FAQ по подготовке к полёту на самолете

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Alice_Kukv
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 20 фев 2017, 09:11
Member of AOPA: No
Летаю на:: СЛА, ЛМА

FAQ по подготовке к полёту на самолете

#1 Сообщение Alice_Kukv » 25 фев 2017, 19:16

В данной статье я описала наиболее важные моменты при учебных полетах, распространенные ошибки и пути их решения. Всё, что передано в этом тексте – моё субъективное мнение и методы, которые я проверяла на себе, но не утверждаю, что они подойдут любому человеку.
Куквинова Алиса, 16 лет (Calidus, Piper Cherokee, Як-52)
I. Подготовка к полёту
За свой опыт учебных полётов я выявила закономерность. Есть настроение - есть результат.
1. Перед полётом я сажусь за штурвал и чётко представляю все действия, которые собираюсь выполнить в воздухе, начиная от запуска двигателя и заканчивая его выключением.
Положите руки на ручки управления, ноги поставьте на педали. Научитесь с закрытыми глазами находить тумблер выключения магнето. Нужно обращать внимание на каждую мелочь. Если в РЛЭ есть набор действий на определенном этапе полёта, то очень удобно выучить последовательность, в которой вы выполняете данные действия. Это поможет собраться и ничего не забыть. Если вы при подготовке к полёту назвали последовательность не в том порядке, к которому привыкли, не поленитесь, начните мысленный полёт заново! На земле время не так дорого, как в воздухе.
Вложения
IMG_2014.PNG
IMG_2014.PNG (362.11 КБ) 23882 просмотра

Alice_Kukv
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 20 фев 2017, 09:11
Member of AOPA: No
Летаю на:: СЛА, ЛМА

FAQ по подготовке к полёту

#2 Сообщение Alice_Kukv » 25 фев 2017, 19:18

2. Если перед полётом Вы чувствуете усталость, если Вам не дают покоя проблемы на работе или ещё где-либо, или Вы охвачены любыми другими как резко отрицательными (так бывает, когда хочется выплеснуть накопившуюся досаду. Все надоело, все кругом - нехорошие люди и т.п. И Вы начинаете дергать самолёт за элементы управления, как дергаете гнилую дверь с заклинившим ржавым замком), (!) так и резко положительными эмоциями ("Ах, как я рад этому событию, я самый счастливый человек на свете!" и с широченной улыбкой смело выруливаете на исполнительный, куда уже метит с прямой такой же радостный болван), то немедленно откажите себе в рвении к небу! Очень важно создать такую установку: если Вы чувствуете что-либо из вышеописанного - пусть сразу на ум приходит мысль: "В таком состоянии мне нельзя управлять летательным аппаратом".
3. Также немаловажным фактором в начале обучения является метод преподавания.
Похвала действительно очень расслабляла меня в начале обучения, а вот любые гадкие слова, наоборот, мотивировали к улучшению даже хорошего результата. Также мало проку получалось, если инструктор постоянно меня бранил, я просто переставала реагировать на его недовольство. В качестве "жгута" для меня должно было быть что-то короткое и лаконичное, что сразу бы заставляло возобновить полноценную работу мозга. А вот на земле, на первых порах инструктор рассказывал мне, какой заход был хорошим, а какой свидетельствовал о невысоком КПД (а позже – я ему) и в следующий раз я справлялась в разы лучше.

II. Выполнение полёта
1. По окончании мысленной подготовки к полёту следует правильно отрегулировать положение педалей и кресла.
Ноги обязательно должны упираться в крайнее правое и крайнее левое положения педалей и должны быть закреплены фиксирующими ремешками (при их наличии) для того, чтобы даже в перевернутом полёте не потерять управление самолётом. Самое выгодное положение кресла - при котором Вы сможете наблюдать поверхность капота сверху, под углом 15 градусов, но подойдет любое положение, при котором будет виден капот (этот вопрос особенно актуален для людей небольшого роста). Не помешает за первые 3-4 полёта выбрать удобное для Вас положение (это индивидуальный вопрос) и больше не изменять его, на первых двадцати часах точно.
2. Не суетиться!
При выполнении любого нового задания в самом начале обучения мной овладевала суета. Излишняя спешка и торопливые движения, лишенные всякой логики, никогда не приводили ни к чему хорошему. Ярким примером суеты в моей практике был первый полёт в зону для отработки штопора. Ключевая предпосылка суетливого предстоящего полёта была еще на земле – я не пристегнула ноги к педалям и не отрегулировала их положение, так что не дотягивалась до них. А в момент, когда настала пора выводить самолёт из штопора, я элементарно промахнулась ногой мимо педали, и самолёт сделал лишних полвитка. Если Вы чувствуете учащенное сердцебиение, нервозность перед полётом – это предпосылки суеты в полёте. В таком случае лучше отложить вылет на полчаса, выпить чаю и перекусить, выполнить небольшую пешую прогулку и вернуться к самолёту уже в пригодном к полёту состоянии. Если же суета застала Вас в воздухе, сделайте глубокий вдох, медленно считая до пяти, а затем столь же глубокий выдох; разотрите мочки ушей и покрутите головой. Повторите процедуру несколько раз. Если эти действия не дали результата – лучшим решением будет возвращение на аэродром вылета.
3. Капот - основной визуальный прибор и помощник пилоту (курсанту).
Самое знаменитое устойчивое словосочетание, которое передаётся от старших поколений лётчиков к младшим - "Капот - горизонт". Но его не всегда следует понимать дословно. Под данными словами подразумевается удержание самолёта в горизонтальном полёте, при котором пилот ориентируется в пространстве по положению капота летательного аппарата относительно горизонта. Для того чтобы найти такое положение, следует установить РУДом режим горизонтального полёта и удерживать стрелку вариометра на нуле. Оттриммируйте самолёт (снимите триммером усилие со штурвала, которое вы прикладываете для удержания самолета в горизонтальном полёте) и переведите взгляд на капот. Он может лежать на несколько градусов выше или ниже горизонта - запомните данное положение.
Вложения
IMG_2017.PNG
IMG_2017.PNG (112.83 КБ) 23881 просмотр

Alice_Kukv
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 20 фев 2017, 09:11
Member of AOPA: No
Летаю на:: СЛА, ЛМА

FAQ по подготовке к полёту

#3 Сообщение Alice_Kukv » 25 фев 2017, 19:19

4. При выполнении посадки с этапа выравнивания нас учат переводить взгляд влево/вправо на землю, а не смотреть перед собой.
В принципе, многие лётчики на посадке точно определяют высоту боковым зрением, но такое умение приходит с опытом. Замечательное правило про перевод взгляда в сторону придумали совсем не глупые люди. Подтвердить их правоту не сложно: встаньте прямо, вытяните руку прямо перед собой. Сфокусируйте взгляд на кончиках пальцев - это воображаемый конец капота. Теперь присядьте, не отрывая взгляд с пальцев. Вы наблюдали за изменением высоты боковым зрением. Затем попробуйте присесть, при этом повернув голову в сторону. Такой простой опыт и выявляет искомую разницу.
Если Ваш общий налёт составляет менее пятнадцати-двадцати часов – обязательно следовать следующему правилу: при посадке скользящий взгляд на 15-20° в сторону, на 45-50 метров вперед. И ни в коем случае не ловить взглядом определенную точку на земле. Если Вы с самого начала обучения привыкнете смотреть на винт на посадке, тогда неминуемы серьезные ошибки при пересадке на другой тип летательного аппарата.
5. Любые манёвры в воздухе стоит выполнять, не запоминая положений элементов управления.
Фактический контроль и выполнение манёвров надо осуществлять, принимая на веру лишь показания приборов. К примеру, на одном самолёте штурвал может быть закреплен со смещением по крену, и если Вы привыкнете к определенной силовой или градусной мере ввода в вираж (за систему отсчёта считая радиус штурвала), то, при полёте на таком же самолёте, как данный, но со штурвалом, закреплённым незначительно иначе, определённо, допустите погрешность по крену в несколько градусов. (На рисунке под абзацем изображены штурвалы двух самолётов в нейтральном положении). Так же самолёт может быть по-разному загружен (если в левый бак залили 20 литров, а в правый – 50; если слева 3 пассажира, а справа -2), это даст разницу в управлении.
Вложения
IMG_2016.PNG
IMG_2016.PNG (345.38 КБ) 23881 просмотр

Alice_Kukv
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 20 фев 2017, 09:11
Member of AOPA: No
Летаю на:: СЛА, ЛМА

FAQ по подготовке к полёту

#4 Сообщение Alice_Kukv » 25 фев 2017, 19:20

6. Сколько пособий написано по распределению внимания!
Сколько раз повторяют нам наставники, что ни в коем случае нельзя утыкаться в единственный прибор, и сколько людей на этом погорело... Всё равно, немудрено, такая привычка остается за многими. Грамотное распределение внимания и знание законов - один из залогов успеха в авиации.
Вложения
IMG_2015.PNG
IMG_2015.PNG (38.87 КБ) 23879 просмотров

Alice_Kukv
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 20 фев 2017, 09:11
Member of AOPA: No
Летаю на:: СЛА, ЛМА

FAQ по подготовке к полёту

#5 Сообщение Alice_Kukv » 25 фев 2017, 19:21

III. Разбор полёта
1. В течение пяти-десяти минут непосредственно после того, как Вы снизошли на землю, происходит анализ собственного полёта.
Первые две минуты в памяти мелькают самые серьёзные ошибки или самые лучшие заходы. Чем больше опыт правильных посадок/ других заданий, тем в большей степени человек выполняет правильный элемент рефлекторно (т.е. определенная обстановка порождает правильное действие, например, Вы произвольно берёте штурвал на себя на определенной высоте (при посадке) или же произвольно задерживаете его, если самолёт взмыл), по этому, выйдя из самолёта, сначала лучше вспомнить, что в полёте не получилось и обязательно спросить у инструктора, как исправить такую оплошность. Чтобы понять ошибку - надо в теории разобраться, что повлекло неправильные действия и что повлекли неправильные действия. А грамотное выполнение в теории Вы, конечно, знаете (раз сели в самолёт), значит повторять, что вы сделали правильно необязательно - это всё прописано в РЛЭ.
2. Когда инструктор помог Вам разобраться в ошибках, расскажите о своём полёте товарищу!
Так Вы ещё раз закрепите результат и поможете другому человеку избежать Ваших ошибок. Особенно полезны дискуссии с курсантами, имеющими за плечами опыт приблизительно как Ваш. Ученика и инструктора, каким бы грамотным он не был, разделяет огромное море опыта, и Ваш наставник может попросту не понять, что конкретно может быть непонятного в простейшем элементе, который Вам так тяжело даётся. А разобраться вдвоём с товарищем бывает гораздо проще.
3. Ещё два помощника в обучении - лётная книжка и дневник успеваемости.
Каждый раз после полёта записывайте в дневник количество часов и кругов. Пишите замечания к каждому кругу и ошибки с планом решения. Также полезно запоминать и записывать, после какого круга/ часа/ задания Вы почувствовали усталость. В следующий раз завершите полёт раньше, чем Ваши силы кончатся, что поможет существенно сократить количество бездарно потраченного драгоценного времени в воздухе.
В заключение хочу написать излюбленное выражение "Авиация - это не хобби. Это стиль жизни". Летайте с удовольствием!

Аватара пользователя
vovatuner
SAONовец со стажем
Сообщения: 352
Зарегистрирован: 05 ноя 2012, 22:18
Member of AOPA: Yes

FAQ по подготовке к полёту

#6 Сообщение vovatuner » 25 фев 2017, 19:44

Отлично! Не совсем понятно только почему с закрытыми глазами нужно находить именно тумблер выключения магнето?
EASA ATPL(A)

Alice_Kukv
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 20 фев 2017, 09:11
Member of AOPA: No
Летаю на:: СЛА, ЛМА

FAQ по подготовке к полёту на самолете

#7 Сообщение Alice_Kukv » 25 фев 2017, 20:01

Тумблер выключения зажигания надо уметь быстро находить для того, чтобы в любой момент без заминки выключить двигатель. При ситуации, которая может повлечь за собой аварию (собака выбежала на полосу, например), вполне вероятно волнение. И если рука не набита быстро выключить магнето, можно потерять драгоценное время в поисках тумблера.

Аватара пользователя
vovatuner
SAONовец со стажем
Сообщения: 352
Зарегистрирован: 05 ноя 2012, 22:18
Member of AOPA: Yes

FAQ по подготовке к полёту на самолете

#8 Сообщение vovatuner » 25 фев 2017, 22:06

Alice_Kukv писал(а):Тумблер выключения зажигания надо уметь быстро находить для того, чтобы в любой момент без заминки выключить двигатель. При ситуации, которая может повлечь за собой аварию (собака выбежала на полосу, например), вполне вероятно волнение. И если рука не набита быстро выключить магнето, можно потерять драгоценное время в поисках тумблера.
Ок, не подскажете, как Вашего инструктора зовут, и на каком аэродроме он преподаёт? (можно в личку) :)

P.S. Блин, наконец понятно, как на английский перевести "КУЛП". Это "FAQ"!!!!
EASA ATPL(A)

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

FAQ по подготовке к полёту на самолете

#9 Сообщение Serega » 25 фев 2017, 23:07

ULLY :wink:
Иванов Сергей

stasd
SAONовец со стажем
Сообщения: 486
Зарегистрирован: 23 янв 2015, 12:20
Member of AOPA: No
Откуда: Восточная Сибирь
Летаю на:: Л4 R44 AS350

FAQ по подготовке к полёту на самолете

#10 Сообщение stasd » 26 фев 2017, 08:58

Все дожили 16 летние барышни пишут рекомендации по лётному обучению!!! А потом Росавиация лишает все учебные центры сертификатов.


Девушка а поясните общественности как вы в 16 лет смогли освоить три типа ВС когда только обучение разрешено с 16 лет?

Аватара пользователя
Serega
Site Admin
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: 14 авг 2006, 15:43
Member of AOPA: Yes
Откуда: St. Petersburg

FAQ по подготовке к полёту на самолете

#11 Сообщение Serega » 26 фев 2017, 09:17

stasd писал(а):Все дожили 16 летние барышни пишут рекомендации по лётному обучению!!! А потом Росавиация лишает все учебные центры сертификатов.


Девушка а поясните общественности как вы в 16 лет смогли освоить три типа ВС когда только обучение разрешено с 16 лет?
stasd, эту действительно так. Она реально освоила три типа, в полной мере, с самостоятельным вылетом. Вспомните во сколько лет вылетали самостоятельно в ДОСААФ. Я так же в 16 лет получал пилотское, еще ФЛАшное (если кто такое помнит). Было смешно - права еще нельзя, а пилотское уже можно. У нее была хорошая школа, хороший инструктор (на каждом типе свой), много теории, много полетов. И когда инструктор понял, что человек готов - он ее выпускал. С согласия родителей. Прямых законодательных барьеров по минимальному возрасту начала обучения нет. А что по этому поводу думает РОСАВИАЦИЯ и надзор... пусть что хотят - то и думают. Уж они точно не сделали для становления школы НИЧЕГО. Во времена расцвета авиационного спорта - это был нормальный путь спортсмена.
Иванов Сергей

Аватара пользователя
AcroBatMan
SAONовец со стажем
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 16 фев 2009, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ULLY
Контактная информация:

FAQ по подготовке к полёту на самолете

#12 Сообщение AcroBatMan » 26 фев 2017, 09:52

stasd писал(а):... обучение разрешено с 16 лет?
Вы удивитесь, но ни в одном ФАПе нет требований или ограничений по минимальному возрасту для обучаемых ;) Пилотское - да, на СВС можно получать с 16 лет. А возраст для начала обучения не ограничен. Мы специально не один раз все тщательно перерыли и ничего не нашли. Алиса первый самостоятельный выполнила, между прочим, за несколько дней до своего 14-летия :wink:

Lee
SAONовец со стажем
Сообщения: 832
Зарегистрирован: 26 фев 2008, 05:36
Member of AOPA: Yes

FAQ по подготовке к полёту на самолете

#13 Сообщение Lee » 26 фев 2017, 12:41

Молодец, Алиса!!!

stasd
SAONовец со стажем
Сообщения: 486
Зарегистрирован: 23 янв 2015, 12:20
Member of AOPA: No
Откуда: Восточная Сибирь
Летаю на:: Л4 R44 AS350

FAQ по подготовке к полёту на самолете

#14 Сообщение stasd » 26 фев 2017, 17:01

Ребята поздравляю!!!
Это ваши проблемы с Алисой!

Я просто промолчу.

Maks
Новичок
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25 июн 2014, 19:49
Member of AOPA: Yes
Откуда: Байкал

FAQ по подготовке к полёту на самолете

#15 Сообщение Maks » 01 мар 2017, 03:18

Стас, по поводу возраста не вижу проблемы))
У моего товарища дочка 12 лет неплохо робинзоном рулит)))

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»