Stall training (сваливание) в первоначальном летном обучении

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
SunF
SAONовец со стажем
Сообщения: 533
Зарегистрирован: 07 сен 2010, 13:05
Member of AOPA: Yes
Откуда: Екатеринбург

Stall training (сваливание) в первоначальном летном обучении

#1 Сообщение SunF » 13 ноя 2013, 11:58

Давно хотел поднять эту тему. Вряд ли это что-то изменит, но все же.
Почему при первоначальном летном обучении в РФ практически повсеместно отсутствует такая важная дисциплина, как stall training? Да, в программах пишут "полеты на малых скоростях", но до срывных режимах не доводят. Возможно, я ошибаюсь, но все, у кого спрашивал, выполняли эти упражнения именно так. Более того, все знакомые мне инструкторы полагают, что отработка таких режимов это уже штопор и делать его на самолете, для штопора не сертифицированного, нельзя.
Недавно в Испании я специально прошел соответствующий раздел европейской программы. На взлете, в разворотах, на посадке, на малом газу и на полном. Очень полезно, помогает лучше чувствовать самолет.
Кроме того, это безопасность. Как мне объясняли испанцы, цель такого обучения - формирование двигательных подсознательных рефлексов, когда в критической ситуации действуешь автоматически, не раздумывая. А критическая ситуация (опять же по их словам) может возникнуть особенно на маршруте, когда внимание перегружено радиообменом, навигацией, сложной метеобстановкой, усталостью после длительного перелета.
У меня вопрос к представителям авиаклубов, занимающимся первоначалкой - есть ли у вас такое обучение? Как выполняется на практике? Сколько часов уделено в программе? Если нет, то почему? Согласны ли вы, что такие упражнения полезны?
Для себя я сделал вывод, что подобные упражнения нужно проделывать на каждом самолете ("типе"), на котором ты собираешься более-менее продолжительно летать. Например, перед маршрутом на новом для тебя ЛА.
Недаром в США и Европе без успешного прохождения соответствующего раздела программы, насколько я знаю, даже в самостоятельный не отпустят.
Последний раз редактировалось SunF 15 ноя 2013, 06:30, всего редактировалось 1 раз.
Летайте безопасно!

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#2 Сообщение 12345 » 13 ноя 2013, 12:12

SunF писал(а): Почему при первоначальном летном обучении в РФ практически повсеместно отсутствует такая важная дисциплина, как stall training?
Откуда такое утверждение? У нас без сваливания и штопоров самостоятельно не выпускали.

SunF
SAONовец со стажем
Сообщения: 533
Зарегистрирован: 07 сен 2010, 13:05
Member of AOPA: Yes
Откуда: Екатеринбург

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#3 Сообщение SunF » 13 ноя 2013, 12:28

12345 писал(а): Откуда такое утверждение? У нас без сваливания и штопоров самостоятельно не выпускали.
У вас это где?
Я же написал, что сужу по личному общению с парой десятков курсантов и свежеотучившихся. В разных клубах.
Рад бы ошибаться. А на чем вы штопорили, если не секрет? Сколько часов уделялось и какие были упражнения?
Летайте безопасно!

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#4 Сообщение shura-ag » 13 ноя 2013, 17:49

Начинал учиться в 2009 году. сваливание выполнялось так как вы озвучили. Имитация взлета, посадки, на чистом крыле и с закрылками, плюс в вираже.
Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам). До сих пор не понимаю, что должно произойти с пилотом, чтобы отправить самолет в непреднамеренный штопор, если честно.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

SunF
SAONовец со стажем
Сообщения: 533
Зарегистрирован: 07 сен 2010, 13:05
Member of AOPA: Yes
Откуда: Екатеринбург

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#5 Сообщение SunF » 13 ноя 2013, 18:15

shura-ag писал(а):Начинал учиться в 2009 году. сваливание выполнялось так как вы озвучили. Имитация взлета, посадки, на чистом крыле и с закрылками, плюс в вираже.
Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам). До сих пор не понимаю, что должно произойти с пилотом, чтобы отправить самолет в непреднамеренный штопор, если честно.
А где учились?
Летайте безопасно!

Аватара пользователя
Nikson3000
Новичок
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 01 янв 2013, 22:27
Member of AOPA: No
Откуда: Белгород

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#6 Сообщение Nikson3000 » 13 ноя 2013, 19:10

shura-ag писал(а):Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам).
А что, при штопоре диапазон перегрузок шире, чем +4/-2?
Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации. © Гёте

Аватара пользователя
Tim
Активный участник
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 01 фев 2011, 20:55
Member of AOPA: Yes

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#7 Сообщение Tim » 13 ноя 2013, 19:48

Nikson3000 писал(а):А что, при штопоре диапазон перегрузок шире, чем +4/-2?
Просто есть РЛЭ, а там есть:

РАЗРЕШЕННЫЕ МАНЕВРЫ
Самолет сертифицирован по нормальной категории стандарта EASA CS-VLA. CS-VLA применяется к самолетам, предназначенным для выполнения не относящихся к пилотажу маневрам:
• Все маневры, выполняемые при “нормальном” полете
• Сваливание (за исключением намеренного сваливания в наборе)
• «Ленивые» восьмерки
• Свечи
• Повороты с углом крена менее 60°
Пилотажные манеры, включая штопор, запрещены.

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#8 Сообщение 12345 » 13 ноя 2013, 21:49

SunF писал(а): У вас это где?
Давно, в Мячково.
SunF писал(а): А на чем вы штопорили, если не секрет? Сколько часов уделялось и какие были упражнения?
Як18Т, Як52, Т67, С150, С172. Сваливание, парашутирование, штопора, иммитации.

SVP
SAONовец со стажем
Сообщения: 720
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 13:33

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#9 Сообщение SVP » 13 ноя 2013, 23:39

А можно поинтресоваться на чем и кто Вас учил сваливаться на взлете, посадке, в развороте (надеюсь, не четвертом), какого размера были яйца обучающего и обучаемого...
Пограничные режимы дают практически везде, где учат ... Сейчас эра видеокамер. ... Наверняка Вы сняли свой штопор на взлете....

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#10 Сообщение 12345 » 13 ноя 2013, 23:59

SVP писал(а):А можно поинтресоваться на чем и кто Вас учил сваливаться на взлете, посадке, в развороте (надеюсь, не четвертом), какого размера были яйца обучающего и обучаемого...
Пограничные режимы дают практически везде, где учат ... Сейчас эра видеокамер. ... Наверняка Вы сняли свой штопор на взлете....
К чему эта бестолковая ирония? Всё отрабатывается на безопасных высотах, если непонятно.

Аватара пользователя
bigmak
SAONовец со стажем
Сообщения: 906
Зарегистрирован: 29 май 2012, 13:13
Member of AOPA: Yes
Откуда: ТуркВО

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#11 Сообщение bigmak » 14 ноя 2013, 00:15

Ну почему ирония? Я вот тоже про взлёт и посадку не понял.
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#12 Сообщение lt.ak » 14 ноя 2013, 00:24

bigmak писал(а):Ну почему ирония? Я вот тоже про взлёт и посадку не понял.
например на трёх с половиной тысячах футов (над поверхностью Земли) ... говоришь обучаемому - представь что полоса на трёх тысячах - и давай делай "посадку" ... на высоте три двести "срываешь" ... и так далее что в таком роде ... со взлётом примерно также ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

SunF
SAONовец со стажем
Сообщения: 533
Зарегистрирован: 07 сен 2010, 13:05
Member of AOPA: Yes
Откуда: Екатеринбург

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#13 Сообщение SunF » 14 ноя 2013, 06:48

bigmak писал(а):Ну почему ирония? Я вот тоже про взлёт и посадку не понял.
Мне это казалось очевидным. Получается, у вас этих упражнений тоже не было?
Летайте безопасно!

Аватара пользователя
shura-ag
Гуру
Сообщения: 2318
Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва
Летаю на:: С152, С172, P2002

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#14 Сообщение shura-ag » 14 ноя 2013, 10:06

SunF писал(а):
shura-ag писал(а):Начинал учиться в 2009 году. сваливание выполнялось так как вы озвучили. Имитация взлета, посадки, на чистом крыле и с закрылками, плюс в вираже.
Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам). До сих пор не понимаю, что должно произойти с пилотом, чтобы отправить самолет в непреднамеренный штопор, если честно.
А где учились?
Челавиа.
Насчет штопоров, насколько я понял основным ограничением являются не предназначенные для этого гироскопические приборы, которые ломаются на раз при таких вращениях. Хотя один раз Челавиа организовывало для желающих демонстрацию штопора. Тогда эти приборы отключали и с инструктором можно было попробовать. В общем мне хватило этого, чтобы осознать насколько это неприятно и опасно. И, повторюсь, большого практического смысла в отработке штопоров на самолетах, не предназначенных для этого, я не вижу. Хочется поштопорить и бочки поделать - вперед на пилотажные самолеты. Небо выпендрежа не прощает.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)

SVP
SAONовец со стажем
Сообщения: 720
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 13:33

Re: Stall training в первоначальном летном обучении

#15 Сообщение SVP » 14 ноя 2013, 11:15

SunF писал(а):
bigmak писал(а):Ну почему ирония? Я вот тоже про взлёт и посадку не понял.
Мне это казалось очевидным. Получается, у вас этих упражнений тоже не было?
Все было так же точно. По-моему, так обучают в любой школе и не очень понимаю как вообще можно выпустить человека самостоятельно, не обучив его этим режимам на самолете и авторотации на вертолете.

А почему Вы не негодуете, что при вводе на эйрбас или боинг какой пилотов не заставляют сделать хотя бы по одному виточку в каждую сторону на реальной машине?:)

Я не знаю законов испании по обучению, но очень сильно сомневаюсь что в рлэ испанской 172 написано можно штопорить всласть

Ответить

Вернуться в «Class Room, Учимся летать, Техника пилотирования, Погода, Вопросы безопасности полетов»