Операция "Эвакуация"

Ваши фотографии, клипы, отчёты, всё то, что связано с вашим увлечением Небом.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, piloterrr

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Операция "Эвакуация"

#1 Сообщение smixer » 11 сен 2019, 05:22

Каждый год, 31-го января мы с друзьями ходим в баню… Традиция у нас такая. Да не, шучу конечно. Каждый год в начале лета мы с друзьями в очередной раз спасаем из очередного места вынужденной посадки одного нашего товарища и его самолёт. Карма у него такая. Зато после его приключений весь остальной сезон проходит на ура. И надо признать, что этот опыт со временем даёт результат – каждый раз последствия его приключений всё легче и легче.
Тёплый летний вечер. Я приехал домой чуть раньше чем обычно, часов в семь. Перекусил, вышел во дворик. Ляпота! Травка зеленеет, цветочки цветут, не жарко, не холодно. Жена жарит на десерт головку бри и тосты из чабаты под красное чилийское… Но не успел усесться – звонок. Друзья, ёпт… Докладывают - летали на косу на двух еропланах, позагорали-поплавали, поехали обратно. Мы прилетели, а Анатолий сел с отказом движка недалеко от места взлёта. Сотовая связь есть, хоть и неустойчивая. Говорит, что вроде всё нормально, но скоро ночь, надо забрать. Приезжай. Спасибо, родимые…
Пытаюсь собраться быстренько – светлого времени осталось немного, а мне еще ехать из центра на аэродром, слава богу у нас не Москва. Готовить самолёт тоже надо самому. Аварийный рюкзак, уши, GPS, курточку еще захватить. Прыгаю в машину, по пути заезжаю на заправку. Пытаюсь вспомнить сколько осталось топлива в самолёте, но точно не помню, поэтому лучше перестраховаться. Мотор О-435 непривередлив к бензину и отлично работает даже на 92-м. По пути на заправке заливаю пару канистр.
Приезжаю на площадку. Друзья уже садятся в «стописятку» - слетать на разведку, заодно сбросить потерпевшему сумку с припасами на всяк пожарный. Я пока готовлюсь. Топлива в Стинсоне оказывается больше половины, а лететь тут десять минут – песчаная коса расположена на острове посреди Амура, удаление от площадки чуть больше 20 км. На всякий случай заливаю канистру в один из баков для равновесия.
Самолёт мой находится в процессе вялого апгрейда авионики. Оба радио работают только на прием благодаря отсутствию кнопки передачи. Компас имеется только в виде «бычьего глаза», а выцветшую разметку старинных приборов контроля двигателя плохо видно даже днём. Подсветка панели отсутствует как класс. Ну да ладно, я хотя бы успел заменить неработающие указатель поворота и авиагоризонт, и то хлеб. Горизонт с Америки на нём стоял английский, 43-го года, от бомбера «Ланкастер». Его я сдал Андрюхе в коллекцию старинного железа, в которой есть ещё масляная лампа, угольный утюг, пожарная каска и патефон. Хотя и «новый» горизонт не слишком отличается от древнего – такой же здоровенный и чёрный, и стоит пока на том же «удобном» месте внизу панели возле РУДа.
Пока закидываю шмотки прилетают соратники. Каб сел удачно, самолёт выглядит целым, сумку сбросили, Толик идёт пешком к косе и там его надо забрать. Более того у него есть «болтушка», радиосвязь установили, направление показали. Идти ему всего пару-тройку километров. Стартуй.
Я тоже беру болтушку, втыкаю в неё через переходник свои самые модные уши, одеваю спасжилет, стартую. Двигатель вроде работает ровно, но при проверке обороты на одном контуре падают аж на 300. Прожигаюсь. Чуть получше, но всё равно херня. Впрочем самолёт лёгкий, лететь недалеко, да и вариантов спасательной операции в общем немного. Взлетаю. Солнце клонится к закату, но день ясный и ещё довольно светло. Хоть Амур постоянно меняет свои очертания в зависимости от уровня воды, места здесь знакомые, всё искатано вдоль и поперёк. Пытаюсь связаться с потерпевшим по радио, и одновременно ищу его самолёт на земле. Отвечает. Ага, вон и аэроплан, сиротливо застыл в траве. Поляна скорее коричневая, чем зелёная, что вселяет надежду. Толя уже прилично отошел и я его не вижу. Говорю ему, что покажу направление движения к месту посадки. Над косой делаю круг, сажусь. Рулю к тому концу, от которого ближе идти. Песочек влажный, но местами зыбкий, самолёт едет с трудом. Наверное хватит. Разворачиваюсь. Пытаюсь дозвониться до соратников, не получается. Сеть исчезла с обеих симок. Пытаюсь связаться с Толиком с земли по радио. Тоже безрезультатно. Тем временем солнце встречается с горизонтом. Думаю,что минут 40 у меня точно есть, пока волноваться нечего. Иду изучать «ВПП». Несколько дней назад я здесь был, но тогда всё выглядело гораздо веселее. Вода прибывает, коса уменьшается. Близко к воде песок плывёт, ближе к берегу сыплется. По всей косе то тут, то там разбросаны коряги плавника. Но примостился я вроде удачно, осталось проверить наличие «капканов». Сходил, посмотрел, всё нормально если взлетать по своим следам. Пытаюсь снова связаться с Толей, опять без результата. Решаю ещё раз взлететь. Взлетаю, разворачиваюсь, лечу в сторону севшего самолёта. Почти сразу удается связаться с Толиком. Он говорит, что идти очень трудно, густая трава в рост человека, кочки, кое-где горельник и болотина, нихрена не видно, приходится плутать. Просит еще раз показать направление. Я ещё раз захожу на косу с посадкой. В сумерках высота скрадывается, фары ещё неэффективны и садиться неудобно. Хорошо хоть у тэйлдрэггера нет проблем с выравниванием/выдерживанием – я просто аккуратно тыкаюсь в землю с небольшой вертикальной скоростью и торможу, благо ветер к вечеру стих.
Снова рулю к ближнему к предполагаемому выходу «пассажира» концу косы. Пытаюсь ехать по своим следам, чтобы не запутаться, когда буду взлетать. В конце коса изрядно сужается, но я стараюсь проехать как можно дальше, чтобы Толику было меньше шагать. Чуть не застреваю на развороте, несмотря на большие колёса. Но вроде обошлось. Надо готовиться к ночному старту. Проверяю фары – работают. Без GPSки не обойтись. Достаю свой боевой Гармин, прикрепляю на распорку у лобового стекла, поворачиваю так, чтобы было хорошо видно экран, но не мешало обзору вперёд. Вроде удается. Втыкаю антенну, включаю, пытаясь поймать спутники. Не ловятся. Какая-то сегодня херня с радиоволнами. Вытаскиваю антенну наружу на крыло, и спутники хором находятся. Гуд. Набиваю флайт план (громко сказано), активирую, чтобы не отвлекаться лишний раз после взлёта. Правда в самолёте нет розетки прикуривателя и работать надо от батарейки, поэтому пока прибор выключаю. Солнце проваливается всё дальше за горизонт. Сумерки плавно сгущаются. Только на северо-востоке закатившееся светило подсвечивает красным мирные слоистые облака. Я пытаюсь связаться с Толей. Связь хреновая, но в принципе понятно, что он потерял направление. Подсказываю, что если идти на закат, то точно выйдешь на берег, а по берегу уже и на меня. Принято. Ооо!! Звонит телефон. Серёга. Уже понятно, что прилечу я потемну. Полоса без огней и прочих приличных световых ориентиров, расположена на краю деревни недалеко от берега Амура. Прошу поставить две машины по бокам полосы в самом начале, а одну в дальнем торце, все с курсом посадки. Когда свяжусь с воздуха – включить на них фары и аварийку. Ок. Время одиннадцатый час, солнце зашло в девять и темнеет уже конкретно. Одеваю налобный фонарик, беру болтушку, иду по берегу навстречу предполагаемому выходу Толика. Нигде ни огонька и звёзд на небе почему-то нет. Я знаю, что в это время на острова иногда заплывают медведи и кабаны (мы частенько видим их следы) и от этого немного ссыкотно. Хотя непонятно, что им здесь делать? Дохожу до небольшой протоки. Всё, ждать буду здесь. Моего самолёта уже не видно, хотя я знаю, что разделяет нас пара сотен метров. Снова связываюсь с Толиком. Судя по хорошему приёму он уже совсем недалеко, но забрёл в какой-то тупик окруженный водой. Прошу его не лезть в воду, попытаться пройти по следам обратно и опять попробовать выйти на берег. Судя по всему, он уже выбился из сил и снова потерял направление. Советует мне улетать, говорит, что заночует здесь, а утром выберется на косу. Я оглядываюсь туда, где стоит мой Стинсон и понимаю, что паровоз всё равно уже ушёл. В любой авантюре должен быть смысл. А какой смысл возвращаться в ночи одному? Это уже не подвиг, а просто идиотизм какой-то… Проще мне тоже заночевать здесь до утра. Я говорю, что без него никуда не полечу и надо не парить мне мозг, а выбираться к берегу. Вроде проняло… Но надо как-то указать направление. Нахожу на берегу самую длинную палку, примерно пару метров. Привязываю на неё налобный фонарик, включаю его в мигающий режим. Поднимаю «маяк» на вытянутой руке, одновременно пытаюсь погромче крикнуть. Правда голос у меня так себе, не командирский…
Тем временем закат на западе тухнет и на берег опускается кромешная тьма. Хотя нет, на юго-востоке слегка отражаются заревом в облаках огни большого города. Пытаюсь осмыслить, как я буду взлетать в таких условиях. План мой таков: поскольку подсветка приборов отсутствует напрочь, одену налобный фонарик, запущу двигатель и сделаю проверки. Самолёт уже выставлен по курсу взлёта, после проверки включу фары, просто дам газ и буду катиться по своим следам. После отрыва снова включу фонарик чтобы видеть приборы, пролечу немного по прямой чтобы заработал горизонт (он питается от Вентури), потом развернусь (заданный курс почти противоположен взлётному), наберу футов 500 чтобы экран Гармина не светился опасным рельефом и поскребу домой помаленьку.
После моей посадки прошло уже 3 часа, а товарищ всё ещё не выбрался. Я снова иду вдоль берега с поднятым на палке фонариком и пытаюсь помочь ему определиться с направлением по «болтушке». Связь устойчивая и мне даже кажется, что я слышу эхом свой голос. Ура! Он видит фонарик. Вскоре мы начинаем перекрикиваться, но на оставшиеся 200 метров пути уходит ещё минут 20. Перейдя через неглубокую (по колено) протоку он наконец встречается со мной. Товарищ мокрый, грязный и вымотанный, буквально валится с ног. Но вдвоём уже гораздо веселее. Идём к аэроплану. В свете фонарика самолёт на тёмном песке как будто висит в окружающей темноте. «Я сейчас измажу тебе весь салон» – вроде как извиняется Толик. Как будто есть варианты. Пробую дозвониться парням на площадку, чтобы готовились к приёму. Слава богу связь опять есть.
Упаковываемся в не слишком просторный салон Стинсона. При свете налобного фонарика включаю джипиэску, запускаюсь, слегка прогреваюсь и делаю проверки. Вроде всё. Толик тянет ко мне какой-то провод – «что это?». Бля… я не снял антенну GPS с крыши … Матерю свой старческий маразм, втаскиваю её за провод в кабину и бросаю на козырёк. Ну теперь всё, поехали…
РУД в панель, последний взгляд на приборы двигателя и выключаю фонарик. Теперь в кабине светится только Гармин. Фара высвечивает мои натоптанные заранее колеи, правда не слишком далеко. Отпускаю тормоза. Два чела и половина топлива – разбег довольно интенсивный. Сразу поднимаю хвостовое колесо и стараюсь строго держаться своих следов – боковым зрением вижу выхватываемые светом фар из темноты коряги плавника. Вроде уже разогнались так, что приходится штурвалом прижимать аэроплан к земле. Чуть на себя, отрыв, набор. Включаю фонарик на лбу, взгляд на приборы. Авиагоризонт завален вправо – ну понятно, от Вентури ещё не раскрутился. Показания компаса типа «бычий глаз» совсем не читаются, ну да ладно, есть GPS. Высотомер – пока 100 футов всего. Вариометра нет. Указатель поворота как стойкий оловянный солдатик стоит вертикально, шарик в центре, значит всё ОК. Прибираю газ, следом падают обороты – винт здесь хоть и изменяемого шага, но не постоянных оборотов. На зачернённом экране GPS курс слегка уходит влево. Снова смотрю на ЭУП - всё в норме. Горизонт ещё в правом крене , но потихоньку начинает выпрямляться. За стеклом кромешная тьма, только отражаются блики от налобного фонарика. Яркость на самом низком уровне, но всё равно чересчур. На всякий случай даю немного правую педаль. Шарик съехал с центра, но стрелка стоит как вкопанная. Странно. Бросаю взгляд на панель переключателей – опа на… ЭУП совсем-таки и не включён, а ведь я на него так рассчитывал  Я по нему можно сказать пилотирую…
Мгновенно включаю. Всё быстро становится на свои места – мы летим с небольшим левым креном. Исправляюсь. Вот уже и 500 футов, вполне достаточно. Прибираю режимчик ещё. Начинаю разворачиваться вправо в сторону города. Темнота разбавляется огнями. Ярче всего светится квадрат «зоны» в Заозёрном. Площадка наша без ночного старта, довольно маленькая и конечно я никогда не летал здесь ночью. Дневные ориентиры исчезли и надеяться можно только на Гармин. Я то включаю, то выключаю фонарик, хреново и так и эдак… Толик, до этого сидевший в некоторой прострации, видя мои мучения подсвечивает мне приборы телефоном. О, так гораздо лучше… Площадка постепенно приближается и я пытаюсь привязать ориентиры на джипиэске к огням на земле. Частично получается. До пункта назначения 3 км, начинаю потихоньку снижаться. Сложновато выдерживать профиль снижения без вариометра, да и деревья вблизи площадки не слишком низкие. Приходится предельно собраться. Вот уже видны мигающие аварийками машины на полосе. Как-то слишком близко стоит ближняя от дальней. То ли высоковато, то ли просто ночь так всё искажает. Прибираю газ, выпускаю закрылки в три приема, гашу скорость. Рука врастает в РУД. Перед торцом деревья, но и перелететь не хочется. Под крылом проносится машина. Малый газ, короткое выравнивание, пытаюсь чётко выдержать направление, ведь я на тэйлдреггере, а ширина полосы всего 10 метров. Торможу. Упс… Всё, полёт окончен. Разворачиваюсь. Отмечаю, что пробежал я всего метров 200, и фару на посадке так и не включил.
Выгружаемся. Краткий разбор, поздравления. На часах давно за полночь и я еду домой уставший и немного опустошенный. Эвакуация каба, пьянка и все остальное будет потом.
А какова мораль сей басни? Да никакой морали нет, так, случай из жизни. Просто поделиться.
Вложения
green stinson.jpg

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

Операция "Эвакуация"

#2 Сообщение su27 » 11 сен 2019, 09:36

Я требую продолжение банкета, а самолёт как спасали?
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3684
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Операция "Эвакуация"

#3 Сообщение Алексей 2 » 11 сен 2019, 12:30

Ух ты!

Lebovect
SAONовец со стажем
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 27 фев 2013, 10:16
Member of AOPA: No

Операция "Эвакуация"

#4 Сообщение Lebovect » 11 сен 2019, 13:58

У многих у нас такого опыта хватает, только стоит ли его вслух озвучивать, тем более с привязкой к конкретным самолетам и местности. Неадекватов полно как и среди чиновничества так и среди лихих собратьев, решивших что я не хуже, особенно после 200—300 часов налёта.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Операция "Эвакуация"

#5 Сообщение smixer » 11 сен 2019, 14:27

Предложение засунуть язык в жопу не оригинально, но вряд ли приведёт к увеличению пилотского поголовья :lol:

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3684
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

Операция "Эвакуация"

#6 Сообщение Алексей 2 » 11 сен 2019, 15:21

Lebovect писал(а): 11 сен 2019, 13:58 ....решивших что я не хуже, особенно после 200—300 часов налёта.
От части Вы правы, но есть и те, кто адекватно воспримет отчёт и сделает для себя правильные выводы. А безголовые и так найдут свой путь. :(

Lebovect
SAONовец со стажем
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 27 фев 2013, 10:16
Member of AOPA: No

Операция "Эвакуация"

#7 Сообщение Lebovect » 11 сен 2019, 16:22

Для подобных посадок в темноте равно как и в тумане, дыму и в прочей ерунде у меня выработана схема. 1. Подходим на безопасной высоте 2. GPS в режим OBS с установкой посадочного курса. 3. Вход в глиссаду с удаления 3 км и с 300 метров. Соответсвенно 2 км до торца 200 м и т.д.
Хорошо когда у тебя установлено давление аэродрома перед вылетом и возвратом на эту же площадку. Без разницы QFE или QNH. Хуже когда ты летишь по приведённому давлению установленному от указания ОВД который в 200 км от площадки. Тогда погрешность может быть уже достаточно высокой. Конечно можно использовать высоту принятой от GPS для контроля и устранения погрешности, но у меня однажды три GPS показывали три разных высоты в подобной ситуации. Я установил среднюю и землю нашёл метрах на 8-10, а после посадки высометр показывал -15м от высоты площадки.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Операция "Эвакуация"

#8 Сообщение smixer » 11 сен 2019, 16:33

Дружище, я ценю пытливый ум и продуманные планы, но ваша мысль ускользает от меня :)

Аватара пользователя
Vi-kTo-R
SAONовец со стажем
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 23:20
Member of AOPA: Yes
Откуда: Северо-Восток М.О.
Контактная информация:

Операция "Эвакуация"

#9 Сообщение Vi-kTo-R » 11 сен 2019, 20:48

smixer, спасибо.
Нужная, интересная заметка!
Читать тяжеловато без разбивки текста, фоток добавляйте!
В Арктике звезды ярче..

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Операция "Эвакуация"

#10 Сообщение smixer » 11 сен 2019, 22:50

Vi-kTo-R писал(а): 11 сен 2019, 20:48 Читать тяжеловато без разбивки текста, фоток добавляйте!
В Анадырском аэропорту интернет только мобильный и крайне дорогой. Можно остаться без штанов

Ответить

Вернуться в «Фотоальбомы, видео, отчёты»