Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
MadMax
SAONовец со стажем
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 29 ноя 2013, 17:08
Member of AOPA: Yes

Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#1 Сообщение MadMax » 26 мар 2015, 14:12

Эта история может звучать как сказка, если не была бы правдой.
Неделю назад знакомый пилот столкнулся с таким явлением как mast-rocking или chugging на 44том. В спокойную погоду на крейсерской скорости при полной загрузке у вертолета началась дичайшая вибрация на пустом месте. Он практически не отзывался на органы управления. Борт новый 2-3 года, налет соответственно очень небольшой. После того как он умудрился подойти ближе к земле и погасить скорость до 20-30 узлов она пропала. Повезло что не отрубил себе кабину. Ощущение было что вертолет развалится в воздухе.
Явление крайне редкое опасное и непредсказуемое.
После этого случая провели полную инспекцию борта, несущей системы лопастей и тд. Отклонений от нормы не выявили.
Причина возникновения этого явления- сочетание определенной загрузки и жесткости подушек редуктора. Исправить можно, если повезет , изменением режима полета.
Как земной резонанс только в воздухе. Мне известен только еще один такой случай. Правда тогда тоже все обошлось правда лопасти задели балку слегка. Человек тоже думал что вертолет развалится в воздухе.
Все написано без имен и бортов, пусть так и остается.
Фотографии некоторых поцарапанных элементов борта после этого проишествия попросил приложить пилотавсего. На них видно масштаб колебаний которые были.
Universe is made of stories, not atoms.

Аватара пользователя
ZorinVik
SAONовец со стажем
Сообщения: 649
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 06:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Южно-Сахалинск
Летаю на:: Robinson R44
Контактная информация:

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#2 Сообщение ZorinVik » 26 мар 2015, 14:22

Вот это новости!!! Может есть примерная зависимость скорость-загрузка или другие параметры способствующие этим явлениям?

MadMax
SAONовец со стажем
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 29 ноя 2013, 17:08
Member of AOPA: Yes

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#3 Сообщение MadMax » 26 мар 2015, 14:27

Щас попробую фото запостить сам)
Вложения
image.jpg
image.jpg
image.jpg
Universe is made of stories, not atoms.

MadMax
SAONовец со стажем
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 29 ноя 2013, 17:08
Member of AOPA: Yes

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#4 Сообщение MadMax » 26 мар 2015, 14:28

О! Получается!
Вложения
image.jpg
Universe is made of stories, not atoms.

MadMax
SAONовец со стажем
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 29 ноя 2013, 17:08
Member of AOPA: Yes

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#5 Сообщение MadMax » 26 мар 2015, 14:31

Ну и что бы добить, взгляните на эти царапины и представьте себе амплитуду колебаний, того что было в воздухе и порадуйтесь что есть возможность поделиться этим опытом.
Вложения
image.jpg
Universe is made of stories, not atoms.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#6 Сообщение lt.ak » 26 мар 2015, 16:22

ЦТ где был ? ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

MadMax
SAONовец со стажем
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 29 ноя 2013, 17:08
Member of AOPA: Yes

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#7 Сообщение MadMax » 26 мар 2015, 16:24

4 чел, полные баки. Хз )))
Universe is made of stories, not atoms.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#8 Сообщение lt.ak » 26 мар 2015, 16:32

The manufacturer's tests determined that an oscillation may develop at high gross weight, at about 90 to 100 kt, and that the oscillation was more of a ‘bucking’ movement due to the fore-and-aft movement of the rotor mast.

According to the manufacturer, the tests determined that chugging could occur within the normal CG range, most typically at or near a gross weight with a CG near the forward limit.

It can be mitigated when the pilot increases power to make possible a safe landing.
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#9 Сообщение VK68 » 26 мар 2015, 16:57

Жесть!!
Рекомендации FAA:" для изменения положения центра тяжести и прикращения колебаний, откройте дверь переднего пассажира и вытолкните его левой ногой из кабины. После прекращения колебаний продолжите полет в нормальном режиме" :mrgreen:

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3684
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#10 Сообщение Алексей 2 » 26 мар 2015, 17:08

VK68 писал(а):Жесть!!
Рекомендации FAA:" для изменения положения центра тяжести и прикращения колебаний, откройте дверь переднего пассажира и вытолкните его левой ногой из кабины. После прекращения колебаний продолжите полет в нормальном режиме" :mrgreen:
Не, Вадик, не вариант. Переднего и заднего левых опасно выталкивать. Они могут из вредности РВ задеть. А заднего правого как вытолкнуть? Не, точно не вариант! Надо ещё думать.

MadMax
SAONовец со стажем
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 29 ноя 2013, 17:08
Member of AOPA: Yes

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#11 Сообщение MadMax » 26 мар 2015, 17:12

VK68 писал(а):Жесть!!
Рекомендации FAA:" для изменения положения центра тяжести и прикращения колебаний, откройте дверь переднего пассажира и вытолкните его левой ногой из кабины. После прекращения колебаний продолжите полет в нормальном режиме" :mrgreen:
Оба человека у которых это случилось сказали слово в слово что они думали что борт сейчас просто развалится в воздухе и что они уже мысленно попрощались с жизнью. Это крайне редкое явление, причем здесь вопрос не перегруза а именно сочетание ЦТ и жесткости подушек.
Из известных мне случаев это произошло с 3 мя людьми 2/3 заправки и скорость чуть больше 70узлов.
Подобных случаев о которых известно и могут рассказать участники можно пересчитать по пальцам. Реже отказа двигателя.
Universe is made of stories, not atoms.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#12 Сообщение lt.ak » 26 мар 2015, 17:22

"перегруз" это обычно сопутствующее ... просто "перегруз" на R44 чаще всего означает, что полна попа огурцов - то есть кабина полностью загружена (ЦТ у передних границ, если не за ними) ... а вырабатываемое топливо в полёте только усугубляет положение ЦТ, двигая его всё дальше вперёд ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

MadMax
SAONовец со стажем
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 29 ноя 2013, 17:08
Member of AOPA: Yes

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#13 Сообщение MadMax » 26 мар 2015, 17:51

lt.ak писал(а):"перегруз" это обычно сопутствующее ... просто "перегруз" на R44 чаще всего означает, что полна попа огурцов - то есть кабина полностью загружена (ЦТ у передних границ, если не за ними) ... а вырабатываемое топливо в полёте только усугубляет положение ЦТ, двигая его всё дальше вперёд ...
Никаких возражений)
Ребята столкнулись с очень крайне редкой и опасной ситуацией, которую в принципе никто никогда не затрагивал.
Термин mast-rocking или chugging я ни от кого не слышал и не помню что бы это обсуждалось, поэтому с их разрешения поделился чужим опытом и фотографиями. Бывает и такое хотя- крайне крайне редко. Если must bumping обсуждался многократно, то возникновение этого явления не зависит от действий пилота а в основном от жесткости подушек редуктора.
С пере грузом и неправильной центровкой летали многие. Хотя как правильно подчеркнул Итак здесь дело не в перегрузе а в сочетании факторов: определенной загрузки и жесткости подушек.

Это как пернуть и случайно обосраться. Вроде опыта достаточно и пердеть все умеют. Но случается. Хотя тут даже пернуть никто не хотел. Просто ни с того ни с сего обосраться.

Ну и на самом деле я был тоже удивлен насколько агрессивно развивается эта ситуация и насколько она жесткая и экстремальная.
Не каждый день пилоты с тысячами часами налета прощаются мысленно с жизнью когда ничего не предвещает.

Как маленькое резюме: сильно на эту тему заморачиваться не стоит.
Universe is made of stories, not atoms.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#14 Сообщение lt.ak » 26 мар 2015, 18:25

MadMax писал(а):...Термин mast-rocking или chugging я ни от кого не слышал и не помню что бы это обсуждалось, ...
в 2011-м очень активно обсуждалось (но не здесь) ... после случая с R44 Аляскинских "трупперов" и последовавшего расследования NTSB ... Robinson даже вроде сказал, что поставщик подушек редуктора изменил состав не оповестив их - подушки стали мягче ... Tim Tucker вроде как на своих курсах тоже обычно рассказывает ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Mast-rocking - крайне редкое и опасное явление.

#15 Сообщение lt.ak » 27 мар 2015, 01:03

для не или плохо читающих по английски ... главное, что нужно вынести из обсуждения - если столкнулись с подобным - для выхода плавно добавьте мощности (если были в снижении - прекратите) ... и так же плавно понизьте скорость до 60-ти или ниже ... для осмотра вертолёта найдите подходящее место и приземлитесь ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Ответить

Вернуться в «Robinson»