Маневр самолёта - скольжение

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Ответить
Сообщение
Автор
Борис Аверин
Новичок
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 03 авг 2015, 19:49
Member of AOPA: No

Маневр самолёта - скольжение

#1 Сообщение Борис Аверин » 02 окт 2021, 15:08

Маневр - скольжение, это планирование самолёта при набегании воздушного потока под углом к плоскости симметрии самолёта.
Применяется для исправления расчёта на посадку с перелётом при остановленном двигателе, при имитации остановки двигателя, для борьбы со сносом на глиссаде снижения.
Для исправления расчёта на посадку с перелётом в обычной обстановке применяется редко, потому что эффективны: уменьшение оборотов двигателя, наддува и механизация крыла.
Увеличение вертикальной скорости происходит за счёт созданного крена на планировании. До создания крена, угол планирования не изменяется, если подъёмная сила равна произведению веса на косинус угла снижения. При крене, условием постоянства угла планирования, становится равенство составляющей подъёмной силы, равной произведению веса самолёта, умноженной на косинус угла крена и составляющей веса самолёта, равной произведению величин веса на косинуса угла снижения. Чем больше крен, тем больше разность составляющих подъёмной силы и веса, что увеличивает угол планирования, соответственно, вертикальную скорость снижения.
С созданием крена появляется боковая сила, равная произведению подъёмной силы на синус угла крена. Чем больше крен, тем больше сила, изменяющая траекторию полёта в сторону действия боковой силы.
Для того, чтобы сохранить направление полёта по прямой, необходима сила, действующая в направлении, противоположном направлению боковой силы крена. Её можно создать рулём поворота, отклонённым в сторону, противоположную созданному крену. При равенстве этих сил центр тяжести самолёта движется по прямой.
Поворот руля направления вызывает разворот продольной оси самолёта в сторону его отклонения. Полукрыло, противоположное отклонённой педали, выдвигается вперёд, что приводит к возрастанию на нём подъёмной силы, и кренению самолёта в сторону нажатой педали.
Элеронами можно создать момент крена больше момента крена от педали. В этом случае, центр тяжести самолёта будет перемещаться в сторону поднятого элерона. При разворачивающем моменте руля поворота большем, чем от установленного крена, самолёт должен разворачиваться в сторону отклонённой педали.
Равенство моментов вращения самолёта вдоль продольной оси самолёта (x1) от величины отклонения элеронов и от руля направления сохраняет постоянным крен.
Равенство путевых моментов относительно оси y1, вызванных отклонением элеронов и руля направления, обеспечивают прямолинейность скольжения.
Максимальный крен, при котором самолёт выполняет прямолинейное скольжение, определяется максимальным моментом вращения самолёта от угла отклонения руля направления и расстояния от центра давления киля до центра тяжести самолёта. Поэтому, одни самолёты могут выполнять скольжение с большим креном, большими углами снижения, и большими вертикальными скоростями, чем другие.
Для выполнения скольжения с учебной целью необходимо, на высоте выполнения пилотажа, скорость планирования увеличить на 10 - 15 километров. Отвернуть самолёт на 10 – 15 градусов в сторону противоположному скольжению. Создавать крен в сторону скольжения, одновременно перемещая педаль в противоположную скольжению сторону с таким темпом, чтобы не изменялось направление полёта.
Рекомендуется увеличивать скорость перед скольжением, с учебной целью, для учёта ошибки прибора скорости, возникающей из – за воздействия скоростного напора под углом к приёмнику воздушного давления.
Сбалансировав самолёт в путевом и поперечном отношениях, потерять 100 –150 метров высоты. Для вывода из скольжения одновременно убирать крен с нажатием на педаль со стороны скольжения. При отсутствии крена, педали должны стоять нейтрально. Уменьшить обороты для установки исходной скорости полёта.
Так как уменьшится угол наклона траектории планирования, и не будет крена самолёта, то потребуется новая путевая и поперечная балансировка самолёта.
При исправлении расчёта на посадку скольжением, увеличивать скорость полёта не следует, потому что при фактическом расчёте на посадку с перелётом, скорость полёта будет увеличенной. Необходимо, отвернув продольную ось самолёта на 10 – 15 градусов от посадочного курса, создавать крен в сторону противоположную отвороту, одновременно отклоняя руль направления в сторону отворота.
Чтобы сохранять направление скольжения вдоль створа посадочной полосы, нужно добиваться соответствия отклонения педали и крена.
К высоте 50 метров скольжение необходимо прекратить и выполнить путевую и поперечную балансировки.
При расчёте на посадку в условиях бокового ветра, для борьбы со сносом, сохраняя режим планирования, создавать крен в сторону откуда дует ветер, с одновременным нажатием на педаль «по ветру». Регулируя крен и отклонение педали, сохранять направление планирования в створе посадочной полосы.
При борьбе со сносом методом скольжения, не следует выполнять отворот самолёта от посадочного курса. При точно подобранном угле скольжения самолёт скользит против ветра с его скоростью, и сохраняет место в створе посадочной полосы. В этом случае, угол скольжения равен углу сноса.
Бороться со сносом необходимо скольжением до приземления самолёта. Перед приземлением рули по крену и направлению установить нейтрально.

Stirk
Активный участник
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 10 ноя 2019, 22:38
Member of AOPA: No

Маневр самолёта - скольжение

#2 Сообщение Stirk » 04 окт 2021, 16:35

добрый день! спасибо за столь подробный разбор. подскажите, возможно, где-то под рукой у Вас есть схема действующих сил на самолет при скольжении?

Борис Аверин
Новичок
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 03 авг 2015, 19:49
Member of AOPA: No

Маневр самолёта - скольжение

#3 Сообщение Борис Аверин » 04 окт 2021, 17:14

Здравствуйте, уважаемый Stirk. Я написал статью по Вашему предложению. Материал по данной важной и интересной теме, предполагаю, найти трудно. На данном сайте не рекомендуется показ графики. По этому, я не представил схему. Стремился к понятному изложению материала текстом. Как получилось, судить прочитавшим изложенный материал. Схему Вы сможете нарисовать, читая текст. При необходимости, нарисую, вышлю на Ваш почтовый ящик. По - моему, на сайте можно найти адрес каждого пользователя.

Stirk
Активный участник
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 10 ноя 2019, 22:38
Member of AOPA: No

Маневр самолёта - скольжение

#4 Сообщение Stirk » 05 окт 2021, 22:53

Еще раз - огромное спасибо за подробный разбор вопроса - лично мне очень полезно! Надеюсь, что и другим пользователям будет интересно!
Действительно, Ваше описание позволяет полностью сформировать картинку.

Борис Аверин
Новичок
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 03 авг 2015, 19:49
Member of AOPA: No

Маневр самолёта - скольжение

#5 Сообщение Борис Аверин » 07 окт 2021, 17:26

Для Stirk. Отправил сообщение на вашу почту, на этом сайте.

Борис Аверин
Новичок
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 03 авг 2015, 19:49
Member of AOPA: No

Маневр самолёта - скольжение

#6 Сообщение Борис Аверин » 08 окт 2021, 16:03

Уважаемый Stirk. Отправил Вам схемы.

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»