Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
MIRIN
Активный участник
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 07 июл 2013, 22:53
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#1 Сообщение MIRIN » 05 окт 2018, 18:06

Не все читают FB, да и потом затеряется статья, пусть здесь будет, поучительно
Ссылка
http://news.ykt.ru/article/78159
Текст
«Виноват сам». Пилот Robinson рассказал о выживании в горах
Журналисты News.Ykt.Ru побывали в республиканской больнице, куда 3 октября доставили пилота, выжившего после жесткой посадки вертолета в горах Момского района.
Александр Новосельцев чувствует себя хорошо и надеется, что дня через три его отпустят домой.
29 сентября Новосельцев в девять утра вылетел из Среднеколымска в Якутск на вертолете Robinson, чтобы поставить его на зимнюю стоянку. Дозаправился в Зырянке, следующим пунктом остановки должна была быть Усть-Нера. В Зырянке диспетчер предупредил пилота, что в Усть-Нере погода начинает портиться.
Александр Новосельцев:
— До аварии погода была отличная. Ничто не предвещало беды. Когда я уже подлетал к перевалу, погода начала резко ухудшаться. Время было примерно 11 утра. В течение нескольких минут из-за бури мгла накрыла полностью. На высоте уже все было затянуто, и мне пришлось спуститься ниже к ущелью. Гору высотой 2400 метров я попытался пролететь через ущелье, но в этот момент поймал снежный буран, меня занесло. Видимость нулевая, не видно, куда ты летишь, ориентации никакой нет.
И в последний момент вижу над собой камень. Я уже у стены. Начал резко тормозить, разворачиваться, потому что понимал: перескочить его не смогу, мне мощности не хватит. Резкое торможение, разворот, при этом ветер был до 19 м/c. И на развороте у меня упали обороты несущего винта, упала горизонтальная скорость. Я перешел в режим авторотации. Этот вертолет хорош тем, что он сам может сесть даже при отказах.
Там было порядка 200 метров до этого ущелья. Приземлился в режиме авторотации, но поскольку склон был крутой и из-за ветра отбросило на камни, вертолет завалило набок. При посадке в нормальных условиях я бы переждал, пока погода рассеется, и полетел бы дальше. Виноват, конечно, сам, что устроил гонки с погодой и этим фронтом. Надо было сразу разворачиваться, хотя меня предупредили, что в Усть-Нере плохая погода, но в Сасыре погода еще была хорошая. Мне буквально оставалось 20 километров до Сасыра, где меня уже ждали и я спокойно переждал бы непогоду.
Сразу подал сигнал SOS через мобильный трекер, через него можно переписываться как через пейджер и передавать координаты. Это было моей единственной связью с миром. Написал про аварию, где я нахожусь, сказал, что ранен — голова была в крови и онемела. Мне ответили, что через полтора часа прилетит вертолет. Я написал жене: «Сел тут по метеоусловиям, не беспокойся». Я не думал, что все это надолго затянется, и решил, зачем ей лишние переживания.
Пока ждал помощи, пурга усилилась. Я начал готовиться к худшему. У меня было пять отсыревших спичек в коробке, развел небольшой костер из обшивки вертолета. Заряда батареи на трекере из-за мороза оставалось мало, я грел его у себя на животе под одеждой. Где-то в восемь часов вечера я встал, чтобы сделать перегородку, и трекер выпал из-под одежды в огонь. Потом я так проклинал себя. Он был единственным средством связи.
В первый день жег костер, потом отказался. Сейчас врачи говорят, что я правильно делал. Я сразу весь покрылся копотью. Врачи говорят, что если бы дальше жег, отравился бы газами. После первого эксперимента я это дело забросил. Остальные дни жил без костра. Поскольку и жечь было уже нечего, да и сохранившаяся обшивка меня спасла.
Салон вертолета выглядит практически так же, как и у автомобиля: тоже четырехместный, переднюю часть, где стекла, все разбило. Сзади из обшивки и лобового стекла сделал перегородку и там согревался. Я знал, что если усну, то не проснусь, поэтому старался не спать. Максимум позволял себе спать минут 15, начинал движения делать, растираться.
У меня не было паники, но очень сильно переживал за родных. Как мои близкие останутся без кормильца? Я не переставал верить, что меня спасут. Может быть, через неделю запаниковал бы.
В первый день у меня в термосе был горячий чай, были галеты и конфеты, я их распланировал на все пять дней. Еще питался снегом. Такой небольшой лайфхак — снег есть нельзя, толку нет, горлу сразу придет конец. Нужно сжать его в комок, долго греть в руках, и он начнет внутри выделять влагу. Он же пористый, и потом это высасываешь. Во рту долго держишь и только потом глотаешь.
Остальные дни были одинаковы: утром чистил вертолет, затем разогревал снег, пил его, ел галеты и конфеты. И просто сидел, делал движения, главное — двигаться.
В первый день было сложнее всего, когда впадаешь в неизвестность. Тяжело было и в момент, когда понял, что вертолет не сможет прилететь. Ты уже понимаешь, что ты тут застрял. И непонятно, что делать. А потом уже обустраиваешься, чистишь вертолет. Я даже читал: у меня была книга «Руководство по летной эксплуатации» на английском. Никогда руки не доходили, а тут была возможность почитать.
Ничего особенного не было, я сам себя загнал в такую ситуацию, которую мог бы предотвратить. Но каждый же думает, что получится, проскочит. При такой аварии, если остался жив, то шанс есть. Немного напрягало, что холодно, и я корил себя за то, что не новичок в этом деле и знаю, что такое север. Я не взял с собой теплой одежды, газовой горелки. Сидел и материл себя, как так можно, ведь знал же. Но с другой стороны, перелет был дальний и у меня вертолет был заставлен канистрами бензина. У вертолета грузоподъемность небольшая. И вот, кажется, что там можно положить баллончик газа, а он уже влияет на центровку. Поэтому я взял только бензин и рассчитывал, что так долечу до Якутска.
— Голод меня особо не беспокоил, да и холод не сильно, у меня хороший жировой запас. Самый холодный момент был -11, а в среднем -5-7. Когда пурга прошла, в последний день было -5. Больше беспокоила жажда. Все время хотелось пить.
А ветер?
— Да, ветер был страшный, с порывами. Из вертолета высовываешься, и тебя колышет, такой неприятный шум, звук воющей метели. Такое ощущение, будто давит.
А что это у вас за ссадины и синяк на лице?
— Это из-за камня, который разбил мне стекла. Я ударился о стойку, ремень безопасности не удерживает от бокового удара. Поэтому я сообщил, что ранен, сначала было непонятно, у меня тут онемело и обильно пошла кровь. Когда я разобрался, промыл рану, перебинтовал, понял, что это просто царапина.
Я ни на минуту не сомневался, что за мной прилетят. Я знал, что погода улучшится: либо доберутся из Сасыра, либо прилетят «Полярные авиалинии». Эта мысль меня не покидала и поддерживала.
Там нет возможности самостоятельно спуститься?
— Была бы теплая одежда, я бы выбрался. Потом я узнал, что там было стойбище оленеводов. У меня был план: спуститься на зимник и по зимнику пойти до Сасыра. Но потом я понимал, что снег по грудь, нужна сила и сноровка, и меня остановило главное правило: не покидать место аварии. Где лежит вертолет, известно, а куда ты там ушел, в жизни тебя не найдут. И потом, я верил в сасырских ребят и оказался прав. Еще раз им огромнейшее спасибо — ребятам и Сергею Михайлову. Они сами поднялись на перевал. Выехали из Сасыра на снегоходах, оставили технику и одного парня, а сами они вдвоем поднялись на перевал. Они ночевали в снегу. Вот это ребята, у которых безумная сила воли, у них ничего не было, кроме одежды. Они говорили, что зарывались в снег и спали. В первый, второй день поисков их не было в поселке — были на охоте. Как приехали, сразу выехали на поиски. Вот это настоящие герои! Они совершили настоящий подвиг, потому что пройти пешком этот перевал нереально, там снег по грудь.
И ребята, которые прибыли за мной на вертолете, молодцы. Тащили меня в гору. Мне уже было тяжело ходить, да и не в чем было. Мне они сказали, что летели за трупом. Никто не сомневался, что меня нет в живых. А когда прилетели, говорят, сами очень удивились.
Расскажите про последний день?
— Не описать словами, как я был рад услышать звук вертолета. Я залез на свой вертолет и увидел, что Ми-8 заходит на посадку в другом месте, я махал им, они меня не видели.
И каким-то чудом командир вертолета Семен Семенов заметил движения периферийным зрением. Места для посадки практически не было. Метров за триста они подсели. Пешком по этому снегу спустились и на носилках меня доставили. Они крикнули: «Новосельцев?». Я говорю: «Я». Фамилию, отчество спросили, поняли, что понимаю, говорю. Они сами были сильно удивлены, увидев, что я жив. Честно признались, что за трупом летели. Ребята оценили ситуацию, приняли решение и, не задерживаясь, подняли наверх. И отработали на высшем уровне. Когда служба спасения работает, они работают на износ.
Когда меня поднимали на носилках, пришли ребята из Сасыра. Буквально через два часа. Не описать словами, как я им всем благодарен.
Я поражен, насколько люди у нас неравнодушные, умеют сопереживать, не ожидал. Я чувствовал все время колоссальную поддержку. Этого ожидаешь, когда за тебя переживают друзья, родственники, знакомые. А то, что незнакомые люди волновались — огромное вам спасибо, каждому. Без преувеличения спасибо. Я не ожидал, что люди настолько хорошие. Когда бизнесом занимаешься, ждешь всегда подвоха. А тут просто вся республика бескорыстно выражает поддержку. Это поразило больше всего.
Отношение персонала больницы замечательное. Вчера меня накормили, напоили. Со спасателями я боялся есть: когда долго не ешь, можно сорвать желудок. Я пил чай в вертолете и съел огурчик. А сюда прилетел, есть хотелось, а тут ужин уже закончился. Врачи пригласили, накормили, напоили, причем по-колымски: суп из сохатины, второе — картофель с мясом.

Аватара пользователя
vovatuner
SAONовец со стажем
Сообщения: 352
Зарегистрирован: 05 ноя 2012, 22:18
Member of AOPA: Yes

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#2 Сообщение vovatuner » 05 окт 2018, 20:32

MIRIN писал(а): 05 окт 2018, 18:06 у меня была книга «Руководство по летной эксплуатации» на английском. Никогда руки не доходили, а тут была возможность почитать


Надо еще авиационную метеорологию и правила подготовки и выполнения полетов с собой брать, чтобы была возможность прочесть, если вдруг что.
EASA ATPL(A)

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#3 Сообщение ksv » 05 окт 2018, 20:41

vovatuner писал(а): 05 окт 2018, 20:32 Надо еще авиационную метеорологию и правила подготовки и выполнения полетов с собой брать, чтобы была возможность прочесть, если вдруг что.
Я бы немного уточнил вашу фразу, коллега: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ НА ВЫЛЕТ.
Извините.
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#4 Сообщение su27 » 05 окт 2018, 22:27

Уверен, что принятие решения на вылет было обосновано. А вот потом уже, подвела оценка рисков и SRM (не CRM, хотя почти тоже самое) в целом
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#5 Сообщение ksv » 05 окт 2018, 23:12

su27 писал(а): 05 окт 2018, 22:27 Уверен, что принятие решения на вылет было обосновано. А вот потом уже, подвела оценка рисков и SRM (не CRM, хотя почти тоже самое) в целом
А вы не включаете оценку рисков в Систему принятия решения на вылет?
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

HeliCap
SAONовец со стажем
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 13:15
Member of AOPA: No
Откуда: Сибирь
Летаю на:: R-44, R-66, AS-350

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#6 Сообщение HeliCap » 06 окт 2018, 01:57

Вот это вот настроение "осталось долететь чуть-чуть "- одно из самых убийственных в прямом смысле слова, сам попадал по юности- дурости...Даже хоть пять минут осталось долететь- если задница накроет- окажется, что это очень долго, и несколько секунд все решат в печальную сторону.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#7 Сообщение smixer » 06 окт 2018, 03:25

Я много раз размышлял на эту тему и пришёл к выводу, что одинаковых рецептов нет. Каждый случай вынужденной посадки уникален и состоит из множества мелких факторов от каждого из которых может зависеть жизнь. В том и состоит профессионализм КВС, чтобы грамотно оценить обстановку и принять правильное решение. Но готовиться к полёту (в том числе и к возможной вынужденной посадке) необходимо.
Первое обязательное условие - наличие работающего трекера. Т.е он не просто должен находиться на борту, а должен быть включен, и должна быть надёжная принимающая сторона, которая точно знает свои действия "в случае чего". АОПА-трекер вполне отвечает этим требованиям.
Второе условие - правильная одежда. Одеваться нужно как минимум так, как будто вы в данную погоду собираетесь в поход на природу.
Ну и третье - аварийный "чемоданчик". Причём абсолютно точно, что по форме он должен быть рюкзаком - в случае есть придётся тронуться в путь, ни сумку, ни коробку (видел я и такие emergency pack) вы долго на себе не протащите.
Относительно содержимого рюкзака можно открывать отдельную тему. Но там обязательно должны быть: моток хорошего армированного скотча, налобный фонарик (лучше два), запасные батарейки для фонарика и трекера, аптечка, минимальный запас продуктов. В безлесой местности хороша бензиновая горелка (очень маленькие и лёгкие можно найти в магазинах для альпинистов). Вода, кола или просто пустая пластиковая бутылка не помешает. Хороший нож и спички в герметичной упаковке лучше иметь в одежде.
Остальное содержимое будет зависеть от свободной полезной нагрузки, целей полёта и т.д., и может варьироваться прям в очень широких пределах. У нас иногда присутствует даже бензопила :D

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3684
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#8 Сообщение Алексей 2 » 06 окт 2018, 05:45

С трекером всё понятно. Он реально отработал свои деньги. А что с маяком? Его же можно вкючить пальчиками?

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#9 Сообщение shura-ag » 06 окт 2018, 20:22

Еще очень интересно, сколько будет весить такой чемоданчик? И как часто нужно нужно будет освежать его содержимое (продукты например) наверняка многие уже на практике поняли, знают, как это организовать. Было бы интересно поподробнее узнать
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#10 Сообщение ksv » 06 окт 2018, 23:41

Алексей 2 писал(а): 06 окт 2018, 05:45 А что с маяком? Его же можно вкючить пальчиками?
Лёш, если антенну оторвало при неудачной посадке, то штатный маяк превращается в кирпич. Столько раз это было на наших с тобой глазах. Частные пилоты, попавшие в полную УПОЖ идущие на вынужденную посадку, наверное по привычке не считают нужным перевести тумблер аварийного маяка в положение ON. А что если бы посадка была чуть менее успешной, чем в рассматриваемом выше случае и пилот треснулся бы головой о переборку сильнее? Суть в том, что переведенный в положение ON, аварийный маяк ПЕРЕД ПОСАДКОЙ, может стать последней надеждой для тех, кто не пользуется трекерами и сервисом АОПА. А таких много...
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#11 Сообщение 12345 » 07 окт 2018, 16:15

Не совсем понятно зачем нужно было падать...

Аватара пользователя
ksv
Гуру
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 18:08
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: R44, H125
Контактная информация:

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#12 Сообщение ksv » 07 окт 2018, 21:23

12345 писал(а): 07 окт 2018, 16:15 Не совсем понятно зачем нужно было падать...
Я полагаю, что он загнал себя в тупик, из которого уже не было выхода?
Рейтинг 180-1.png
Рейтинг 180-2.png
Рейтинг 180-3.png
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).

ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#13 Сообщение ЛОДОЧНИК » 07 окт 2018, 23:05

Алексей 2 писал(а): 06 окт 2018, 05:45 А что с маяком? Его же можно вкючить пальчиками?
Маяк сработал и работал все дни проведения ПСР. По сигналу ARM и была начата спасательная операция. От дейстующих и правильных контактов в базе КОСПАС (что случается крайне редко) и были получены первые координаты АП, по которым и начал работу борт спасателей. У лица указанного в контактах КОСПАСа были данные спутникового трекера. Расброс основной группы координат от ARM, переданных в первые часы, километра четыре. В общей сложности километров сорок. В место АП не попала ни одна координата ARM. По моему опыту сработавший аварийный маяк это первый признак того, что экипаж жив. Первичный индикатор шансов на выживание. Как тапки при наезде на пешехода. Тапки на ногах - будет жить. Тапки слетели....
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

cap850
SAONовец со стажем
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 05 апр 2013, 09:30
Member of AOPA: No
Откуда: ULAD
Летаю на:: MX-7, R-44

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#14 Сообщение cap850 » 08 окт 2018, 08:12

Этот случай, на мой взгляд, ещё раз говорит о необходимости НЗ, могу сказать про себя: даже летом при перелёте на нашу заимку (20 мин. полёта) у меня на борту всегда комплект термобелья а зимой и пуховый костюм, сухой паёк и спички в гермоупаковке, ножик и топорик, а так же газовая горелка с двумя баллончиками и чайник. Все прекрасно располагается под моим сиденьем и балансировку точно не нарушает))). Ну и спутниковый телефон в кармане...
Но главное, что пилот жив-здоров, безопасных полетов ему и всем пилотам!...

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Как выжить в горах после жесткой посадки зимой.

#15 Сообщение su27 » 13 дек 2018, 13:08

13 декабря 2018 г., AEX.RU – «Ингосстрах» произвел выплату страхового возмещения в размере 10 млн рублей в связи с жесткой посадкой вертолета Robinson R44 в горном ущелье Момского района Республики Саха (Якутия). Страховой случай произошел в конце сентября 2018 года во время выполнения частного полета. Пилот воздушного судна получил ранения, но смог выйти на связь по спутниковому телефону и передать свои координаты, сообщает пресс-служба "Ингосстраха".

"Поисково-спасательные работы были осложнены тяжелейшими погодными условиями; найти и эвакуировать пилота воздушного судна спасателям удалось только через три дня после события. В результате предпринятых мер по борьбе со стихией в ожидании помощи – постройка временного убежища, строгое распределение ограниченных запасов провианта и посильные физические нагрузки –пилоту удалось выжить в суровых условиях без негативных последствий для здоровья. Эвакуация воздушного судна из ущелья признана нецелесообразной", - отметили в компании.

Данное происшествие было признано СПАО «Ингосстрах» страховым случаем в рамках договора страхования каско воздушных судов и оперативно произведена выплата страхового возмещения в размере полной страховой суммы 10 млн рублей в соответствии с условиями договора страхования.
АОПА-Россия пожизненно.

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»