The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

Авионика, приборы, датчики ЛА, GPS - навигация, тюнинг самолета, тюнинг вертолета, примочки для вашего ВС

Модераторы: 502, smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#1 Сообщение smixer » 01 июн 2019, 02:41

Немного истории вопроса. Сталкиваясь "по роду службы" в основном со старыми американскими самолётами, и будучи по воспитанию "приборным" пилотом, испытываю постоянную потребность в апгрейде того ржавого старья, которое достаётся нам с "американских помоек" (с). :D В первую очередь это конечно гироскопические приборы (авиагоризонт, гирокомпас, указатель поворота), Указатели скорости и высоты тоже иногда шалят, но как правило это связано не с самими приборами, а с рассыпающимися от старости линиями питания статики/динамики.
Увы новые или даже отремонтированные гироскопические приборы стоят недёшево. Поэтому по шкале цена/качество логичней становится покупка современных маленьких EFIS, благо их сейчас предлагает немало производителей (AvMap, MGL, Dynon и т.д.). Не буду останавливаться подробно, т.к. всё-таки не это является темой разговора. Но для себя я выбрал Garmin G5 (естественно в несертифицированном варианте). Плюсы: размеры (точно входит в дырку 3 1/8" и не залезает на соседние приборы), многофункциональность (EFIS и HSI в одном флаконе + возможность использования в качестве "головы" автопилота), хорошая графика, надёжность одного из крупнейших производителей.
Но... Оказываются существуют и более "гибкие" системы.
Идея в принципе проста. Зачем привязываться к маленькому не очень серийному экрану и лепить систему вокруг какого-то слабого процессора? Ведь можно использовать в качестве вычислителя и экрана серийно производимые планшеты/смартфоны, уровень качества которых в последние годы достиг высот, о которых раньше можно было только мечтать. И просто припилить к ним блок из необходимых датчиков и гироскопов, связать всё это по Wi-Fi и вуаля! :D
Последний раз редактировалось smixer 14 июн 2019, 01:41, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#2 Сообщение smixer » 01 июн 2019, 02:55

Производя поиски в этом направлении я наткнулся на продукцию компании Levil Aviation, производителя высококачественных AHRS - твердотельных гироскопов (хотя наверное корректнее называть их блоками датчиков ускорения). На основе этих AHRS они делают несколько разных модулей для дельталётчиков и прочей мелкотни, в которые кроме AHRS встроены GPS и кое-что ещё. Внешне выглядит примерно так
Вложения
DSC05979-900-sw.png

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#3 Сообщение smixer » 01 июн 2019, 03:05

Самый продвинутый вариант - iLevil 3 AW с подключением статики/динамики, GPS и записью данных на карту памяти я уже было собрался купить.
Вложения
iLevil_3_AW_side_NEW_2048x.png

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#4 Сообщение smixer » 01 июн 2019, 03:21

Но как обычно, время шло, деньги нужны были на что-то другое и т.д. Короче долго собирался. И тут в 2018 году компания выпустила в продажу принципиально новую модель - The BOM. Расшифровывается как Broadcasting Outer Module или Удалённый Радио Модуль. Но я думаю, что название подогнали так, чтобы на слух по-английски звучало просто как Бомба. Ну типа внешне похоже, а может быть и с мечтой взорвать рынок :lol:
Первоначально выглядела так:
Вложения
maxresdefault.jpg

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#5 Сообщение smixer » 01 июн 2019, 03:27

На момент начала серийного выпуска модель немного изменила форму и окраску. В таком виде я её и приобрёл
Вложения
pricingb.jpg
pricingb.jpg (13.94 КБ) 7180 просмотров

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#6 Сообщение smixer » 01 июн 2019, 04:49

Основная идея проекта - создать полностью автономный модуль со своим генератором, аккумулятором, ПВД, AHRS, GPS и т.д. Связать его по Wi-Fi с устройством (планшет или смартфон) на котором с помощью предварительно загруженного приложения будет отображаться информация в удобочитаемом виде. Стандартное бесплатное приложение выглядит так:
Вложения
thebomandtablet-lg.jpg
thebomandtablet-lg.jpg (36.04 КБ) 7174 просмотра

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#7 Сообщение smixer » 01 июн 2019, 05:26

Немного опишу анатомию прибора. Картинка на английском, перевод мой, сверху вниз по часовой стрелке :)
- Датчик вибрации. Устройство запускается автоматически после того как датчик вибрации работает 6 секунд. Т.е. вы запускаете двигатель и через некоторое время BOM просыпается. По моим наблюдениям иногда нужно до 2-х минут, чтобы он законнектился с устройством. В режиме "на столе в офисе" нужно просто потрясти Бомбу секунд 10. Дальше можно увлекательно попилотировать "пеший по-лётному", но через некоторое время модуль автоматически отключится.
- Держатель. Предназначен для того, чтобы дистанцировать модуль от крыла, тем самым минимизировав влияние возмущённого потока на ПВД и слегка выдвинуть антенну GPS.
- Wi-Fi модуль. Тут всё понятно - для связи с устройствами отображения. Возможно одновременное подключение до пяти устройств.
- Приемник статического давления. Для измерения приборной и вертикальной скорости и барометрической высоты.
- Дополнительный приемник динамического давления (расположен под углом). Для измерения угла атаки. Подобная схема давно работает в ПВД компании Dynon.
- Приемник полного давления. Обогреваемый! Понятно отвечает за приборную скорость-
- Ответчик ADS-B. Устанавливается как опция за дополнительную плату. Ввиду ненужности этого тюнинга в родном зоопарке я его естественно не заказывал.
- GPS-модуль с WAAS (тоже немного лишнее, но на этом сэкономить не удастся).
- Съемная крышка с уплотнением (откручивается). Под ней разъем mini-USB и карта памяти Micro SD (входит комплект).
- Аккумулятор. Обычный литий-ионный, как на смартфонах, 3,7 вольта.
- Блок твердотельных гироскопов AHRS.
- Генератор со своей турбинкой. Начинает стабильно работать со скорости 60 узлов.
Вложения
BOM-Anatomy_option_ed.jpg
Последний раз редактировалось smixer 01 июн 2019, 06:09, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#8 Сообщение smixer » 01 июн 2019, 05:58

Что ещё осталось за кадром. Это удивительно, и я честно говоря не ожидал, но прибор измеряет магнитный курс. Т.е. в него встроен магнитометр. Удивительно здесь то, что обычно магнитометр - нежная штука, которую выносят подальше от железа, батареек и прочей требухи, создающей электромагнитные помехи. А здесь, мало того, что в компактном корпусе натыкано всякого разнообразного железа плюс свой генератор, но ещё и на пластиковом чехле, которым закрывается устройство на стоянке, расположен небольшой магнит, служащий выключателем. Как в таких условиях обеспечить нормальную точность работы?
Всё оказалось непросто. В устройстве расположен не один, а целых три магнитометра в разных плоскостях, сигналы которых обрабатываются программой и осредняются гироскопом. В итоге в процессе работы прибор показывает курс всё точнее и точнее, причём его показаниями можно пользоваться даже при самых крутых эволюциях. Эта фишка поразила меня больше всего.

su27
Почетный SAONовец
Сообщения: 4989
Зарегистрирован: 15 дек 2006, 00:19
Member of AOPA: Yes
Откуда: Заграница
Летаю на:: Самолеты

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#9 Сообщение su27 » 01 июн 2019, 09:07

Интересная штуковина!
А как она запитывается?
АОПА-Россия пожизненно.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#10 Сообщение smixer » 01 июн 2019, 09:43

В том-то и дело, что никак. Первоначально дома можно зарядить встроенный аккумулятор обычной USB-зарядкой. При запуске двигателя прибор просыпается от вибрации и работает на аккуме. Потом после взлёта прибор работает от встроенного генератора-турбинки, заодно заряжая аккуму. Замкнутая система, никаких проводов.

Beer100
SAONовец со стажем
Сообщения: 150
Зарегистрирован: 24 ноя 2018, 14:56
Member of AOPA: No
Летаю на:: Diamond

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#11 Сообщение Beer100 » 01 июн 2019, 11:38

А как быть при минусовых температурах? И в условиях обледенения?

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#12 Сообщение shura-ag » 01 июн 2019, 14:31

Очень интересно, и стоит всего $2000. Или 1600 если без ADS-B ресивера. С интересом будем ждать рассказа о фактической эксплуатации и разных приложениях, визуализирующих функционал
Последний раз редактировалось shura-ag 01 июн 2019, 14:31, всего редактировалось 1 раз.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#13 Сообщение smixer » 02 июн 2019, 01:29

Beer100 писал(а): 01 июн 2019, 11:38 А как быть при минусовых температурах? И в условиях обледенения?
Диапазон температур хранения/перевозки производитель определяет как -12/+65. Про рабочие температуры в доступных документах ничего не сказано. ПВД (Pitot) имеет свой собственный автономный обогрев, который включается автоматически. Вопрос зимней эксплуатации меня тоже очень интересует, но пока такого опыта у меня нет.

Аватара пользователя
Алексей 2
Президент ФОС
Сообщения: 3684
Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Контактная информация:

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#14 Сообщение Алексей 2 » 02 июн 2019, 05:37

Очень интересно!!!! Не забывайте тут делиться пожалуйста.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

#15 Сообщение smixer » 04 июн 2019, 02:02

Немного полетал. Поэтому поделюсь первыми впечатлениями.
Прибор требует некоторой подстройки. Как в определении углов крена/тангажа, так и в коррекции показаний барометрических приборов (высота/скорость). В принципе всё это достаточно легко проделать, но нужно специально слетать вдвоём по хорошей погоде. Затратил примерно час. Приборная скорость первоначально отличалась довольно значительно (около 10 узлов) от показаний родного прибора. Пришлось корректировать как угол установки Бомбы на крыле, так и ввести поправку программно через настройки. Для настройки критического угла атаки доводил самолёт до сваливания. Результат - очень корректная работа сигнализатора АОА. В общем быстро перебросить Бомбу с одного самолёта на другой в принципе нетрудно, но всё равно потребуется время для настройки.
Выяснилось, что родное приложение сделано явно для слепых - на экране iPad Air его EFIS выглядит просто огромным, при этом он совсем не перегружен какой-либо дополнительной информацией. Но найти место на панели для Айпада непросто, на штурвале крепить неудобно, сверху панели (на козырьке) он сильно засвечивается. Поэтому мне показалось, что для работы с родным приложением вполне достаточно экрана типа iPad Mini - его и расположить проще, и взгляд легче фокусируется.
Из замечаний - показания приборной скорости несколько дискретны. Не до такой степени, чтобы это напрягало, но тем не менее заметно.
Из приятного - гиромагнитный компас просто идеален по сравнению с родным старьём.
Вложения
С-150 - платформа для испытаний
С-150 - платформа для испытаний

Ответить

Вернуться в «Авионика, Тюнинг, Примочки, Доп. баки, Спас. системы»