18.11.2011 RA-04348 R-44 Катастрофа, Тверская обл

Предпосылки к летным происшествиям, летные происшествия

Модераторы: 502, smixer, lt.ak, vova_k

Правила форума
В данном разделе обсуждаются только авиационные происшествия. Вопросы, связанные с профилактикой АП обсуждаются в форуме: http://www.saon.ru/forum/viewforum.php?f=7
Сообщение
Автор
ЛОДОЧНИК
Почетный SAONовец
Сообщения: 4011
Зарегистрирован: 12 окт 2008, 00:11
Member of AOPA: Yes
Откуда: деревня Ватулино

Re: В Тверской области пропал частный вертолет

#121 Сообщение ЛОДОЧНИК » 02 фев 2012, 20:51

Ну и конечно надо было указать, что Лиза Алерт нашли случайно.
Как все похоже на катастрофу Яна. Там впервые все вокруг стало белым, здесь впервые все стало черным. Возможно полет ночью был не первым и обычно сразу после взлета огни Твери позволяли спокойно выполнить полет. Но в этот раз судя по нижнему краю огней не оказалось...
Интересно как это выглядит. Тангаж насколько я понимаю в зависимости от скорости будет разным. Случилось, вдруг... Крен по горизонту, вариометр, скорость и дальше высота и курс? Приходилось кому нибудь выкрутится на вертолете без специальной подготовки из ситуации когда совсем ничего, только черное или белое? Когда то молодой и наверно еще глупый в профессиональном плане летчик Саша, решивший поизучать вопросы ППП без авиагоризонта, попробовал войти в небольшое отдельно пилотирующее себе в районе аэродрома облако. Выход из облака был с хорошим креном, очком с булавочное ушко и понимание того, что так больше никогда делать не надо. Потом появился самолетик с горизонтом. И начались полеты по кругу с заходом в достаточно высокий нижний край метров на тридцать в районе первого и выходом после нескольких разворотов в районе четвертого. Каким же насилием над собой иногда становится попытка заставить себя верить прибору а не локтю упертому в борт кабины и как хорошо когда есть возможность чуть отдать от себя и увидеть планету на безопасном расстоянии. Сразу гораздо тщательней хочется выучить дисциплину метео. А самолетов тогда на аэродроме было всего три или четыре. Старые военные инструктора появлялись с регулярностью лунного затмения. Слово форум больше подходило к съезду партии, Зональный центр казался штаб квартирой ООН а мешочек удачи видимо был еще очень полным и пока позволял отсыпать свое содержимое взамен на опыт. Времена сильно изменились, сейчас можно получить любые навыки в обмен на денежные купюры а иногда чисто по товарищески на холяву. И вряд ли наверно стоит проверять сколько там еще осталось в мешочке удачи...
Я все хочу, мне все здесь надо!
В этой жизни есть простое правило, пусть лучше будет маленький, но свой!

Аватара пользователя
Vi-kTo-R
SAONовец со стажем
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 23:20
Member of AOPA: Yes
Откуда: Северо-Восток М.О.
Контактная информация:

Re: В Тверской области пропал частный вертолет

#122 Сообщение Vi-kTo-R » 04 фев 2012, 21:53

Тяжело читать отчет МАКа особенно в части..
"С наступлением темного времени, пилот имел сильную мотивацию для возвращения на базу, т.к. подобранная с воздуха площадка представляла собой заболоченные торфяные разработки. Условия для ночевки отсутствовали.
Условия взлета, выполняемого ночью, с необорудованной и неосвещенной площадки, в лесном массиве, побудили пилота быстрее «уйти от земли».
...Отсутствие видимости линии естественного горизонта и световых ориентиров не позволило пилоту визуально определить нарастание скорости сближения с земной поверхностью, при этом вертикальная скорость продолжала увеличиваться и за 15с до столкновения, в 14:27:15, ее максимальное значение составило – 8,9м/с на Нист. ≈ 100м, Vср. ≈ 217км/ч, γправ. ≈ +19°, СПУ ≈ 123°..."

..Несущийся в темноте к земле со скоростью больше 200км.час вертолет..

Я, как начинающий пилот, сделаю выводы для себя о полетах в СМУ и ночью.
В Арктике звезды ярче..

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: В Тверской области пропал частный вертолет

#123 Сообщение engin » 04 фев 2012, 22:23

Летал два раза в серьезных СМУ ( сразу говорю - с опытным инструктором и вполне целенаправленно )
1 - тренировочный полет в сплошной облачности, нижняя граница облачности- 100-120 м. , верх - не пробивали - высоко
ранее опыт налета по приборам на самолете cessna - около 12 часов.
Начали состандартных упражнений - вход в облака -полет по прямой - выход - так два раза . В целом, для меня особой сложности не представляло , в отличии от самолета , вертолет динамически не сбалансированная система, т.е. им приходится управлять активно - в этом и есть более сложное пилотирование нежели на самолете.
Далее - вход в облака и змейка . - Тоже два раза - это уже было значительно сложнее , но в целом справился.
Потом - спираль с набором, спираль со снижением , сразу скажу - вспотел сильно , очко начало пожевывать подушку сидения, но до полного экстрима ситуация не доходила, инструктор соблюдал олимпийское спокойствие ни во что не вмешиваясь , лишь давая комментарии по скорости выполнения маневров.
За этим - два полных виража вправо , два в лево . Вот тут у меня гироскоп начал говорить -не верь приборам.. По ним идем в горизонте, а в голове крен.
Начал активно бороться с ощущениями, прислушиваясь , то к своим ощущениям, то к приборам. Наверное это было самое тяжелое .
Высота была 170 м. , полеты в зоне аэродрома, где у нас в 4-х км. есть вышка.
Тут инструктор начал давать вводные одна за другой : неше место ?, кто еще работает в какой зоне ?, где вышка ?, остаток топлива ?
Поток информации - вот , что создает цейт нот !!!!!
Отвечая и вспоминая ответы , я фиксировал , что крен вертолета стал увеличиваться !
Т.е. : был крен 5 - вопрос о нашем месте - пауза - ответ - крен 7 - вопрос о месте вышки и ее высоте - пауза - ответ - крен 10 ...ит.д.
причем я вроде как это видел , но отвлекаясь на внешние факторы , а очевидно, в эти моменты организм нормально воспринимал текущую скорость и перегрузку и ни как не воспринимал ситуацию как ухудшающуюся...
В итоге - крен 45 ( для вертолета - весьма приличный) , инструктор спокоен , я понимаю , что жопа, высота -то 150 м. !
И ТУТ -рефлекторное движение ручкой на парирование крена !! И..крен становится 50 !!! :shock: Я в ах..е !
Вот он наработанный навык по работе с авиагоризонтом - на цессне он с обратными показаниями - на Ми-2 с прямыми ! Действия в такой ситуации - рефлекторные !
Я понимаю , что все...и обращаюсь к инструктору, который ни во что не вмешивается :- по хоже что у нас проблемы ! ( не вру ! примерно так и было ! ) , после чего он вмешивается в управление и выводит вертолет..
Потом он мне сказал , что думал, что я освоился и решил сделать спираль.. А я в холодном поту , выковыривал остатки подушки сидения...
Я достаточно четко осознал, что один бы я точно не справился и вывод для себя - не лезть туда !
Про второй случай позже изложу...
Последний раз редактировалось engin 04 фев 2012, 22:35, всего редактировалось 3 раза.
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: В Тверской области пропал частный вертолет

#124 Сообщение 12345 » 04 фев 2012, 22:29

su27 писал(а):Есть мелкие недочеты.
В целом, видно что представитель РАОПА поработал не зря.
Единсвенно, что непонятно как вот это в отчете осталось
4.2. В пилотском свидетельстве не было отмечено, что пилот не имел право выполнять обязанности КВС ночью.
4.3. В пилотское свидетельство ВКК не внесена отметка о достигнутом метеоминимуме.
Не предусмотрены такие отметки нынешним законодательством.
Да, перечисленные "недостатки" можно считать мелкими недочётами, но, я надеюсь, ни у кого нет иллюзий по поводу того, что отчёт МАК может быть написан до последней буквы так как это видится или хочется представителю РАОПА. Комиссия, в крайнем случае, может вообще проигнорировать его, оставив только право на "особое мнение" и то, если он включён в состав комиссии. Уже хорошо, что этого не происходит и мы можем активно участвовать в расследовании и написании отчёта, который, так или и иначе, остаётся компромисом. В процессе работы часто приходится спорить(чуть ли не до взаимного посылания друг друга во все стороны света) за каждую запятую, обосновывать каждое слово. И далеко не всегда удаётся убедить членов комисси в том, что для нас с вами кажеться прописными истинами. Люди разные, каждый со своим багажом опыта и знаний, своём мнении и приоритете акцентов. В связи с этим, что бы не доводить дело до полной конфрантации, имеет смысл бороться до последнего по самым важным и принципиальным вопросам(с этим, как мне кажеться, всё в порядке). А если "шефу" очень хочется написать в отчёте пусть даже и глупость, но непринципиальную, то пусть компромис будет в этом месте, а не в Заключении.

Кто-нибудь будет спорить с тем, что КВС в соответствии с ФАП-147 не имел права выполнять полёт в сложившихся условиях?
Должен ли был этот факт быть явно прописан в пилотском? Отсутствие в настоящее время документа, в котором однозначно прописаны формулировки всех возможных отметок, оставляет для некоторых этот вопрос открытым - "Всё что не запрещено, то разрешено". :wink:

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: В Тверской области пропал частный вертолет

#125 Сообщение 12345 » 04 фев 2012, 22:34

engin писал(а):Потом он мне сказал , что думал, что я освоился и решил сделать спираль..
С креном 45?

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: В Тверской области пропал частный вертолет

#126 Сообщение engin » 05 фев 2012, 01:13

Низходящая крутая спираль ( ввод ) делается и с большим креном ( по крайней мере на Ми-2).
Летаем с инструктором, в основном, на пилотаж ...Может поэтому.
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: В Тверской области пропал частный вертолет

#127 Сообщение 12345 » 05 фев 2012, 01:35

engin писал(а):Низходящая крутая спираль ( ввод ) делается и с большим креном ( по крайней мере на Ми-2).
Но только не в приборном полёте.

Аватара пользователя
engin
Гуру
Сообщения: 1459
Зарегистрирован: 28 авг 2007, 14:39
Member of AOPA: No
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: В Тверской области пропал частный вертолет

#128 Сообщение engin » 05 фев 2012, 08:38

12345 писал(а):
engin писал(а):Низходящая крутая спираль ( ввод ) делается и с большим креном ( по крайней мере на Ми-2).
Но только не в приборном полёте.
Написал как было.
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны...

Ответить

Вернуться в «Авиационные происшествия»