Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

Общие вопросы выбора и покупки самолетов. Как выбрать самолет? Какой самолет лучше для каких целей? Что нужно знать при выборе самолета?

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#1 Сообщение smixer » 05 фев 2014, 05:46

По "многочисленным просьбам трудящихся", и чтобы не флудить в различных темах, решил создать ветку с обсуждением различных самолетов короткого взлета и посадки - КВП или STOL (Short Take-off & Landing). Что вообще считать STOL-самолетом? Какие плюсы-минусы в сравнении с обычным аэропланом в принципе? Как их сравнить между собой? Какие бывают STOL-модификации обычных самолетов? Особенности эксплуатации и опыт реальных пользователей - всё это интересно достаточно большому кругу людей, особенно за Уралом.
В принципе по разным веткам разбросано много правильных и интересных постов на эту тему. Но хотелось бы облегчить поиск и собрать все мысли в одном месте. Поэтому приглашаю высказаться всех, кому есть что сказать и задать вопросы тому, у кого они есть. Поехали!
Вложения
Laos1962 .jpg

Аватара пользователя
Serge-ATA
SAONовец со стажем
Сообщения: 382
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 19:02
Member of AOPA: No
Откуда: Алматы, Казахстан

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#2 Сообщение Serge-ATA » 05 фев 2014, 06:38

Как и обещал, с удовольствием поддержу данную ветку.

На этом сайте собрано описание почти всех самолетов (и некоторых вертолетов) которые можно назвать STOL, даже советские есть.
Понятно что не все, но список очень большой.
http://www.bush-planes.com/

Для начала важно правильно классифицировать STOL самолеты.
По весу и назначению, бесполезно сравнивать 2-х местных "спортсменов" с соревнований на Аляске с рабочим Ан-2 (у примеру) или С-185.
Помимо собственно КВП характеристик важно учитывать:
колличество пассажиров;
полезную нагрузку;
крейсерскую скорость;
долговечность и ремонто-пригодность;
и т.д.

было бы неплохо разработать заранее критерии по которым сравнивать самолеты и определиться с важностью (удельным весом) каждого такого критерия, после этого можно сделать таблицу и вывести интегрированный показатель.

Аватара пользователя
smixer
Гуру
Сообщения: 1243
Зарегистрирован: 07 дек 2009, 10:23
Member of AOPA: Yes
Летаю на:: Stinson & Dornier

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#3 Сообщение smixer » 05 фев 2014, 16:43

Serge-ATA писал(а):было бы неплохо разработать заранее критерии по которым сравнивать самолеты и определиться с важностью (удельным весом) каждого такого критерия, после этого можно сделать таблицу и вывести интегрированный показатель.
Ну такая работа на диссертацию тянет, как минимум. Лучше уж попроще, в неформальной обстановке... :) А критерии будут у каждого свои, вернее их значимость при оценке аппарата. Тут даже просто определиться, что такое STOL-самолет и то непросто, ведь всё на свете относительно. Как говорил незабвенный дворник из "12 стульев" - кому и кобыла невеста. Например на сайте, на который приведена ссылка выше, в списках числятся Piper Aztec, Dash7 и даже Як-40. По современным меркам любой самолет 30-х годов - уже STOL по определению. Да и любой дельталёт с моторчиком тоже вполне себе буш-агрегат. Поэтому предлагаю для начала сузить гамму рассматриваемой продукции - может по весу, грузоподъемности или пассажировместимости, а может по дальности или скорости. Что скажет демос?

Chita
SAONовец со стажем
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 27 май 2011, 17:15
Member of AOPA: No

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#4 Сообщение Chita » 06 фев 2014, 05:12

С удовольствием поддержу ветку, но нужны конкретные вопросы.
Есть трёхлетний опыт использования MAULE в рыбалке и охоте.

null
Новичок
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 21 апр 2013, 12:50
Member of AOPA: No
Откуда: Анадырь

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#5 Сообщение null » 06 фев 2014, 06:47

Конкретные вопросы.

Меня как начинающего пилота с налетом в один час)) конечно же посещают мысли о "маленьком , но своем", и соответственно один из первых вопросов - финансовый. Тем более MAULE один из интересующих меня типов. Можете раскрыть годовую стоимость содержания самолета по вопросам:
1. СЛГ
2. Обслуживание
3. Топливо
4. Страховка
5. Базирование
6...?
7...?

Я понимаю, что много нюансов, СЛГ может быть разным по стоимости, обслуживание самостоятельным и т.д., интересуют просто конкретный пример эксплуатации MAULE в Чите!

Chita
SAONовец со стажем
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 27 май 2011, 17:15
Member of AOPA: No

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#6 Сообщение Chita » 06 фев 2014, 10:26

Не понял, где вопрос по MAULE?
Ответ на Ваши вопросы ищите по месту Вашего, будущего базирования. Обслуживание сводится к обслуживанию двигателя, которое одинаково для любых Лайкомингов. Остальное, шины, торм. накладки как у всех самолётов. Бензин - это, для конкретного самолёта (двигателя).

EDDI
Активный участник
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:02
Member of AOPA: Yes
Откуда: Серпухов

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#7 Сообщение EDDI » 06 фев 2014, 12:23

имею небольшой опыт пилотирования Пайпер Каб и Суперкаб с 2007 года.. с удовольствием почитаю эту ветку..))))
Я тебе один умный вещь скажу-только ты не обижайся...

null
Новичок
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 21 апр 2013, 12:50
Member of AOPA: No
Откуда: Анадырь

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#8 Сообщение null » 06 фев 2014, 16:20

Chita писал(а):Не понял, где вопрос по MAULE?
Ответ на Ваши вопросы ищите по месту Вашего, будущего базирования. Обслуживание сводится к обслуживанию двигателя, которое одинаково для любых Лайкомингов. Остальное, шины, торм. накладки как у всех самолётов. Бензин - это, для конкретного самолёта (двигателя).
Спасибо, я примерно на такой ответ и рассчитывал. Только вот нет места базирования самолетов АОН в радиусе как минимум 1000 км (кроме Аляски конечно же), поэтому не могу проехать "ближайшие" площадки чтобы в офлайне поинтересоваться вышеуказанными вопросами, все черпаю из форумов. И если ЛТХ MAULE более менее понятны благодаря в том числе и Вашим постам, то на указанные мной вопросы сложно ответить в наших условиях.

Аватара пользователя
ski_vova
SAONовец со стажем
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 26 мар 2013, 19:51
Member of AOPA: No
Откуда: Михайловск, Свердл.обл

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#9 Сообщение ski_vova » 06 фев 2014, 21:53

:wink:
Вложения
4174045_m.jpg
4174045_m.jpg (55.91 КБ) 20413 просмотров

fren
Новичок
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 14 ноя 2009, 11:41
Member of AOPA: Yes
Откуда: Коми

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#10 Сообщение fren » 06 фев 2014, 22:34

Не понятно, что совсем аэродромов нет? Даже больших ГА?
В Омске за стоянку берут 1000 р. в месяц
Я в Ухте плачу за базирование 13000р. в месяц

null
Новичок
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 21 апр 2013, 12:50
Member of AOPA: No
Откуда: Анадырь

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#11 Сообщение null » 07 фев 2014, 01:21

fren писал(а):Не понятно, что совсем аэродромов нет? Даже больших ГА?
В Омске за стоянку берут 1000 р. в месяц
Я в Ухте плачу за базирование 13000р. в месяц
Спасибо, не хотелось флудить, просто хотел узнать стоимость владения самолетом MAULE, чем не характеристика?

А аэропорт ГА есть, правда он находится на другой стороне лимана соответственно переправа в аэропорт от 2-ух до 4-ех месяцев в год только на вертолете, в навигацию - на пароме, 4 месяца по зимнику ну и еще на воздушных подушках и трэколах когда сходит лед. Поэтому пока не интересовались сколько стоит там базирование.

Chita
SAONовец со стажем
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 27 май 2011, 17:15
Member of AOPA: No

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#12 Сообщение Chita » 07 фев 2014, 06:04

Выход один, ВЕРТОЛЁТ!
На самолёте, с подбором сложно. Если по безопасности посадок с подбором, по моему мнению, такой рейтинг, по увеличению степени риска: 1) на лыжах на лёд
2) На колёсах, на чистый лёд
3) На колёсах, на дорогу.
4) На колёсах, на косу
5) На скошенный луг
6) На поле. Лучше на заброшенное.
В остальных случаях, большая вероятность, остаться на месте посадки, со сломанным самолётом.
Последний раз редактировалось Chita 07 фев 2014, 08:18, всего редактировалось 3 раза.

Tolson
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 18 сен 2013, 04:06
Member of AOPA: No

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#13 Сообщение Tolson » 07 фев 2014, 06:11

null писал(а): А аэропорт ГА есть, правда он находится на другой стороне лимана соответственно переправа в аэропорт от 2-ух до 4-ех месяцев в год только на вертолете, в навигацию - на пароме, 4 месяца по зимнику ну и еще на воздушных подушках и трэколах когда сходит лед. Поэтому пока не интересовались сколько стоит там базирование.
Прожил в Анадыре 3 года, так что знаком с ситуацией :)
Вопрос то в том, что на стороне города базироваться совсем негде. Есть, конечно, вертолетная площадка, но там хранить самолет не будешь. Получается все-равно придется базироваться за лиманом.

Аватара пользователя
Siberia
Гуру
Сообщения: 1035
Зарегистрирован: 28 дек 2010, 14:05
Member of AOPA: Yes
Откуда: Из глубины Сибирских Руд
Летаю на:: C-172S, P-2002, А-22
Контактная информация:

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#14 Сообщение Siberia » 07 фев 2014, 07:12

Первым делом мы...

Geo
Активный участник
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 01 мар 2009, 20:20
Member of AOPA: Yes
Откуда: XMAO

Re: Самолеты короткого взлета и посадки (STOL).

#15 Сообщение Geo » 07 фев 2014, 08:55

Tolson писал(а): Прожил в Анадыре 3 года, так что знаком с ситуацией :)
Вопрос то в том, что на стороне города базироваться совсем негде. Есть, конечно, вертолетная площадка, но там хранить самолет не будешь. Получается все-равно придется базироваться за лиманом.
Возможно есть смысл в данном случае подумать о гидросамолете, от тоже может быть STOL. Например очень распространенные в России Че, вполне себе STOL если конечно свой вес не грузить на него, или Орион Тюменский.

Ответить

Вернуться в «Общие вопросы выбора и покупки»