTO 29004KT 1/4SM FG VV001 11/11 A3010 RMK AO2 SLP187 T01060106 TSNO
KBUR 080653Z 24003KT 3SM HZ OVC008 13/11 A3009 RMK AO2 CIG 006V011 SLP181 T01330106
KNTD 080656Z 00000KT 6SM BR CLR 12/11 A3008 RMK AO2 SLP186 LAG PK 10/10/32007 T01170106 PNO

С помощью описания прикрепленного к ветке - не получится.

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

#7 Сообщение Jan » 08 ноя 2007, 10:53

Тогда вноси уточнения. :)

Cawka
SAONовец со стажем
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 09 июл 2007, 19:32
Member of AOPA: No
Откуда: Рига

#8 Сообщение Cawka » 08 ноя 2007, 13:53

Это вообще гадость американская. Видимость - в милях, еще и сухопутных. :shock: AUTO (automatic observations) как минимум у Бритов (а по-моему и по всей Европе, хотя может ошибаюсь) на гражданских аэродромах не используют. Чтобы вставить RMK (remarks) надо получить одобрение у Met Authority, так что и это редко можно увидеть. Ну а variable ceiling (CIG), sea-level pressure (SLP), sensor status indicators (SNO, PNO и иже с ними), hourly temperature and dewpoint (T01060106) это только в по ту сторону океана и встретишь. :?
Сашка

502
Гуру
Сообщения: 9545
Зарегистрирован: 25 авг 2006, 08:29
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

#9 Сообщение 502 » 08 ноя 2007, 15:29

Cawka писал(а):Это вообще гадость американская. Видимость - в милях, еще и сухопутных. :shock: AUTO (automatic observations) как минимум у Бритов (а по-моему и по всей Европе, хотя может ошибаюсь) на гражданских аэродромах не используют. Чтобы вставить RMK (remarks) надо получить одобрение у Met Authority, так что и это редко можно увидеть. Ну а variable ceiling (CIG), sea-level pressure (SLP), sensor status indicators (SNO, PNO и иже с ними), hourly temperature and dewpoint (T01060106) это только в по ту сторону океана и встретишь. :?
Ну да. Американская. Встретить можно докуда они свои рученки дотянули. Канада, Мексика, Карибы, Япония.

Cawka
SAONовец со стажем
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 09 июл 2007, 19:32
Member of AOPA: No
Откуда: Рига

#10 Сообщение Cawka » 08 ноя 2007, 15:42

Я когда в США летал то на то, что идёт после давления уже не обращал внимания. :D
Сашка

Shpikoza
Новичок
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 17:39
Member of AOPA: No
Откуда: St.Petersburg

#11 Сообщение Shpikoza » 09 мар 2009, 23:35

Почитал дохотчиво

Ответить

Вернуться в «Библиотека. Файлы. Диски, книги... Лётные карты, сборники, диски с картами»