Stall training (сваливание) в первоначальном летном обучении
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 533
- Зарегистрирован: 07 сен 2010, 13:05
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Екатеринбург
Stall training (сваливание) в первоначальном летном обучении
Давно хотел поднять эту тему. Вряд ли это что-то изменит, но все же.
Почему при первоначальном летном обучении в РФ практически повсеместно отсутствует такая важная дисциплина, как stall training? Да, в программах пишут "полеты на малых скоростях", но до срывных режимах не доводят. Возможно, я ошибаюсь, но все, у кого спрашивал, выполняли эти упражнения именно так. Более того, все знакомые мне инструкторы полагают, что отработка таких режимов это уже штопор и делать его на самолете, для штопора не сертифицированного, нельзя.
Недавно в Испании я специально прошел соответствующий раздел европейской программы. На взлете, в разворотах, на посадке, на малом газу и на полном. Очень полезно, помогает лучше чувствовать самолет.
Кроме того, это безопасность. Как мне объясняли испанцы, цель такого обучения - формирование двигательных подсознательных рефлексов, когда в критической ситуации действуешь автоматически, не раздумывая. А критическая ситуация (опять же по их словам) может возникнуть особенно на маршруте, когда внимание перегружено радиообменом, навигацией, сложной метеобстановкой, усталостью после длительного перелета.
У меня вопрос к представителям авиаклубов, занимающимся первоначалкой - есть ли у вас такое обучение? Как выполняется на практике? Сколько часов уделено в программе? Если нет, то почему? Согласны ли вы, что такие упражнения полезны?
Для себя я сделал вывод, что подобные упражнения нужно проделывать на каждом самолете ("типе"), на котором ты собираешься более-менее продолжительно летать. Например, перед маршрутом на новом для тебя ЛА.
Недаром в США и Европе без успешного прохождения соответствующего раздела программы, насколько я знаю, даже в самостоятельный не отпустят.
Почему при первоначальном летном обучении в РФ практически повсеместно отсутствует такая важная дисциплина, как stall training? Да, в программах пишут "полеты на малых скоростях", но до срывных режимах не доводят. Возможно, я ошибаюсь, но все, у кого спрашивал, выполняли эти упражнения именно так. Более того, все знакомые мне инструкторы полагают, что отработка таких режимов это уже штопор и делать его на самолете, для штопора не сертифицированного, нельзя.
Недавно в Испании я специально прошел соответствующий раздел европейской программы. На взлете, в разворотах, на посадке, на малом газу и на полном. Очень полезно, помогает лучше чувствовать самолет.
Кроме того, это безопасность. Как мне объясняли испанцы, цель такого обучения - формирование двигательных подсознательных рефлексов, когда в критической ситуации действуешь автоматически, не раздумывая. А критическая ситуация (опять же по их словам) может возникнуть особенно на маршруте, когда внимание перегружено радиообменом, навигацией, сложной метеобстановкой, усталостью после длительного перелета.
У меня вопрос к представителям авиаклубов, занимающимся первоначалкой - есть ли у вас такое обучение? Как выполняется на практике? Сколько часов уделено в программе? Если нет, то почему? Согласны ли вы, что такие упражнения полезны?
Для себя я сделал вывод, что подобные упражнения нужно проделывать на каждом самолете ("типе"), на котором ты собираешься более-менее продолжительно летать. Например, перед маршрутом на новом для тебя ЛА.
Недаром в США и Европе без успешного прохождения соответствующего раздела программы, насколько я знаю, даже в самостоятельный не отпустят.
Последний раз редактировалось SunF 15 ноя 2013, 06:30, всего редактировалось 1 раз.
Летайте безопасно!
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Откуда такое утверждение? У нас без сваливания и штопоров самостоятельно не выпускали.SunF писал(а): Почему при первоначальном летном обучении в РФ практически повсеместно отсутствует такая важная дисциплина, как stall training?
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 533
- Зарегистрирован: 07 сен 2010, 13:05
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Екатеринбург
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
У вас это где?12345 писал(а): Откуда такое утверждение? У нас без сваливания и штопоров самостоятельно не выпускали.
Я же написал, что сужу по личному общению с парой десятков курсантов и свежеотучившихся. В разных клубах.
Рад бы ошибаться. А на чем вы штопорили, если не секрет? Сколько часов уделялось и какие были упражнения?
Летайте безопасно!
- shura-ag
- Гуру
- Сообщения: 2318
- Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Начинал учиться в 2009 году. сваливание выполнялось так как вы озвучили. Имитация взлета, посадки, на чистом крыле и с закрылками, плюс в вираже.
Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам). До сих пор не понимаю, что должно произойти с пилотом, чтобы отправить самолет в непреднамеренный штопор, если честно.
Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам). До сих пор не понимаю, что должно произойти с пилотом, чтобы отправить самолет в непреднамеренный штопор, если честно.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 533
- Зарегистрирован: 07 сен 2010, 13:05
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Екатеринбург
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
А где учились?shura-ag писал(а):Начинал учиться в 2009 году. сваливание выполнялось так как вы озвучили. Имитация взлета, посадки, на чистом крыле и с закрылками, плюс в вираже.
Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам). До сих пор не понимаю, что должно произойти с пилотом, чтобы отправить самолет в непреднамеренный штопор, если честно.
Летайте безопасно!
- Nikson3000
- Новичок
- Сообщения: 44
- Зарегистрирован: 01 янв 2013, 22:27
- Member of AOPA: No
- Откуда: Белгород
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
А что, при штопоре диапазон перегрузок шире, чем +4/-2?shura-ag писал(а):Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам).
Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации. © Гёте
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Просто есть РЛЭ, а там есть:Nikson3000 писал(а):А что, при штопоре диапазон перегрузок шире, чем +4/-2?
РАЗРЕШЕННЫЕ МАНЕВРЫ
Самолет сертифицирован по нормальной категории стандарта EASA CS-VLA. CS-VLA применяется к самолетам, предназначенным для выполнения не относящихся к пилотажу маневрам:
• Все маневры, выполняемые при “нормальном” полете
• Сваливание (за исключением намеренного сваливания в наборе)
• «Ленивые» восьмерки
• Свечи
• Повороты с углом крена менее 60°
Пилотажные манеры, включая штопор, запрещены.
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Давно, в Мячково.SunF писал(а): У вас это где?
Як18Т, Як52, Т67, С150, С172. Сваливание, парашутирование, штопора, иммитации.SunF писал(а): А на чем вы штопорили, если не секрет? Сколько часов уделялось и какие были упражнения?
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
А можно поинтресоваться на чем и кто Вас учил сваливаться на взлете, посадке, в развороте (надеюсь, не четвертом), какого размера были яйца обучающего и обучаемого...
Пограничные режимы дают практически везде, где учат ... Сейчас эра видеокамер. ... Наверняка Вы сняли свой штопор на взлете....
Пограничные режимы дают практически везде, где учат ... Сейчас эра видеокамер. ... Наверняка Вы сняли свой штопор на взлете....
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
К чему эта бестолковая ирония? Всё отрабатывается на безопасных высотах, если непонятно.SVP писал(а):А можно поинтресоваться на чем и кто Вас учил сваливаться на взлете, посадке, в развороте (надеюсь, не четвертом), какого размера были яйца обучающего и обучаемого...
Пограничные режимы дают практически везде, где учат ... Сейчас эра видеокамер. ... Наверняка Вы сняли свой штопор на взлете....
- bigmak
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 906
- Зарегистрирован: 29 май 2012, 13:13
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: ТуркВО
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Ну почему ирония? Я вот тоже про взлёт и посадку не понял.
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
например на трёх с половиной тысячах футов (над поверхностью Земли) ... говоришь обучаемому - представь что полоса на трёх тысячах - и давай делай "посадку" ... на высоте три двести "срываешь" ... и так далее что в таком роде ... со взлётом примерно также ...bigmak писал(а):Ну почему ирония? Я вот тоже про взлёт и посадку не понял.
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
Failure to comply with this warning will result in future warnings.
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 533
- Зарегистрирован: 07 сен 2010, 13:05
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Екатеринбург
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Мне это казалось очевидным. Получается, у вас этих упражнений тоже не было?bigmak писал(а):Ну почему ирония? Я вот тоже про взлёт и посадку не понял.
Летайте безопасно!
- shura-ag
- Гуру
- Сообщения: 2318
- Зарегистрирован: 30 дек 2008, 12:07
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Челавиа.SunF писал(а):А где учились?shura-ag писал(а):Начинал учиться в 2009 году. сваливание выполнялось так как вы озвучили. Имитация взлета, посадки, на чистом крыле и с закрылками, плюс в вираже.
Штопор конечно невыполнялся, так как сложный пилотаж запрещен на самолетах, на которых я учился (текнам). До сих пор не понимаю, что должно произойти с пилотом, чтобы отправить самолет в непреднамеренный штопор, если честно.
Насчет штопоров, насколько я понял основным ограничением являются не предназначенные для этого гироскопические приборы, которые ломаются на раз при таких вращениях. Хотя один раз Челавиа организовывало для желающих демонстрацию штопора. Тогда эти приборы отключали и с инструктором можно было попробовать. В общем мне хватило этого, чтобы осознать насколько это неприятно и опасно. И, повторюсь, большого практического смысла в отработке штопоров на самолетах, не предназначенных для этого, я не вижу. Хочется поштопорить и бочки поделать - вперед на пилотажные самолеты. Небо выпендрежа не прощает.
Я уверен, не случайно дерьмо и шоколад примерно одинакового цвета. Тут явно какой-то многозначительный намек. Что-нибудь относительно единства противоположностей. (c)
Re: Stall training в первоначальном летном обучении
Все было так же точно. По-моему, так обучают в любой школе и не очень понимаю как вообще можно выпустить человека самостоятельно, не обучив его этим режимам на самолете и авторотации на вертолете.SunF писал(а):Мне это казалось очевидным. Получается, у вас этих упражнений тоже не было?bigmak писал(а):Ну почему ирония? Я вот тоже про взлёт и посадку не понял.
А почему Вы не негодуете, что при вводе на эйрбас или боинг какой пилотов не заставляют сделать хотя бы по одному виточку в каждую сторону на реальной машине?:)
Я не знаю законов испании по обучению, но очень сильно сомневаюсь что в рлэ испанской 172 написано можно штопорить всласть