Около получаса австралийские власти пытались понять, как KAS777 очутился в Австралии, и вскоре поняли, что сами же и выдали ему многократную визу без права работы по найму. Официантка узнала у нас расчетное ETE, пообещала передать инфо о нашем вылете и расчетном времени прибытия на Норфолк и отпустила нас с добрыми напутственными словами, уточнив напоследок, собираемся ли мы обратно возвращаться.
Считаю своим долгом отметить, что лучше всех нас (четверых, а может, впрочем, и нескольких сотен) разбирается в погоде 12345, который кропотливо изучал ее, еще находясь на континенте, и пришел к выводу, что идти нам желательно повыше, тк ветер попутный будет где-то на 3000 футов. И не ошибся. Погода была хорошая, больше ничего про нее не запомнилось. 503 мили за 4 часа 47 мин.
От скуки по дороге написали человечеству записку, положили в бутылку и отправили плавать в океан.
Однако на подходе к Норфолку она (погода) перестала быть хорошей совсем, поэтому полосу аэропорта мы увидели уже тогда, когда пора было ее "касаться".
Аэропорт YSNF имеет имеет превышение почти 110 м над уровнем моря, две пересекающиеся полосы огромной длины, построенные во времена второй мировой, но сейчас никаких военных на острове нет, и аэропорт - как многие до и большинство после - неконтролируемый. Перед нами его покидал Airbus A319, который немного раздул висевший над островом туман, что позволило понять, куда же рулить в поисках терминала. После выключения нас опять заставили обработаться репеллентом от комаров и принялись ругать за то, что мы не подали план. Мы упорно возражали "зачем" мол, а нам на это твердили, что при наличии плана они бы знали, когда мы прибудем, и когда начинать поисково-спасательные работы, если что. Мы пытались возразить, что буфетчица с предыдущего клочка суши должна была сообщить (и сообщила) расчетное время нашего прибытия, а мы прибыли даже на 10 минут раньше, но взаимопонимания не наступило. Понимание происходящих процессов появилось только сейчас, спустя неделю с лишним.
Нам было указано на требование новозеландских властей о подаче плана перед завтрашним вылетом, после чего мы опять прошли паспортный контроль и покинули аэропорт вместе с прибывшим нас встречать сотрудником отеля. Сотрудник был разговорчив, имел свое мнение о многих аспектах современной геополитической ситуации, Президенте нашей страны и причинах поражения Германии в двух мировых войнах. А сам оказался новозеландцем - их большинство на Норфолке, да и вообще видно, как во всем остров тяготеет больше к Зеландии, чем к Австралии. При этом у острова свой международный телефонный код, не совпадающий ни с
австралийским, ни новозеландским. И язык у них тоже pidgin English.
Остров заметно больше предыдущего, сотовый оператор, как вы помните, есть, но роуминга с ним нет. Есть даже интернет в отеле - 89 долларов за 1 ГБ. Приходилось платить, тк 12345 вновь тщательнейшим образом изучал погоду на завтра, особенно направление и скорость ветра. Которые были сильно неблагоприятны, но утешало то, что до аэропорта назначения Керикери NZKK предстояло пройти 480 миль, а до новозеландской суши - "всего" 420.
С подачей плана решили повременить до утра, тк делать это по спутнику как-то не комильфо, а через австралийский интернет мы до сих пор не умеем - там тоже регистрироваться надо. Утром выяснилось, что план будем подавать в Новую Зеландию по факсу. Да-да, по факсу. Почему в Зеландию - так проще. Причем в Крайстчерч, а не в какой-то там Окланд или Веллингтон. Вскоре после "факс прошел" из Крайстчерча позвонили и стали спрашивать на каждом ли борту есть спутниковый телефон, проверили ли мы оба их перед вылетом, убедились ли в их работоспособности, на какое время назначать начало SAR и много всяких других деталей. Все обсудили и пошли пить кофе на дорожку, но тут прибежал сотрудник аэропорта и попросил передвинуть борта подальше от заправки, тк командир рейсового новозеландского А320 боится нас сдуть, когда будет разворачиваться после погрузки пассажиров. Как только он улетел, запустились и полетели. В Новую Зеландию.
Вплоть до текущего момента это, пожалуй, был самый сложный участок пути. Во-первых, 5 часов над однообразным океаном, где вообще никто не плавает, и глазу не за что зацепиться, кроме облаков и второго борта. Во-вторых, все 5 часов в спасательных костюмах. Хотя на 6000-7000 футов, где мы шли большую часть этого полета, ловя попутный ветер, в костюмах совсем даже и не жарко, всё равно ощущали себя космонавтами на МКС. 479 миль за 05 часов 26 минут.
Oceania Control, а именно туда был подан наш план, потребовала, чтобы мы докладывали по спутнику каждые 45 минут, но уже после первого доклада увеличила интервал докладов до 1 часа. Пока мы еще слышали Норфолк, предложили дать новозеландцам ссылки на наши инричи, но они почему-то отказались. Попробуем еще раз на обратном пути.
Последний доклад по телефону предстояло сделать уже тогда, когда впереди хорошо присматривалась береговая линия Новой Зеландии, а настроение было приподнято-веселым. Доложили, получили указание работать с Окланд-контроль, доложили ему и пошли снижаться на безлюдную песчаную косу, лежавшую прямо по курсу. Вылезли, обнялись, пожали друг другу руки, сфоткались на память, и уже через 5 минут летели дальше в назначенный entry airport NZKK Kerikeri.
В Керикери нас опять заставляли изображать из себя насекомых, правда, никто не проверял, весь ли мы распылили баллончик с газом. Однако личные вещи, сумки, пакеты, полости и емкости были тщательнейшим образом досмотрены все. И выявлены, как вы помните, два неучтенных яблока. Зеленых, аппетитных, сохранивших товарный вид аж из Москвы. Были немедленно изъяты, факт обнаружения занесен в протокол досмотра, копия протокола выдана на руки. Это все проделывал сотрудник карантинной службы. А сотрудник таможни изучал паспорта и задавал вопросы про стоимость воздушных судов, наличие страховки, просил заполнить иммиграционные карточки и заявил, что процедура таможенного оформления не заканчивается здесь, нам нужно будет ее завершить, обратившись к сотрудникам таможни в аэропорту Ардмор NZAR, куда мы дальше должны были лететь.
Именно в этот момент выяснилось, что опять что-то пошло не так, и у нас нет разрешения свободно перемещаться по стране, а есть разрешение проследовать только в Ардмор (пригород Окланда), где мы должны оставаться приблизительно до обеда следующего дня, пока таможня не выдаст разрешение на дальнейшие передвижения по территории.
Было принято решение "не унывать, само как-нибудь разрулится", по-быстрому заправились и двинули в Ардмор/Окланд. Это 115 миль, но уже смеркалось.
Отметим, что вертолетное новозеландское сообщество было хорошо информировано о нашем прибытии, не в последнюю очередь благодаря странице в Фейсбуке и контактам с нашими египтянами, поэтому в Керикери нас встречал доброволец из числа вертолетчиков, а в Окланде готовилась грандиозная барбекю вечеринка "with lots of cold beer" в честь нашего прилета на ферме у главного местного вертолетного заводилы-любителя.
Все сильно изменилось, когда мы прибыли в Ардмор. Это огромный аэродром, Мекка, исключительно для малой авиации в пригороде Окланда. Представьте себе Кудиново/Ватулино/Шевлино/Орловку в конце концов в 11 вечера в середине апреля. Что там можно в это время обнаружить? Вот и в Ардморе не было никого и ничего, кроме автоматически включавшейся полосы. Вообще никого. Тем более таможенников. Ну, возможно, кто-то и попивал пиво в своих ангарах, но вычислить таковых не удавалось.
В кромешной темноте поплутали по рулежкам и между ангарами и плюхнулись на газон напротив стены с надписью "Rotax". С помощью Гугла выяснили телефон такси, вызвали и ждали полтора часа. Как обычно, такси не знало, где такой аэродром. Вскоре сообразили, что таксист уже давно стоит у въезда на территорию аэродрома, а мы стоим ВНУТРИ аэродрома, хотя и на перекрестке двух улиц, каждая из которых имеет табличку с названием и обозначена на Google Maps как самостоятельная улица. Но внутри аэродрома. Прогулялись километр пешком, обнаружили индуса в чалме за рулем такси и поехали в город Окланд.
Рано утром ситуация начала стремительно развиваться, хендлеры нам звонили, писали и слали смс с вопросом о том, сколько стоят наши ВС - именно этой информации не хватало таможенной службе, чтобы выдать разрешение на дальнейшие передвижения. Хотя мы вроде вчера честно прикинули и честно сказали таможеннику. Вскоре все утрясалось, и нам было позволено лететь на все 4 стороны.
Однако требовалась небольшая передышка, нас вплотную окружили вниманием и заботой местные вертолетчики, поэтому пришлось посетить с дружеским визитом ферму, барбекю и тд и вылететь только на следующий день.
Lt.ak любезно подбросил нам идею посещения Hobbiton Movie Set - построенной среди полей, холмов и овец на частной ферме деревни-декорации для съемок сначала трилогии "Властелин Колец", а потом и трилогии "Хоббит". Один звонок по телефону, разрешение на прилет - местные вертолетные операторы возят туда людей сотнями - через час мы в сказочном мире, где в течение двухчасовой экскурсии (нашему гиду было 90 лет) подробно рассказывается, где какая сцена снималась, как что строилось и сколько стоит дуб, возвышающийся над домом Беггинсов. Любопытно, что по условиям контракта между New Line Cinema и владельцами фермы, вся деревня хоббитов должна была быть уничтожена после завершения съемок "Властелина Колец", что и было сделано. А для съемок "Хоббита" ее пришлось построить заново.
Посетителей очень много, люди приезжают на машинах, автобусах, вертолетах. В декабре прошлого года сразу после выхода очередной серии "Хоббита" средняя проходимость в день составляла 3000 человек. Но кафе почему-то закрывается в 15:00. А хоббиты любят вкусно поесть.
Наши окландские друзья-вертолетчики решили полететь с нами и были искренне удивлены, что у них под боком такое интересное место вообще существует.
Дальнейшая программа предполагала посещение столицы страны Веллингтона и столичного же аэропорта NZWN. Тут дело в том, что владельцы или менеджмент единственного в столице городского хелипорта Queen's Wharf NZQW под любыми предлогами уклонялись от того, чтобы разрешить нам прилете к себе - то ветер сильный, то по соображениям безопасности, а когда автор, разозлившись окончательно, позвонил им, то услышал, что им нужны наши страховки в оригинале и подтверждение "достаточного" налета. Да и вообще, уже все закрыто (17:00LT), согласование с управляющей компанией займет не меньше 2-х дней. "Sorry mate". Может, они и правы - так безопаснее.
Уже милях в 20 от столичного аэропорта вдруг сообразили, что летим, как всегда, без плана. Аэропорт контролируемый, плотный IFR-трафик, а мы строем, но без плана. И никого, поверьте автору, это никоим образом не беспокоило. Нам дали cleared to land, скомандовали отруливать на западную сторону перрона и всё. Всё.
Полоса разделяет перрон аэропорта на две симметричные части - восточная для регулярных и прочих больших, западная - для всей General aviation. Ангары, самолеты, вертолеты. И никто никому не мешает.
Не могу не сказать, что как только мы вышли за территорию аэропорта, к нам подошел мужчина с фотоаппаратом и попросил разрешения нас сфотографировать. Оказалось, что Майкл с непроизносимой немецкой фамилией, ждал нас уже несколько дней, внимательно следил за нашими передвижениями на странице в Фейсбуке и, являясь поклонником Толкиена и работая у Питера Джексона графическим художником во время съемок "Властелина Колец", был очень рад, что смог нас застать. И спросил разрешения приехать утром сфотографировать наш вылет. Все это звучало очень искренне и трогательно, нам было по-настоящему приятно. Он был вне себя от радости.
Идиллия разрушилась утром, когда запрашиваясь на запуск у Wellington-ground, мы услышали, что:
* групповые полеты в Новой Зеландии запрещены
* мы обязаны были явиться на брифинг и ознакомиться со стандартными маршрутами прибытия и убытия
* нам разрешено запускаться когда хотим, но взлет осуществлять по одному
* маршрут выхода 16 Sinclair, 1500 feet or below
Чтоб не расслаблялись. При этом опять ни слова про отсутствие плана. Набравшись смелости, попросил повторить. Услышал все то же самое, немного четче прозвучал маршрут выхода. Опять ни слова про флайт-план. Запустились, доложили свою готовность взлетать, были отравлены работать с вышкой, где гораздо более любезный сотрудник разрешил "lift from present position" и дальше тот же маршрут выхода. Вот и пришло, наконец, время и возможность второй эскадрилье потренировать живой английский радиообмен, в столице. Отлично справились, кстати.
Собравшись снова вместе, мы пересекали пролив Кука между Северным и Южным островами и шли в сторону города Ванака, где на одноименном аэродроме NZWF договорись о встрече с известной на всю Россию благодаря RODEO школой горного вертолетовождения Wanaka Helicopters. Оказывается, они ждали нас уже 2 недели...