вертолетные спас работы на 6300м

Аренда вертолета без пилота, в РФ, за рубежом. Маршруты, места, цены, рекомендации.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Crazy_duck
Почетный SAONовец
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 23 май 2008, 17:12
Member of AOPA: No
Контактная информация:

вертолетные спас работы на 6300м

#1 Сообщение Crazy_duck » 11 янв 2010, 19:51

Перевел тут по случаю статью, для широкого круга читателей :)

О том как в 2004 г. с г.Нанга Парбат(Nanga Parbat) 8,125м Западные Гималаи снимали со стены альпиниста.

Работа Пакистанского пилота просто атас!!!!!!Очень круто!!!!
Плюс обнаружилось много не менее интересных историй о других высотных спас-работах в основном в Гималаях.

Чтобы не дублировать даю ссылку на всю историю:

http://www.risk.ru/users/heli2day/9655/

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#2 Сообщение Jan » 11 янв 2010, 20:46

Сильная история. Я бы продублировал тут непременно.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#3 Сообщение Misha » 12 янв 2010, 00:14

Да, история офигенная... Читал взахлеб...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#4 Сообщение Jan » 12 янв 2010, 00:22

Это коряво написано, или, как обычно, журналист не совсем понял, о чем пишет?
Однако возможна ситуация, когда вертолет после посадки не сможет взлеть, из-за изменившихся условий. Спуск часто осуществляется в режиме авторотации или РСВНВ(в российской терминалогии) - режим самовращения НВ - это когда НВ раскручивается под действием набегающего потока снизу без использования мощности двигателя. Посадка в данном случае может быть осуществлена только с первого раза.

Crazy_duck
Почетный SAONовец
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 23 май 2008, 17:12
Member of AOPA: No
Контактная информация:

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#5 Сообщение Crazy_duck » 12 янв 2010, 00:47

Jan писал(а):Это коряво написано, или, как обычно, журналист не совсем понял, о чем пишет?
Однако возможна ситуация, когда вертолет после посадки не сможет взлеть, из-за изменившихся условий. Спуск часто осуществляется в режиме авторотации или РСВНВ(в российской терминалогии) - режим самовращения НВ - это когда НВ раскручивается под действием набегающего потока снизу без использования мощности двигателя. Посадка в данном случае может быть осуществлена только с первого раза.
Это я писал :))
Остальные комментарии разумеется тоже я - статью скомпелировал из 5 разных источников...

Есть конечно корявость - э..э хотелось как бы... по проще написать, типа на пальцах объяснить для широкого круга читателей, что в управлении вертолетом есть так сказать свои нюансы даже у крутых перцев ;)

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#6 Сообщение Jan » 12 янв 2010, 19:55

Статью написал, а сюда не выложил? :). Интересно.. :)

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#7 Сообщение lt.ak » 12 янв 2010, 20:03

Jan писал(а):Статью написал, а сюда не выложил? :). Интересно.. :)
а здесь не широкий круг читателей ... :mrgreen:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#8 Сообщение VK68 » 12 янв 2010, 21:02

Н да... Касаемо работы пилотов и способностей вертолета, удивляет и впечатляет. Но вот я мля не пойму... если тебя забирают с вертушки, трудно заранее приготовить нож? Ну да ладно, парень все равно "долазился". Ну не понимаю я эту фатальную тягу залесть повыше на гору... Тябя снимают, а ты опять карабкаешся ... с таким упорством коты лезут на дерево :mrgreen: . Да, и теперь я начинаю понимать ход мыслей китов, которые выбрасываются на берег.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#9 Сообщение lt.ak » 12 янв 2010, 21:07

VK68 писал(а):... Но вот я мля не пойму... если тебя забирают с вертушки, трудно заранее приготовить нож? Ну да ладно, парень все равно "долазился". Ну не понимаю я эту фатальную тягу залесть повыше на гору... Тябя снимают, а ты опять карабкаешся ... с таким упорством коты лезут на дерево :mrgreen: . Да, и теперь я начинаю понимать ход мыслей китов, которые выбрасываются на берег.
ну так даже в песне поётся что "лучше гор могут быть только горы на которых ещё не бывал" ... :wink:
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#10 Сообщение VK68 » 12 янв 2010, 21:24

Ну скажите, вот у непальцев и пакистанцев алуэты альпинистов с гор соскребают, а у нас что нибудь подобное есть...?(пожарная машина с телескопической лесницей не в счет)

305
Почетный SAONовец
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 01:35
Member of AOPA: No
Откуда: г.Харьков

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#11 Сообщение 305 » 12 янв 2010, 23:57

VK68 писал(а):Но вот я мля не пойму... если тебя забирают с вертушки, трудно заранее приготовить нож?
нельзя судить сидя на диване. На высоте, при морозе, гипоксия люди туго соображают. Потом, допустите мысль, что есть люди, которые понятия не имеют о словосочетании "угол атаки". Он вполне мог рассуждать, что вертолет зацепит его, а потом (он же сильный) выдернет крючья и просто ждал этого момента. Человек в таком состоянии несколько... неадекватен, сильно заторможено мышление. Мне трудно описать это состояние - состояние заторможенного мышления и движений. Попробую на примерах. К примеру, просто одеть ботинки минут за 30 считается нормальным. не потому, что там шнурков много, просто движения как в замедленном кино.
Когда готовили альпинистов в первую гималайскую экспедицию на Эверест в 1980 году, всех кандидатов загоняли в барокамеру на медико биологической станции. Она, кстати, находится в Приэльбрусье, ниже Терскола. Там иммитировали высотные условия. Постепенно понижали давление и температуру. Понижали концентрацию кислорода. Провести в ней альпинистам нужно было около 8 часов. В ходе этого задавали простые вопросы: таблицу умножения, сколько республик в Советском Союзе, столицы этих республик и т.п. Разрешили играть в карты. После окончания испытаний, когда барокамеру открыли, оказалось, что половина карт валяется под столом - никто из альпинистов этого не заметил. :mrgreen:
Про вертолеты:
Ну скажите, вот у непальцев и пакистанцев алуэты альпинистов с гор соскребают, а у нас что нибудь подобное есть...?(пожарная машина с телескопической лесницей не в счет)
Позже не знаю, но еще лет пять назад у МЧСников были только МИ-8. И на Кавказе и в Азии.
Когда в нашей экспедиции на п.Ленина 7134м понадобился вертолет для спасработ, вертолетчики на Ми-8 рассказывали, что до 6500м подъем они гарантируют, но посадка исключена, даже если мы найдем кого искали. Штатно они не садились даже на 5300м. Подъем на 6900м - плато парашютистов, они не гарантируют, но попробуют. Только чтобы осмотреть, даже о зависании не может быть речи. из-за погоды полет так и не состоялся.

Crazy_duck
Почетный SAONовец
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 23 май 2008, 17:12
Member of AOPA: No
Контактная информация:

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#12 Сообщение Crazy_duck » 14 янв 2010, 01:26

Jan писал(а):Статью написал, а сюда не выложил? :). Интересно.. :)
Ну вот обидки пошли всякие :)

Тогда начну с бонуса:

По статье Власова Виктора – книга «Лед и пламень», 2003

Первые масштабные памирские экспедиции были организованы под эгидой Академии наук. Об этом напоминают и названия на картах — хребет Академии наук, ледник Московского Дома ученых, пик Шмидта, пик Шокальского и многие другие.

Недалеко от нашего лагеря на поляне Сулоева стоял лагерь экспедиции Московского государственного университета, в составе которой готовился к штурму пика Коммунизма Рэм Викторович Хохлов – вице-президент Академии наук СССР.

Через несколько дней мы с Валерием Петифоровым вышли на очередное «дежурство» на пик Коммунизма. Обычно такие выходы делались для подстраховки иностранных альпинистов. И хотя в тот момент никого из наших подопечных наверху не было, это решение не удивило, так как на пути к вершине была группа МГУ.

Когда мы пришли на восточную оконечность плато к палатке таджикских биологов, то узнали, что в штурмовом лагере умер Арутюнов и заболел Хохлов.

Включив рацию, я понял, что в базовом лагере принято решение о попытке эвакуации пострадавших с помощью вертолета. Команде МГУ предлагается срочно подготовить посадочную площадку.

Решение, принятое «штабом» было смелым, но реальным. Технические возможности вертолета МИ-4 теоретически позволяли это сделать. Дело оставалось за исполнителями.


Мне очень хотелось помочь Рэму Викторовичу, мне очень хотелось помочь пилоту, и я помнил, что это моя вторая попытка строительства аэродрома в горах. Первый раз не повезло. Может быть, повезет во второй. Я подумал, что эту площадку подготовить можно и вдвоем. Мы двинулись с восточной оконечности к центру плато. Я более десятка раз пересекал плато, знал особенности рельефа и понял, что есть место, где удастся организовать взлетную площадку. И что это надо сделать к утру.

Мы пришли в район ледника Трамплинный уже в темноте, поставили палатку, и я направился к краю плато, где нашёл небольшую возвышенность, к которой был удобный подлет и которая плавно уходила вниз к обрыву. Это позволило бы пилоту осуществить взлет, не набирая высоты, разгоняя машину под уклон. Подобный приём часто применялся при старте планера. На планерной базе в Коктебеле, например, планерист стартовал с обрыва в сторону моря и в конце разбега оказывался в воздухе, имея большой запас высоты для маневра. Вот здесь был возможен аналогичный вариант.

Я обозначил контур посадочного круга, тут ко мне присоединился Валерий, и мы молча начали свой монотонный путь, утаптывая снег, по спирали от периферии к центру. Посчитал площадь круга, площадь следа от ботинка, и с учетом темпа нашего движения получалось, что часам к семи-восьми утра мы должны успеть все сделать. Покончив с математическими расчетами, в тишине и темноте принялся философствовать, чтоб скоротать время. Наше перемещение было похоже на перемещение пахаря на пашне. Сложилось так, что традиционное направление движения — по часовой стрелке или против — для западной и восточной цивилизации было различным. А так как мы топали против часовой стрелки, то я получил пищу для размышлений о том, что в напряженный момент непроизвольно отдал предпочтение восточному образу действий.

Мое философствование прервало появление в середине ночи людей из команды МГУ, пришедших сверху. К этому времени половина дела была сделана. Часть пришедших присоединилась к нам, и к рассвету мы завершили проект. Имея запас по времени, даже расширили взлетную дорожку сверх необходимого минимума.



Сообщили по рации штабу о нашей готовности, и вскоре над нами несколько раз прошел вертолет, сделавший разведку. Он сбросил мешок с привязанной к нему запиской. В мешке была угольная крошка, а в записке — эскиз уже сделанной нами площадки и просьба посыпать черной смесью контуры круга и взлетной дорожки, так как при утреннем освещении утоптанный снег слабо контрастировал на фоне свежего.

Мы выполнили просьбу и получили по рации подтверждение, что готовится первый рейс для больного. Нас просили провести загрузку вертолета максимально быстро, и в облегченном варианте. Было понятно, что в случае неудачной посадки нам предстоит транспортировать с плато по ребру «Буревестника» и экипаж вертолета.

Наконец, в небе появляются два вертолета, летящих на разной высоте, и один из них – МИ-4 – осторожно приближается к нашему кругу. Другой – МИ-8 – сверху контролирует ситуацию. Потом мы узнали, что с него велась киносъемка.
hohlov-2.jpg
Ревущий вертолет садится по-самолетному. Вращающиеся лопасти издают на высоте шести тысяч метров звук непривычной тональности. Да и сам вертолёт выглядит необычно – силуэт изменен из-за снятых задних дверей-створок, в кабине не видно второго пилота.

Машина касается утоптанного снега, и несколько человек почти бегом несут носилки с больным к открытому кормовому проему вертолета. В левой части проема стоит механик, который принимает носилки и одним рывком вдвигает их в глубину кузова. Всё это занимает секунды, и МИ-4, сильно задрав хвост, начинает разбег под уклон в сторону сбросов ледника Трамплинный. Сейчас все решится.

Аэродром не подвел, и я вижу, наконец, как почти в самом конце дорожки разбега появляется просвет между снегом и передним колесом шасси. Просвет увеличивается, и вертолет на бреющем полете скрывается в провале ледника. Теряю его из вида, но через несколько томительных секунд по рации сообщают, что снизу видят машину, благополучно выходящую в долину. И вскоре мы узнаем, что пилот Игорь Иванов совершил посадку на поляне Сулоева.

В наших рядах – ликование. Нам передают поздравления штаба. Начинается обсуждение знатоков: каким орденом наградят пилота и как теперь будет называться это место на плато.

Но эйфория исчезает после очередной радиосвязи. Нам говорят, что второго рейса не будет. Это решение меня не удивило – дважды подряд рисковать действительно не стоило.

На лыжах, превращенных в сани, начинаем транспортировать тело Арутюнова на запад. Вдруг острый приступ валит на снег Мигулина. Мы перекладываем его на сани. Тело Арутюнова остается на плато — за ним придут следующий раз. Везти двоих не на чем, да и силы, судя по всему, уже не те. Снег раскис, движение замедлилось. Только в сумерках спустились в базовый лагерь. На самом трудном участке Мигулин нашел в себе силы идти самостоятельно. А ночью в полевых условиях Орловским и Шиндяйкиным ему была сделана спасительная операция.
hohlov-3.jpg
Потом, уже в Москве, когда я смотрел кадры, снятые Пээтом Пэтэрсом сверху из второго «контрольного» вертолета, я удивился тому, какой довольно правильной геометрической формы круг я разметил при тусклом свете звезд


Примечание:
Жаль только, что из-за партийного догматизма не выжил Рем Хохлов. Как ни парадоксально, будь он простым альпинистом без партийных регалий, жизнь ему сохранили бы в Душанбе обычные советские врачи, которые знали специфику горовосхождений. Но поступила команда из политбюро ЦК КПСС. Был прислан специальный самолет, и в течение нескольких часов больной был доставлен в кремлевскую больницу. Быстрый сброс высоты (за 3 дня на 7 км…!) – спасает любого альпиниста (прим. ред. – врача, МС СССР). Партийная бездарность сделала свое дело. Рему Викторовичу кремлёвские врачи – сделали переливание крови и «на конце иглы» – он скончался 8.08.1977…

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#13 Сообщение Misha » 14 янв 2010, 01:31

Да... Сильно...

Спасибо, Арсений
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Crazy_duck
Почетный SAONовец
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 23 май 2008, 17:12
Member of AOPA: No
Контактная информация:

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#14 Сообщение Crazy_duck » 14 янв 2010, 01:43

Вертолетные спас работы на 6300м
20050810142504_3.jpg
7 августа 2005 года полковнику Пакистанских вооруженных сил Рашиду Улаху Бежу (Rashid Ullah Beg) поступил звонок от пакистанского альпиниста Назира Сабира (Nazir Sabir) с просьбой о помощи по спасению словенского альпиниста Томаша Хумара, терпящего бедствие на высоте 6,300м на Рупальской стене(Rupal), горы Нанга Парбат(8,125м) Западные Гималаи.

Томаш Хумар, широко известный во всем мире альпинист своими соло восхождениями по самым сложным маршрутам, выбрал новый маршрут восхождения по центру Рупальской стены. Спонсорами экспедиции выступили крупнейшая словенская газета, телевизионный канал, а также крупная телефонная компания.

Хумар потратил неделю в базовом лагере, наблюдая, как плохая погода сменяется на ужасную . На своем веб сайте он объявил, что погодные условия очень опасны для восхождения, потом, что он начнет восхождение в любом случае, потом, что все-таки Нет, потому что муссон пришел слишком рано и попытка восхождения равносильна самоубийству. В 2004 году Томаш уже совершал попытку соло восхождения на Нанга Парбат, однако после 4 безуспешных попыток акклиматизироваться на маршруте Месснера был вынужден прекратить восхождение, в связи тяжелыми погодными условиями.

После недели ожидания и бездействия, психологическое давление на Хумара увеличилось, когда в базовый лагерь приехал молодой талантливый американский альпинист Стив Хаус (Steve House). Летом 2004 он с Брюсом Миллером уже пытался взойти на Нанга Парбат маршрутом Шела, но из-за плохого самочувствия они были вынуждены отступить с высоты 7,500м. Сейчас Хаус чувствовал себя превосходно, вместе с ним был его напарник - сильный альпинист Винцент Андерсон (Vince Anderson). И в этот раз они были настроены достичь вершины тем же маршрутом, что и Хумар.

1 августа Хумар начал восхождение. Первые два дня он продвигался очень быстро. На третий день началось активное таяние снега, у Хумара промокла одежда и спальный мешок, плотный туман закрыл стену, а лавины со всех сторон заставили его остановиться в 1,825м от вершины. Хумар выкопал снежную пещеру, чтобы переждать непогоду. Погода ухудшалась. Стив Хаус оставался в базовом лагере, не предпринимая попыток к штурму. Постепенно все внимание прессы переключилось на драму жизни и смерти Хумара в реальном времени.

«Этим мне и нравится высотный альпинизм! Никто не может тебе помочь, даже вертолет. Ты можешь надеяться только на самого себя», - через группу поддержки написал Хумар 5 августа на своем сайте. Сначала в Словении, а потом в других странах в прессе и на телевидении начали активно задавать вопрос – Почему европейцы, имея вертолет и пилота который смог сесть на Эвересте, не могут спасти альпиниста?

Спасательная операция.

7 августа, полковник Беж направил к альпинисту горный вертолет SA316B Alouette III для разведки. Пилоты должны были попробовать сбросить Хумару сухие вещи и еду. Однако им пришлось вернуться из-за сильного ветра и плохой погоды.
Беж запросил Назира Сабира, у которого была связь по радио с Томашом, подробно описать обстановку. Назир нарисовал очень унылую картину. Томаш находился на почти вертикальной 4,500м стене, в 30м выше над ним нависал большой снежный карниз. «Никто не сможет взойти и спасти его»,- сказал Сабир, «все попытки спустить его с этой стены будут равны самоубийству».
20050810141900_3.jpg
8 августа пришел приказ от командующего Пакистанской армии провести попытку спасработ, даже если придется рисковать вертолетом и жизнью пилотов.

Для спасработ Беж решил использовать вертолет SA315B Lama, поскольку он обладал лучшими характеристиками из имеющихся в Пакистанской армии вертолетов. При текущей температуре и влажности истинная высота расположения альпиниста соответствовала 7,010м. В этих условиях Lama в существующей конфигурации не могла зависнуть на нужной высоте даже с учетом влияния воздушной подушки, использование лебедки было невозможно. Оставалась единственная возможность это подцепить альпиниста на трос внешней подвески, попробовав зависнуть над альпинистом на минимально возможное время. Для троса решили использовать статическую альпинистскую веревку с небольшим мешком камней на свободном конце.

Код: Выделить всё

Горные вертолеты SA315B Lama и SA316B Alouette III в Гималаи попали довольно поздно, уже тогда когда компания Aerospatiale прародитель Eurocopter прекратила их выпуск во Франции, и вертолеты стали производится в Индии под именами Cheetah и Chetak соответственно. На тот момент Lama обладала рекордом высоты в динамическом полете 12,800м.. 
Индусы доработали вертолет, что позволило поднять его "потолок". Есть мнение, что "несанкционированный" полет Eurocopter 350B3(полет санкционировали уже потом) с посадкой на шаге на вершине г. Эверест 8,850м в мае 2005 г. был во многом спровоцирован желанием не дать индусам первыми сесть на Эвересте на Cheetah. Поскольку в 2004 г. во время спас-операции на леднике Камет(Kamet Glacier) два Индийских пилота на Cheetah, три раза садились на высоте 7,083м, эвакуируя травмированных альпинистов и облегченная Lama садилась на 7,670м. 

Несмотря на свою уже более чем 50 летнюю историю горные вертолеты Alouette и Lama до сих пор активно используются горными спас службами Швейцарии, а во Франции их использование прекратили только 2009 г..
«У нас был очень призрачный шанс на успех, но это было единственное, что мы могли попробовать», - сказал Беж позднее.

Прогноз погоды на ближайшие два дня был хорошим, далее погода сильно ухудшалась на несколько дней. Томаш мог столько не выдержать.

Беж планировал вылететь на двух Lama и одном Ми17, в качестве вертолета поддержки. Одна Lama вылетала с авиабазы в Куазим (Qasim), другие два вертолета из Скарду (Skardu). Встретившись в деревне Астор (Astore), находящейся в 30км северо-западнее базового лагеря, группа должна была переместиться в базовый лагерь на высоту 3,500м. Здесь предполагалось максимально облегчить вертолет Бежа, чтобы он смог зависнуть на высоте и снять альпиниста. Тем не менее он должен был остаться достаточно тяжелым, чтобы быстро спуститься на 3,000м не больше чем за 10мин., иначе альпинист мог замерзнуть, болтаясь на внешней подвеске.

В 14.15 наблюдатель сообщил, что облака поднялись выше и Рупальская стена открылась. Через 45 минут вертолеты приземлились в базовом лагере.

В 16.30 две Lama вылетели на спасение. На высоте 5,300м стену внезапно закрыло облаками, и ситуация стала быстро ухудшаться. Уже почти полностью потеряв видимость, пилотам пришлось повернуть назад, закончив со спасработами в этот день.

Хумар передал по радио, что он слышал шум вертолетов, но смертельно устал, и если следующая попытка будет неудачной, он начнет спуск или умрет.

На следующий день 10 августа Беж планировал стартовать как можно раньше. Еще не прогретый солнцем воздух обладал большей плотностью, однако тяжелый воздух одновременно являлся причиной образования мощного нисходяшего потока – катабалического ветра. Как только появлялось солнце ситуация становилась противоположной - воздух нагревался и становился менее плотным, однако начинал образовываться восходящий поток вдоль освещенного склона. «Мы долго ломали голову, в какое время вылетать» - говорил Беж- «В результате решили вылетать через 30мин после рассвета, чтобы быть на позиции за 30-60 минут до прихода солнца».

10 августа в 5.45 утра Томаш все еще был скрыт слоем облаков. Две Lama с минимальным количеством топлива поднялись в воздух из базового лагеря, рассчитывая, что быстро образующийся восходящий поток успеет приподнять облака выше к тому моменту, когда они выйдут на позицию. Пока одна Lama выискивала альпиниста на стене, Беж сделал проверку на висение на высоте 6100м. Вертолет вел себя стабильно. Температура за бортом была -8С. Установив местонахождение альпиниста, вернулась первая Lama. Беж совершил несколько проходов над ним, чтобы определить направление ветра и лучше рассмотреть позицию. Заход против ветра был невозможен, поэтому Беж развернул вертолет боком к ветру, чтобы по максимуму использовать левую педаль и получить еще немного мощности.

Зависнув на 9 часов от альпиниста, чтобы завести трос, Беж начал потихоньку перемещать вертолет налево. Педаль встала на упор, было невероятно сложно удерживать положение вертолета. Индикатор мощности показывал 98 процентов – едва достаточно, чтобы вытянуть еще 70кг груза.

Код: Выделить всё

( Вертолеты Lama и Alouette имеют уникальный суммарный показатель используемой мощности - один параметр, в отличии от других типов вертолетов, например Eurocopter 350B3, где мощность измеряется по нескольким показателям, таким как температура турбины и момент. )
Вертолет приблизился к скале, едва не цепляя за нее ротором, здесь восходящий поток был сильнее. Потребляемая мощность упала до 95-96 процентов. Наблюдая в зеркало, Беж начал подводить трос, как можно ближе к альпинисту. Томаш попытался дотянуться до крюка, но не смог. Беж отошел от скалы и передал управление Ране - второму пилоту, чтобы немного подышать кислородом. Они не надевали маски надолго, боясь запотевания кабины. Беж снова взял управление.
oxx.jpg
Беж начал раскачивать вертолет, чтобы раскачать веревку и забросить ее альпинисту. «Ротор крошил снег с нависающего вверху карниза, было очень тяжело дышать и смотреть. Это было похоже на ад» - вспоминал Хумар - «Наконец я смог поймать веревку, но мой карабин замерз. Мне пришлось отогревать его, чтобы пристегнуться к веревке. Когда я встегнул карабин, я стал искать нож, чтобы отрезать себя от веревки, пристегнутой к анкерам в скале. Но мои руки так замерзли, что я никак не мог найти нож в кармане!»

Теперь и вертолет был привязан к скале – это то, чего в первую очередь опасаются горные спасатели. Пилоту было очень трудно удерживать положение вертолета на такой высоте. Вертолет сместился вправо, и Хумара сдернуло с полки, теперь он болтался привязанный к вертолету и скале одновременно.

Беж фиксировал нагрузку на крюке вначале было 70 кг, потом 150кг. Вертолет сильно трясло он уже выбрал всю мощность, потом вес стал 200кг. На несущем винте стремительно образовалось вихревое кольцо - вертолет начал быстро проседать и заваливаться на бок, вес на крюке возрос до 270 кг. «Я понял, что это конец» - вспоминал Хумар,-«Вертолет стал опускаться вниз, и я видел как пилот закрыл глаза. Он молился. Я тоже закрыл глаза и стал молиться. Внезапно, что-то порвалось и я полетел вверх словно на банджи.» Анкера вылетели первыми, и Хумар остался болтаться на тросу под вертолетом. Пилот выправил положение вертолета и начал снижение. «Я сказал себе, это было желание Господа, и это больше никогда не повториться опять. Никогда!» - сказал Хумар.

Беж подумал, что альпинист погиб, но через мгновение он увидел его болтающимся на веревке внизу. Беж моментально ушел вправо, чтобы Томаш не врезался в стену. Хотя они уже далеко отошли от скалы, Томаш все еще сильно раскачивался на тросе, им пришлось сильно потрудиться, чтобы снижаясь успокоить колебания альпиниста. Посадка в базовом лагере прошла успешно.

ВИДЕО спас-работ
<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/j5C6JCXe1h4&co ... ram><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowScriptAccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/j5C6JCXe1h4&co ... edded&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowfullscreen="true" allowScriptAccess="always" width="425" height="344"></embed></object>[/youtube]

Заключение...

9 Ноября 2009 г. Томаш Хумар связался своим другом в Словении по спутниковому телефону и сообщил без подробностей, что получил серьезную травму во время соло восхождения по Северной стене Лангтанг Лирунг (Langtang Lirung), – 7,227м. Непальские Гималаи. Это был первый и последний звонок от альпиниста. Предполагали, что он находится на высоте примерно 6,300м. Друг Томаша позвонил в Швейцарию в известную горноспасательную службу Air Zermatt с просьбой о помощи.
На следующий день пилот и группа спасателей Air Zermatt вылетела в Катманду. Большой проблемой стало получение Швейцарским пилотом разрешения от непальского агентства гражданской авиации для полета на непальском вертолете(Уровень Непальских пилотов сильно отличается от Пакистанских совсем не в лучшую сторону). Особенно много времени ушло на подтверждение навыков работы на подвеске, на большой высоте и наличия опыта спасательных операций.
12 ноября вертолет со спасателями прибыли в базовый лагерь.
13 ноября спасательные работы не проводились из-за плохой погоды.
14 ноября Томас был найден мертвым на Южной стене Лангтанг Лирунг на высоте 5,600м.

С помощью вертолета тело было спущено в базовый лагерь. При последующем осмотре было обнаружено, что у альпиниста сломана нога. Других повреждений не обнаружено.


PS
В июле 2008 г. опять с г.Нанга Парбат с высоты 5,600м Пакистанскими пилотами были эвакуированы два оставшихся в живых члена итальянской экспедиции Walter Nones и Simon Kehrer, которые прекратили восхождение после гибели их лидера и товарища Карла Унтеркирхер (Karl Unterkircher) на высоте 6,400м.

Весь следующий день после гибели лидера альпинисты провели на том же месте. Из за высокой лавиной опасности они не могли спуститься тем же маршрутом, которым поднимались, поэтому им пришлось сначала продолжить восхождение для поиска безопасного спуска. Батареи спутникового телефона хватило только на то, чтобы сообщить о трагедии. Спасением занялась Пакистанская армия.

Во время первого вылета, из за сильной турбулентности удалось обнаружить палатку альпинистов и сбросить баллон с газом и новый спутниковый телефон для связи с миром.
"Погодные условия были очень сложные, ветер достигал 60-70 км/ч. Чтобы максимально облегчить вертолет мы залили минимальное количество топлива. Мы планировали эвакуировать их используя внешнюю подвеску, но альпинисты оказались не готовы к этому! Поэтому у нас не осталось выбора, кроме как поставить одну лыжу на снег. При таком ветре это было очень сложно. Сначала мы забрали одного Саймона. Погода начала портиться. Безопаснее было бы перенести спас работы на следущий день, но мы не могли оставить Вальтера одного на верху, поэтому мы вернулись и сели второй раз." - вспоминал потом пилот майор Амир Масуд(Amir Masood). Вся операция по спасению заняла 3 часа.

PS ps
На настоящий момент, описанные случаи вертолетных спасработ являются самыми высокогорными вертолетными спасательными работами за всю историю!


перевод и компиляция:http://heliaction.ru

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: вертолетные спас работы на 6300м

#15 Сообщение Misha » 14 янв 2010, 02:34

Я так понимаю - пакистанская армия только тем и занимается, что спасает альпинистов... Наверное, самая человеколюбивая Армия в мире :-)

Спасибо еще раз, Арсений!
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Ответить

Вернуться в «Аренда вертолета, Вертолет и горы»