Chinook Helicopters, Canada. Горный тренинг

Аренда вертолета без пилота, в РФ, за рубежом. Маршруты, места, цены, рекомендации.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Chinook Helicopters, Canada. Горный тренинг

#1 Сообщение Misha » 25 июн 2013, 14:04

Несколько лет назад уважаемый vova_k здесь говорил, что лучшая вертолетная школа в Северной Америке расположена в городишке Abbotsford, что рядом с Ванкувером. Эта мысль запала в мою седую голову. И вот, получив (не понятно, КАК) канадскую визу аж на ВОСЕМЬ ЛЕТ И И ДВА ДНЯ - я собрался проверить это смелое утверждение.

В общем, сегодня ночью приземлился (пока не на вертолете) в Ванкувере. Встречал меня добрый и отзывчивый человек по имени Olli - он здесь живет последнее время. Сижу в гостиничке, пью доставленный Olli коньяк и готовлюсь отходить ко сну.

Завтра посмотрим, "что это за товарищ Сухов"...

Репорты последуют...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
Faza
SAONовец со стажем
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 28 ноя 2008, 23:48
Member of AOPA: Yes
Откуда: Кременчуг - Мин.Воды
Летаю на:: SA-3*, AS-350, R-44
Контактная информация:

Re: Канада и R44 (и другие вертолеты)

#2 Сообщение Faza » 25 июн 2013, 15:25

интересненько... 8)

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3684
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Канада и R44 (и другие вертолеты)

#3 Сообщение Алексей 2 » 25 июн 2013, 15:33

Посмотрим кто кого научит.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Канада и R44 (и другие вертолеты)

#4 Сообщение Misha » 27 июн 2013, 09:37

Продолжаю. Утром 25 июня меня, полутрезвого, забрал из гостиницы Дедушка Российской АОН vova_k AKA Владимир Клязника. И ЛИЧНО представил руководству и инструкторскому составу школы "Chinook Helicopters". Это явно было не лишним, учитывая, что vova_k там почему-то (почему бы?) пользуется ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ уважением... Но вчера я не летал с учетом общего состояния моего организма, ослабленного почти 20-часовым перелетом. Вернее, слетал с Володей пассажиром на его EC-120 поесть какого-то знаменитого яблочного пирога. Поскольку был пассажиром - даже с пивом. Название аэродрома пока не выучил, но не очень далеко от Абботсфорда.

Школа "Chinook Helicopters" произвела ОЧЕНЬ хорошее впечатление. Исключительно приветливый персонал от начальника (начальницы) до последнего курсанта (что я, впрочем, отчасти отношу на счет vova_k). Офигительно опытные инсы (вспоминая свою школу на Гавайщине в 2009 году). Не увидел ни одного, кто летал бы "за еду" и за налет часов. Кого ни спросишь между делом - у каждого налет минимум 13-15 ТЫСЯЧ часов, в том числе на поиск и спасание и прочие трудные работы. В общем, сопляков я там не увидел. Вспоминаю рекомендации Володи примерно 3-4-летней давности: он тогда, помнится, рекомендовал эту школу как лучшую во всей Северной Америке. Охотно склонен с ним согласиться и также рекомендую всем, кто хочет продвинуто научиться летать. А еще - здесь уникальное место для вертолетолетания: тут тебе и горы, и океан, и всякие красивости и крабы с лобстерами на каждом углу :-)

Впрочем, попробую продолжить по порядку... 25 июня под вечер я встретился опять с Olli и его супругой Татьяной. Прошлись по вечернему Ванкуверу и по крабам с лобстерами. Должен сказать - качественно прошлись. Я очень порадовался за ребят, что все у них более-менее в порядке. Вместе с ними очень надеюсь на их хорошее будущее. Ванкувер - красивый и удобный для жизни городок. Не деревня, конечно (говорят, в районе 2 млн.жителей) - но и не Москва с Питером. Правда, vova_k рассказал мне про некоторые "отдельные недостатки" - но это лучше он сам... Впрочем, даже на Солнце есть пятна. А мне - так сильно все здесь понравилось... Олли даже босиком по траве прошелся практически по центру города...

Сегодня я проснулся в 04-00 местного. :-( Сна - ни в одном глазу: в то время как мы договорились с vova_k на 08-00 утра. Коротал время за компутером. Позавтракал, потом за мной заехал Володя, и мы поехали в "Чинук".

Сегодня я выглядел более свежим, что не преминула отметить Lynn Press, мама хозяйки. В общем, около 09-30 местного я вылетел в горы. Я честно сказал, что специальной подготовки в горах практически не проходил, и попросил учить меня, как полного чайника. Оказалось, они тут своих студентов учат так, как у нас не каждый инструктор (как мне представляется) летает. В общем, в окрестных горах они местами повырубали лес и понастроили посадочных площадок с разными заходами. И туда летают курсанты практически с первых часов... Ну и я полетел... Долетел... Сесть и потом взлететь в целом получилось - но хотелось бы делать ЭТО более уверенно, что ли... Кстати, очень пригодилась практика посадок на нашу остановку - у них площадки имеют еще более ограниченные размеры. Без нашей остановки хрен бы сел, вот крест на пузе...

Потом полетали еще в горах, построили всякие заходы... Под занавес полюбовались водо-снего-падом...

Потом был ланч без спиртного. Потом - полет в течение минут 40 с внешней подвеской длиной 100 футов. ТРУДНО АХРЕНИТЕЛЬНО!!! Вроде, я давно уже не являюсь "white-knuckled pilot" - но тут реально напрягался, как последний сукин сын :-( Груз укладывал в квадрат примерно 3*3 м - но криво и с трудом... В общем, понял, что никуда не гожусь ни хрена :-( Как уже докладывал, для понимания этого факта мне потребовалось 40 минут полетного времени и штук восемь (а может, и больше) подходов "к снаряду"...

В общем, приговоры двух инсов (горного Craig'a и подвесочного Bob'a) были похожи: "ни хрена не умеет, но вертолет чувствует и не безнадежен в обучении".

Картинки последуют...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Канада и R44 (и другие вертолеты)

#5 Сообщение Misha » 28 июн 2013, 07:22

Вот несколько картинок:

Мы с Olli и его очаровательной женой пожираем всякую морскую нечисть (жена Таня в этот кадр не вошла). Ну и запиваем, конечно ;-)
IMG_1050.jpg
После этого Олег гуляет босиком по центру столицы British Columbia...
IMG_1054.jpg
Это вот - одна из многочисленных вертолетных площадок, куда я строил свои заходы вчера. Кстати, как оказалось, эти площадки принадлежат не Chinook Helicopters (я думал, они их специально строили для тренировок). Есть такие площадки на вершинах гор, рядом с авиационными ретрансляторами - для обслуживания. А вот на хрена они в середине леса на склоне - я пока так и не понял. Всего таких в окрестностях около 500 (!!!) штук на разных высотах :shock:
IMG_1055.jpg
IMG_1056.jpg
IMG_1057.jpg
Вот она, стрелочкой указана...
IMG_1075.jpg
Вот примерно такие тут горы...
IMG_1059.jpg
IMG_1060.jpg
IMG_1063.jpg
Один из двух моих инсов - Крейг. Все инсы тут с каким-то бешеным налетом. Юношей, работающих за похлебку и накопление часов, нет принципиально. У мужиков опыт начиная от военного и заканчивая "search & rescue" и всякой прочей фигней. Меньше 10 тыщ часов налета не слышал, чтоб кто-то имел... И это реально видно в полете...
IMG_1058.jpg
Ну вот еще водопадик, снятый на айпадик. Красиво тут - без дураков...
http://www.youtube.com/watch?v=TlGwU8p1PQQ
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Канада и R44 (и другие вертолеты)

#6 Сообщение Misha » 28 июн 2013, 07:37

Вчера я отлетал на R44 Raven II 2.2 часа плюс 0.8 часа с подвеской. Сегодня еще 2.1 часа в горах плюс примерно полчаса на Bell-47.

В горах чувствовал себя гораздо увереннее, чем вчера. Мне с утра дали методичку от Chinook Helicopters (к сожалению, на каждой странице стоит копирайт - тырить я не стал) - обалденно ценная информация в концентрированном виде и с наглядными картинками. Может, кто-то издавал (наверняка издавал) похожие книжки - но я в пока не видел. Посидел, почитал. Это легче усваивается, чем устно в полете (у меня английский язык не родной, все-таки). В итоге получилось значительно лучше, чем накануне. Может, еще от того, что выспался чуть лучше... В общем, я близок к просветлению... Картинок сегодня не было - айпад оставил на земле, да и не до него было, задания были сложнее, чем вчера.

Потом полетал с полчасика на Bell-47, который всего лишь на три года моложе меня! Для владельцев самолетов это не аргумент, но для вертолетчиков... Что сказать по этот Белл? Прикольная машина, конечно - но аппарат вчерашего дня. Слишком много надо контролировать (только температуру карбюратора каждую минуту или чаще. Еще и коррекцию крутишь постоянно, как на мотоцикле). В общем, как машина для тренировок - отлично, приучает все время видеть все параметры работы двигателя и трансмиссии. Но для повседневной жизни R44 на четыре головы выше (потому что - современнее). Про R66 вообще молчу...

Насчет вчерашней тренировки long line (это про внешнюю подвеску) я подумал, что если мне позарез нужно будет что-то куда-то сбросить - я это кое-как сделаю, хоть и вспотею. Но тренировки решил не продолжать - чревато для позвоночника (как мне сказал инс, и я ему верю). В любом случае, это был очень полезный опыт.

Завтра погода обещает улучшиться, опять полечу в горы. Возможно, возьму айпад и привезу немного картинок...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
sergeevalex
Активный участник
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 14 май 2013, 12:02
Member of AOPA: No
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Канада и R44 (и другие вертолеты)

#7 Сообщение sergeevalex » 28 июн 2013, 14:51

Как же классно. Видел фотографии в фейсбуке, кажется, с посадкой на такие брёвнышки в лесу. Полное ощущение фотошопа было. Что-то нереальное. Заавидно
Лучше день потерять, потом за пять минут долететь

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

Re: Канада и R44 (и другие вертолеты)

#8 Сообщение rubaga » 28 июн 2013, 22:23

Миша супер! Некоторые площадки просто рассмотреть сложно. А как там ветра и погода?

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Канада и R44 (и другие вертолеты)

#9 Сообщение Misha » 29 июн 2013, 08:10

rubaga писал(а):Миша супер! Некоторые площадки просто рассмотреть сложно. А как там ветра и погода?
Да, запомнить площадку, пока делаешь low pass, и потом выйти на нее - с непривычки сложно. Достигается упражнением (как и все остальное) ;-) Но это у меня как раз трудностей не вызвало. Кстати, площадки на склонах, как я выяснил сегодня, изготовлены для обеспечения всякой провизией и прочей помощью знаменитых канадских лесорубов, которые тут выедают плеши в лесах по склонам гор... Но это так, справочно...

Сегодня погода была чуть получше - но не CAVOK. Впрочем, я же не на курорт сюда ехал - хрен ли мне погода? Опять полетел с Крейгом в горы. Взял с собой айпад для съемок. Садились с разными типами заходов - Крейг запланировал заход на седловину между двух вершин. Сказал, что это может оказаться самым сложным. Если vova_k не шутит - то это он спровоцировал: якобы, сказал Крейгу, что с моих слов - это все семечки... А может, Володя и пошутил - и Крейг просто решил, что пора меня проверить на вшивость... В общем, пока мы до седловины дошли, я сделал пару-тройку посадок на разные площадки: как бревенчатые, так и на грунт (на снег). Крейг, вроде, обошелся без серьезных затрещин и оплеух. По паре моих заходов он вообще сказал, что сам сделал бы точно так же и что это - "very good job!" Ну а на седловину я сам с первого раза не сел ни хрена - там очень хитрая наука с ветром и направлением захода.

Насчет погоды написал - теперь насчет ветра. На равнине нам ветерок 2-3 узла (1-1.5 м/сек) все равно, что штиль. Мы на него чаще всего и внимания не обращаем. В горах же даже такое движение воздуха может оказаться как верным другом - так и заклятым врагом. Такими легкими дуновениями можно и нужно пользоваться - ОЧЕНЬ СИЛЬНО помогают при грамотном их потреблении вовнутрь... Только возникает несколько трудностей: как определить направление верта в данной конкретной точке? Сноса вертолета практически не заметно, вековые деревья ни хрена не колышатся, дыма ни откуда нет... Остается только один прибор - пятая точка :-) Очень чувствительный, кстати... Ну еще трудность: как эффективно и грамотно использовать именно ЭТО направление ветра именно ПРИ ЭТОЙ площадке для посадки? В общем, наука не простая ни хрена для старого больного пенсионера... Вот я и тренировался.

Вынес главное знание: пока что я ни хрена не умею. Крейг, вроде бы, сказал Володе, что ДЛЯ ЧАСТНОГО ПИЛОТА я летаю неплохо. Но это только применительно к любителю... Но зато вынес еще одно знание: есть куда двигаться (и даже понимаю, куда именно). Это тоже дорогого стоит...

В общем, завтра в "Чинуке" выходной - но я полетаю с Бобом напоследок. В воскресенье в этой стране почему-то совсем никто не работает. В понедельник у них вообще бардак - они все поголовно отдыхают! День Канады, оказывается, празднуют. Не могли организовать, как в нормальных странах, 12 июня, что ли... Ну или 7 ноября...

В общем, завтра у меня последнее занятие, а потом до вечера 1 июля (до отлета домой) я совершенно свободен. И этой свободой решил воспользоваться максимально: посещу на машине США, штат Вашингтон. А вот что я ТАМ буду делать - это в следующих выпусках новостей ;-)

Ну и несколько картинок, айпадик я сегодня ведь взял...

Ангар "Чинук Хеликоптерс" на аэродроме Abbotsford (CYXX).
IMG_1078.jpg
Это - вид на их АТБ
IMG_1077.jpg
На этом Белл-47 я вчера полетал ознакомительно
IMG_1076.jpg
Ну и несколько посадочек сегодня - Крейг сам предложил мне сидеть в вертолете, а он с моим айпадом меня пытался снаружи снимать. Понятно, что летать у него гораздо лучше получается, но уж что вышло... :mrgreen:
IMG_1098.jpg
IMG_1079.jpg
IMG_1091.jpg
IMG_1092.jpg
Да, а вот такие гермомешки (в народе - "гермики") они берут на тренировки в горах. Я спросил перед вылетом, что там лежит? Мне показали: шерстяная шапка, непромокаемые носки (все - в одном экземпляре, для инструктора), спички, ножик, пила и т.п. Я был в футболке - но простил одну шапку и одну пару носков. Решил, что от костра согреюсь - леса там пока до хрена...
IMG_1096.jpg
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
Siberia
Гуру
Сообщения: 1035
Зарегистрирован: 28 дек 2010, 14:05
Member of AOPA: Yes
Откуда: Из глубины Сибирских Руд
Летаю на:: C-172S, P-2002, А-22
Контактная информация:

Re: Chinook Helicopters, Canada. Горный тренинг

#10 Сообщение Siberia » 29 июн 2013, 10:58

Охренеть, площадки. :shock: Даже для непонимающего самолетчика очково выглядят. Канадцы-профи. А, если бы еще Вам GOPRO на борту...
Первым делом мы...

Аватара пользователя
rezdm
SAONовец со стажем
Сообщения: 603
Зарегистрирован: 02 ноя 2012, 14:53
Member of AOPA: No
Откуда: Zug, Switzerland
Контактная информация:

Re: Chinook Helicopters, Canada. Горный тренинг

#11 Сообщение rezdm » 29 июн 2013, 14:05

Ох, горы-горы. Я живу "промеж гор". Ветер до 10 узлов -- счастье, 2 -- это уж полный штиль ;), а так "пошвырять" может знатно

Cо своей стороны, я могу порекомендовать книгу Sparky Imeson "Mountain Flying Bible Revised" (Амазон: http://www.amazon.com/dp/1880568179/ ). Да, книга про самолёты, но, считаю, может быть полезной -- как проходить перевалы, как следить за погодой, т.п. (кстати, Misha, если там рекомендовали что-то почитать -- тоже подскажите, полезно будет).


Площадки, конечно, поражают...

Спасибо за отчёт!


upd: про перемену погоды в горах, как раз позавчера, на прогулке https://www.facebook.com/photo.php?v=10201497176695937
~
:wq

Аватара пользователя
rubaga
Гуру
Сообщения: 1972
Зарегистрирован: 23 июл 2011, 03:22
Member of AOPA: Yes

Re: Chinook Helicopters, Canada. Горный тренинг

#12 Сообщение rubaga » 29 июн 2013, 21:42

За ссылку на книгу - спасибо. Миша - тоже присоединюсь к вопросу - не рекомендовали какие-либо книги?

Crazy_duck
Почетный SAONовец
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 23 май 2008, 17:12
Member of AOPA: No
Контактная информация:

Re: Канада и R44 (и другие вертолеты)

#13 Сообщение Crazy_duck » 30 июн 2013, 01:21

Misha писал(а):...Потом - полет в течение минут 40 с внешней подвеской длиной 100 футов. ТРУДНО АХРЕНИТЕЛЬНО!!! Вроде, я давно уже не являюсь "white-knuckled pilot" - но тут реально напрягался, как последний сукин сын Груз укладывал в квадрат примерно 3*3 м - но криво и с трудом.....
Ничто так не дисциплинирует и не улучшает технику пилотирования как long line, груз раскачивается от "паразитных" воздействий на органы управления. В обычной жизни это мало заметно, а вот с внешней подвеской наоборот и чем длиннее трос, тем груз болтается с большей амплитудой. Трос 20-30м это самый удобная длина, 50м сложнее, профи в Цермате работают с тросом 150м!

А если еще и вес на крюке близок к максимальному и действие происходит в горах или между высоких ёлок то "паразитные" болтания ручками ведут к потери мощности, просадке, неконтролируемым вращениям и тд и тп...

Чем более скоординированы и непрерывны воздействия на органы управления, а также заходы-подходы, развороты-повороты, гашения-наборы скорости тем стабильнее летит груз - fly the helicopter not the load - это если на канадском :)))

Vertiсal Reference - конечно тоже требует тренировок, но плавность и непрерывность пилотирования и тут играет бОльшую роль...

:)

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Chinook Helicopters, Canada. Горный тренинг

#14 Сообщение vova_k » 06 июл 2013, 08:46

rubaga писал(а):Миша - тоже присоединюсь к вопросу - не рекомендовали какие-либо книги?
Я спросил, что за книжку используют в Chinook (о которой упоминал Misha), ответили:

"Andy Roe (один из их инструкторов) wrote the book for us. He has sold it to two other companies that used it during some training we provided."
Здесь могла бы быть моя подпись

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Chinook Helicopters, Canada. Горный тренинг

#15 Сообщение Misha » 06 июл 2013, 10:51

Не слишком большой тираж - 3 экз.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Ответить

Вернуться в «Аренда вертолета, Вертолет и горы»