AStar (AS 350 B2) transition

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
meribel
SAONовец со стажем
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 16 апр 2009, 13:29

AStar (AS 350 B2) transition

#1 Сообщение meribel » 28 июл 2009, 11:44

Я тут, наверное, уже всем надоела со своими рассказами. :)
После получения PPL (H) - ***без ссылки на lt.ak :) - собралась получать транзишен на турбинный хеликоптер. Предложен был Bell JetRanger, 5 часов на транзишн, 5K американских , включая и граунд-скул..
Приезжаю сегодня в Briel Helicopters в Van Nuyes.
DSC_0201.jpg
DSC_0201.jpg (199.82 КБ) 13026 просмотров
Навстречу выходит General Manager Ленц "Вы тут у нас на JetRanger?".. Я соглашаюсь. Breil Helicopters - не летная школа. У них один JetRanger и два новеньких Eurocopter'a - AStar (американское название Squirrel AS 350 B2) и TwinStar (двухдвигательный AS 355). Для меня Yoyo договорился насчет транзишена.
Ленц - "Вам вообще-то это зачем - для employment'a?". Я - "Да нет, любопытства ради. Вот видите ли - свеженький private pilot, хочется всего попробовать.."
Ленц - "Так на ... вам этот мастадонт?" Замечаю, JetRanger весь в пыли и паутине... "Да и жарко сегодня.. Давайте вот лучше попробуйте наш AStar. Тоже турбинный :) и с кондиционером.. И вообще, это - сегодня, а JetRanger - вчера.."
Ну что сказать? Меня долго уговаривать не пришлось.. Я уже давно eyeing эту птичку. С тех пор как увидела воочию :)

Инструктаж давал Dan Benton. Мой DPE :) Вообще, узок круг хеликоптерного мира..

Префлайт. Много сложнее. Учитывая что нужно периодически карабкаться на лесенку :)
DSC_0202.jpg
DSC_0202.jpg (186.81 КБ) 13023 просмотра
DSC_0206 (7).jpg
DSC_0206 (7).jpg (163.21 КБ) 13020 просмотров
Я забрасываю Дэна вопросами, пытаясь все время сравнивать с R-44. "Это просто другое" - отрезает Дэн - "Сейчас сама увидишь"

Процедуру запуска опускаю. Отмечу только, что nice иметь так называемые VEMD (Vehicle Engine Monitoring Display)
DSC_0207 (8).jpg
DSC_0207 (8).jpg (166.8 КБ) 13020 просмотров
Вращение винта - по часовой. Следовательно, работа педалей в обратку. Это не было проблемой. В общем, схватывается сразу.
Cyclic можно подкрутить фрикционом под удобную амплитуду движения. Я, например, всего слегка ослабила - в противном случае чрезмерно болтается. А реакция машины не такая быстрая (я бы даже сказала у R-44) мгновенная по сравнению с этой). Все с оттяжкой реагирует, т.е. постоянно нужно "предвосхищать" движение. К этой инерции тоже быстро привыкаешь, где-то минуте на 15-ой.
Проблемой сперва показалось висение и посадка. Висишь с наклоном фюзеляжа вправо-вниз градусов на 15, т.е. достаточно ощутимо, и сперва некомфортно как-то.. Вследствие сильно cyclic (ручку) даешь вправо, реально сильно... у меня "длины ноги" еле хватало чтобы одновременно дотягиваться до педали. В результате пришлось двинуть задом сильно вправо на сиденье.
Кстати, на втором часу как-то приноровилась..
Посадка похожа на slope landing - сперва даешь правой лыже коснуться поверхности, затем балансируешь касание левой лыжи. Соответственно взлет.
Мощность машины - нереальная. Полет - smooth. Особенно порадовали steep turns (крутые повороты) - практически разворачиваешься на месте в секунды.

Мы сделали несколько авторотаций. По сравнению с R-44 - piece of cake (намного легче). Единственная проблема - при выравнивании после flare - нос сильно уводит влево поэтому нужно агрессивно дать правую педаль..

Из маневров Дэн настоял на отрабатывании симуляции "stack pedal" - для этого типа наиболее вероятная emergency procedure, помимо авторотации. Ну, в общем, если случилось, лучше землиться на полосу подлиннее и отрабатывать выравнивание комбинацией шаг-газ-скорость.

Да, на обратном пути попробовали отказ гидравлики. Вот это hell. Это не Робинсон. Рекомендуемая процедура - за 30 сек (есть небольшой аварийный запас гидравл жидкости) с момента отказа загасить скорость до 60 узлов, запросить аварийную посадку в ближайшем аэропорту и делать running landing.

Я влюблена. Мне понравилось. Я также поняла, что могу летать и ЭТО. Это приятное чувство.
DSC_0210 (3).jpg
DSC_0210 (3).jpg (146.5 КБ) 13042 просмотра
Касательно транзишена. Я в результате отлетала 3 часа. Дали мне сертификат, конечно... но .. Если это для работы - скорее всего необходимо пройти транзишн by Eurocopter Company и затем чек-райд. Если для себя - то ничего специального не нужно, кроме здравого смысла. Я, например, даже если буду иметь возможность (и не в состоянии emergency) вряд ли сразу полечу соло...

Но того стоило. Реально довольна.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#2 Сообщение Misha » 28 июл 2009, 11:52

meribel писал(а): - собралась получать транзишен на турбинный хеликоптер. Предложен был Bell JetRanger, 5 часов на транзишн, 5K американских , включая и граунд-скул...
...
Касательно транзишена. Я в результате отлетала 3 часа. Дали мне сертификат, конечно...
Реально довольна.
Фигасе темпы! Тут даже поздравить можно не успеть! ПОЗДРАВЛЯЮ, конечно :-)
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
meribel
SAONовец со стажем
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 16 апр 2009, 13:29

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#3 Сообщение meribel » 28 июл 2009, 11:57

Ой, Misha, это же Америка... За ваши-то денежки.. :)

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#4 Сообщение Jan » 28 июл 2009, 15:30

И как в результате, что понравилось больше - R-44 или AS? :) 3 часов хватило, чтобы освоиться с запуском, управлением?

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#5 Сообщение Mikle » 28 июл 2009, 17:06

meribel писал(а):Висишь с наклоном фюзеляжа вправо-вниз градусов на 15, т.е. достаточно ощутимо, и сперва некомфортно как-то.. Вследствие сильно cyclic (ручку) даешь вправо, реально сильно...
ну это, Вы, девушка, несколько преувеличили. 15 градусов там, конечно, нет. да и с ручкой я что-то не совсем согласен :wink:
meribel писал(а):Да, на обратном пути попробовали отказ гидравлики. Вот это hell. Это не Робинсон. Рекомендуемая процедура - за 30 сек (есть небольшой аварийный запас гидравл жидкости) с момента отказа загасить скорость до 60 узлов, запросить аварийную посадку в ближайшем аэропорту и делать running landing.
а вот это уже серьёзно. рекомендую почитать что-нибудь про гидравлику этого вертолёта. это действительно то, что надо знать. но, что это hell я бы не сказал. обычная emergency procedure...


а вообще поздравляю. машинка классная. у меня на ней всего часиков 10, но очень нравится. рекомендую, кстати, полетать на Jetranger и обязательно попробовать на нём авторотацию до посадки. влюбитесь в эту машину for sure!
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Аватара пользователя
meribel
SAONовец со стажем
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 16 апр 2009, 13:29

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#6 Сообщение meribel » 28 июл 2009, 21:19

Jan писал(а):И как в результате, что понравилось больше - R-44 или AS? :) 3 часов хватило, чтобы освоиться с запуском, управлением?
Jan, хватило. Но, как я и написала, не до profficiency level. Т.е. мне объяснили префлайт, запуск. В общей сложности мы сделали посадок 8, из них 3 с запуском.

Мне конечно понравилось. Вопрос что лучше - исходя из целей :) Я бы не отказалась время от времени летать на AS :P :P

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#7 Сообщение Jan » 28 июл 2009, 21:22

Ага.. Ну, к хорошему быстро привыкают. :) А уж за 3 часа - тем более :) Поздравляю со столь уникальным опытом. Чувствую, пойду вслед.. :).

Аватара пользователя
meribel
SAONовец со стажем
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 16 апр 2009, 13:29

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#8 Сообщение meribel » 28 июл 2009, 21:24

Mikle писал(а): а вот это уже серьёзно. рекомендую почитать что-нибудь про гидравлику этого вертолёта. это действительно то, что надо знать. но, что это hell я бы не сказал. обычная emergency procedure...
мне было ОЧЧЕНЬ тяжело управлять без гидравлики. практически невозможно. я в общем-то не очень хрупкая :) :) , но сил не хватало... просто представила, если вдруг чего - ну разве что на адреналине и инстинктах выживания смогла бы..

Аватара пользователя
CRaZy_SouL
Гуру
Сообщения: 1586
Зарегистрирован: 10 окт 2008, 22:36
Member of AOPA: Yes
Контактная информация:

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#9 Сообщение CRaZy_SouL » 28 июл 2009, 22:06

Я тут, наверное, уже всем надоела со своими рассказами.
Однозначно - нет!
Очень интересно, ждём продолжений. 8)
Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#10 Сообщение Misha » 28 июл 2009, 22:48

Mikle писал(а):
meribel писал(а):Да, на обратном пути попробовали отказ гидравлики. Вот это hell. Это не Робинсон. Рекомендуемая процедура - за 30 сек (есть небольшой аварийный запас гидравл жидкости) с момента отказа загасить скорость до 60 узлов, запросить аварийную посадку в ближайшем аэропорту и делать running landing.
а вот это уже серьёзно. рекомендую почитать что-нибудь про гидравлику этого вертолёта. это действительно то, что надо знать. но, что это hell я бы не сказал. обычная emergency procedure...
Миш, а вот сравни управление без гидравлики на этом вертолете с таким же отказом на Ми-2 - где тяжелее? (просто на Ми-2 я пробовал)
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#11 Сообщение Mikle » 29 июл 2009, 00:53

Misha писал(а):Миш, а вот сравни управление без гидравлики на этом вертолете с таким же отказом на Ми-2 - где тяжелее? (просто на Ми-2 я пробовал)
upsss... я на Ми-2 даже внутри никогда не сидел, так что не буду даже пытаться сравнить... с Ка-26 и Bell-206 могу сравнить. на Ка-26 гораздо тяжелее, на Bell-206 немного легче.
я про гидравлику написал не потому, что надо уметь сажать с её отказом - это идёт по умолчанию, а потому, что очень важно сам отказ правильно и вовремя опознать и соответственно действовать. там есть свои особенности, при отказе надо самому отключить гидросистему.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Аватара пользователя
meribel
SAONовец со стажем
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 16 апр 2009, 13:29

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#12 Сообщение meribel » 29 июл 2009, 04:26

Mikle писал(а): рекомендую почитать что-нибудь про гидравлику этого вертолёта. это действительно то, что надо знать. но, что это hell я бы не сказал. обычная emergency procedure...
Ну, и почитать и рассказы послушать. Год назад здесь же в Van Nuyes женщина-пилот разбилась на AS350 при отказе гидравлики. Ошибка заключалась в том что она пыталась привести машину на "висение" перед посадкой, вместо того, чтобы совершить running landing.

А вообще - вот такая вот статистика :cry: :cry: ... ужасная...
http://www.tsb.gc.ca/eng/rapports-repor ... 5_sec3.asp

А вот что говорит по этому поводу сообщество
(оригинал здесь http://www.aviationtoday.com/rw/persona ... 12161.html)
"The pedals and collective are extremely difficult. You’re fighting it all the way to the ground. The key is to maintain forward airspeed and make a run-on landing. If you try to land normally or get cute, you’re not going to make it...One thing you do not want to do with the AS350 with no hydraulics is attempt to hover”

Перевожу - педали и шаг-газ (в результате отказа ГС) чрезвычайно тугие. Приходиться бороться все время до посадки. Важно - поддерживать поступательную скорость и садиться путем running landing. Ни в коем случае не пытаться привести вертолет на висение!!!

Распознать? Орет horn - нет не horn a вообще что-то ужасное - как ультразвук и иллюминируется вся кабина :) С момента включения сирены у пилота примерно 30 сек. относительного контроля на действия - отключить ГС (HYD OFF) и замедлиться до 40-60 узлов. Далее Eurocopter's safety procedure предписывает найти подходящее место и садиться с не менее 10 kts. В случае отказа на висении - то же самое, но с предварительным разгоном до 40-60 kts

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#13 Сообщение Mikle » 29 июл 2009, 05:08

meribel писал(а):С момента включения сирены у пилота примерно 30 сек. относительного контроля на действия - отключить ГС (HYD OFF) и замедлиться до 40-60 узлов.
немного не так. сперва погасить скорость, пока есть что-то в гидроаккумуляторах, а потом отключать гидравлику. дальше - я бы не сказал, что такое уж ужасное управление. как и на любом другом вертолёте, надо бороться с ручками до посадки, это не особенность Еврокоптера, это общее правило. посадка с пробегом тоже на всех вертолётах рекомендуется. про R-44 не знаю, не пробовал.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#14 Сообщение Misha » 29 июл 2009, 06:21

Mikle писал(а):это не особенность Еврокоптера, это общее правило. посадка с пробегом тоже на всех вертолётах рекомендуется. про R-44 не знаю, не пробовал.
На R44 то же самое рекомендуется - но по жизни висеть вполне можно и перемещаться на висении, а также садиться и взлетать.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: AStar (AS 350 B2) transition

#15 Сообщение vova_k » 29 июл 2009, 10:32

На EC120 можно висеть, но приходится слегка напрягаться

Ответить

Вернуться в «Eurocopter»