Полеты в сложных метео условиях
Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha
Re: Полеты в сложных метео условиях
Был вчера сильно удивлен. Общался с вертолетчиками Бразилии. Это - самая "вертолетная" страна в мире, самый большой вертолетный флот (как они утверждают). Заговорили о полетах в СМУ. Оказалось, их тут этому СОВСЕМ НЕ УЧАТ (?!?!?!). Типа, есть запрет не лазить в СМУ на Робинсоне - на хрен учиться? То, что можно попасть туда ночью (и даже днем) - никто не подозревает, хоть и летают над морем.
Мои несколько видеороликов об этом были откровением. Они мне рассказывали о "самых страшных моментах" - все связано с кратковременным попаданием в облака. Кажется, задумались о тренировках. Методику постарался рассказать. Но - удивлен сильно
Мои несколько видеороликов об этом были откровением. Они мне рассказывали о "самых страшных моментах" - все связано с кратковременным попаданием в облака. Кажется, задумались о тренировках. Методику постарался рассказать. Но - удивлен сильно
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
-
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 554
- Зарегистрирован: 21 ноя 2013, 13:15
- Member of AOPA: No
- Откуда: Сибирь
Re: Полеты в сложных метео условиях
Я тут навскидку прикинул число происшествий с 44-ми в период 2005-2015 в РФ/Бразилии, соотношение 31/14, с учетом того, что Бразилия действительно очень вертолетная страна. Нашёл только один подтвержденный из всех происшествий там случай попадания в СМУ. Ну, а наш расклад вам всем известен....
Re: Полеты в сложных метео условиях
Мне рассказывали про два случая: оба раза столкновение с горой в облаках. Но статистику я не смотрел. В общем, в СМУ они не лазят...HeliCap писал(а): Нашёл только один подтвержденный из всех происшествий там случай попадания в СМУ.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)
-
- Активный участник
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован: 06 янв 2014, 19:34
- Member of AOPA: Yes
Re: Полеты в сложных метео условиях
Вчера утром - классический случай попадания в СМУ . В Тверской губернии над известным в узких кругах населенным пунктом под названием Большие концы - из леса начал вылезать локальный туман и добираться до нижнего края, что был метрах на 150. Не смотря на немедленно выполненный разворот - уже было поздно - сзади такая же фигня. На 500 м было тепло и солнечно через некоторое время была найдена дырка над озером в которую я спустился - альтернатива была лететь до Кусино и заходить туда. Так как ветерок был, через некоторое время туман рассеяося и я продолжил движение по ПВП.
Полеты в сложных метео условиях
Раньше так отечественная гражданская авиация и летала (в 1920-50-х годах, до массового развития радиотехнических средств в аэропортах и по маршрутам) - визуально вдоль линейных ориентиров.VK68 писал(а):После того как "привязался" к дороге, стало все намного проще, даже жена стала чувствовать себя уверенней.
Вывод: линейный ориентир при попадании в сму- самая реальная помощь.
- всегда видишь куда летишь
- отсутствие препятствий над полотном дороги
- чаще всего, можно без проблем сесть рядом с каким нибудь жильем или азс
Не знаю как сейчас, а в 1990-х годах курсанты лётных училищ ГА РФ летали учебные маршруты тоже таким образом: вдоль рек, жд и автодорог. Причём поворотные пункты на картах были обозначены через каждые 5-10 км (изгибы рек и дорог, посёлки, деревни). И таким образом (без спрямлений) на Ан-2 пилили порой на приличные расстояния, например из Бугуруслана в Камышин.
Полеты в сложных метео условиях
5-10 км, ну это круто. А как же курсантов учили делить такие участки на 3-х и 6-ти минутные отрезки?Corvus писал(а):Не знаю как сейчас, а в 1990-х годах курсанты лётных училищ ГА РФ летали учебные маршруты тоже таким образом: вдоль рек, жд и автодорог. Причём поворотные пункты на картах были обозначены через каждые 5-10 км (изгибы рек и дорог, посёлки, деревни). И таким образом (без спрямлений) на Ан-2 пилили порой на приличные расстояния, например из Бугуруслана в Камышин.
Когда...?
- Faza
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 820
- Зарегистрирован: 28 ноя 2008, 23:48
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Кременчуг - Мин.Воды
- Контактная информация:
Полеты в сложных метео условиях
не знаю как в 90-х летали учебные маршруты курсанты летных училищ, но в 80-х летали по нормальным МВЛ-2...Corvus писал(а): Не знаю как сейчас, а в 1990-х годах курсанты лётных училищ ГА РФ летали учебные маршруты тоже таким образом: вдоль рек, жд и автодорог. Причём поворотные пункты на картах были обозначены через каждые 5-10 км (изгибы рек и дорог, посёлки, деревни). И таким образом (без спрямлений) на Ан-2 пилили порой на приличные расстояния, например из Бугуруслана в Камышин.
Полеты в сложных метео условиях
Может ближе к выпуску так оно и было, но в середине обучения (после перехода от маршрутных полётов в пределах учебного аэроузла к маршрутным полётам с пересечением нескольких зон МДП) рисовались вот такие самопальные маршруты. Причём на 2-километровках (а не на 5-километровках, которые обычно используют пилоты на МВЛ и ПАНХ).Faza писал(а): не знаю как в 90-х летали учебные маршруты курсанты летных училищ, но в 80-х летали по нормальным МВЛ-2...
- Алексей 2
- Президент ФОС
- Сообщения: 3685
- Зарегистрирован: 30 июн 2007, 07:36
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Полеты в сложных метео условиях
Давно тут ничего не было. Оно и хорошо. А вот один мой приятель на днях чуть не влип. Расскажу от первого лица. Так быстрее и проще
Один из старейших форумчанинов мне как то написал тут- "У всех есть мешочек с удачей. Но у всех по разному наполнен. Не трать по чём зря!"
Давно я не раскрывал этот мешочек. На днях попользовался.
Готовился к полёту на Рыбинку. Подозревал, что кое где возможен туман. Понимая это, дождался почти полного рассвета и взлетел. Перед вылетом позвонил на точку приземления и узнал погодные условия. Всё Ок. Приземный туман был везде, но совсем тонкой пеленой. ВНГО метров 600. Красота! А вот после Нерли подушка тумана стала толще, а нижний край стал опускаться. Подлетел к Волге между Калязиным и Угличем. Горизонтальная видимость метров 200-500. Противоположный берег темнелся как Летучий голландец. Я же знаю, что через 20 минут полёта будет хорошая погода! В этом месте всегда хуже чем везде. Попробую на тот берег! Как только я стал терять из виду прибрежную полосу, понял что нужно разворачиваться. Над серой водой в серую погоду это просто приборный полёт почти без приборов. Решил попробовать вдоль Волги над кромкой леса. Через пять минут опять видимость упала до 100 метров. Всё! Хватит испытывать судьбу! Назад! Пока разворачивался лыжами по макушкам деревьев, понял что и обратный путь в ближайшие 10-15 минут будет непростым. Видимость так и осталась 100-200 метров. И я уже летел подыскивая место для посадки, что бы переждать туман. Ничего нет. Болотины и леса. Установил скорость 30-40 км/ч и полз обратным курсом. Видимость стала ещё хуже из за мороси на стекле, которая на такой скорости не сдувалась. Вот вроде впереди посветлело. И я пролетел и заметил пару пригодных для посадки площадок. Но впереди определённо светлеет и появилась светлая полоса между облаками и туманом. И вдруг, я влетел в туман! Срочно разворот на 180 и на те площадочки, которые я приметил. Деревьев почти не видно. Закладываю вираж, шарик в центр, и цепляясь взглядом за последнее видимое дерево поворачиваю. Еще взгляд на шарик, потом опять на дерево. Только дерева больше нет. Ничего нет. Видимость 0, а я в вираже. Рука дрогнула, вертолёт качнуло. Испугался. Сколько длилось это состояние не помню. Но много чего успел вспомнить из жизни. Вспомнились тренировки с инструктором по приборным полётам и я сказал себе: - "Не сегодня!" Наклонился вперёд, к приборам, что бы меньше видеть ужас на улице . Единственное спасение авиагоризонт и высотомер. Вывел вертолёт из виража и поставил в набор высоты. На высотомере 0. Давление на приборе стояло с места вылета, а это значит, что истинная высота в этом месте примерно 30-50 метров. Высоко нельзя! Попаду в облака. Перестал набирать высоту и удерживаю 50-70 метров по высотомеру . Уф, вроде справился! Дальше взгляд на компас и GPSку. Опять на авиагоризонт и плавненько на нужный курс. Через 5 минут появился лес и нижняя кромка облаков. Изменил план и приземлился на один из знакомых водоёмов.
Мой друг не летает в такую погоду никогда! Но вот так получилось. Подкупила хорошая погода на месте посадки и совсем коротки участок пути, который нужно было пролететь с плохой видимостью.
Наступила осень со своей не всегда предсказуемой погодой. Берегите себя!
Один из старейших форумчанинов мне как то написал тут- "У всех есть мешочек с удачей. Но у всех по разному наполнен. Не трать по чём зря!"
Давно я не раскрывал этот мешочек. На днях попользовался.
Готовился к полёту на Рыбинку. Подозревал, что кое где возможен туман. Понимая это, дождался почти полного рассвета и взлетел. Перед вылетом позвонил на точку приземления и узнал погодные условия. Всё Ок. Приземный туман был везде, но совсем тонкой пеленой. ВНГО метров 600. Красота! А вот после Нерли подушка тумана стала толще, а нижний край стал опускаться. Подлетел к Волге между Калязиным и Угличем. Горизонтальная видимость метров 200-500. Противоположный берег темнелся как Летучий голландец. Я же знаю, что через 20 минут полёта будет хорошая погода! В этом месте всегда хуже чем везде. Попробую на тот берег! Как только я стал терять из виду прибрежную полосу, понял что нужно разворачиваться. Над серой водой в серую погоду это просто приборный полёт почти без приборов. Решил попробовать вдоль Волги над кромкой леса. Через пять минут опять видимость упала до 100 метров. Всё! Хватит испытывать судьбу! Назад! Пока разворачивался лыжами по макушкам деревьев, понял что и обратный путь в ближайшие 10-15 минут будет непростым. Видимость так и осталась 100-200 метров. И я уже летел подыскивая место для посадки, что бы переждать туман. Ничего нет. Болотины и леса. Установил скорость 30-40 км/ч и полз обратным курсом. Видимость стала ещё хуже из за мороси на стекле, которая на такой скорости не сдувалась. Вот вроде впереди посветлело. И я пролетел и заметил пару пригодных для посадки площадок. Но впереди определённо светлеет и появилась светлая полоса между облаками и туманом. И вдруг, я влетел в туман! Срочно разворот на 180 и на те площадочки, которые я приметил. Деревьев почти не видно. Закладываю вираж, шарик в центр, и цепляясь взглядом за последнее видимое дерево поворачиваю. Еще взгляд на шарик, потом опять на дерево. Только дерева больше нет. Ничего нет. Видимость 0, а я в вираже. Рука дрогнула, вертолёт качнуло. Испугался. Сколько длилось это состояние не помню. Но много чего успел вспомнить из жизни. Вспомнились тренировки с инструктором по приборным полётам и я сказал себе: - "Не сегодня!" Наклонился вперёд, к приборам, что бы меньше видеть ужас на улице . Единственное спасение авиагоризонт и высотомер. Вывел вертолёт из виража и поставил в набор высоты. На высотомере 0. Давление на приборе стояло с места вылета, а это значит, что истинная высота в этом месте примерно 30-50 метров. Высоко нельзя! Попаду в облака. Перестал набирать высоту и удерживаю 50-70 метров по высотомеру . Уф, вроде справился! Дальше взгляд на компас и GPSку. Опять на авиагоризонт и плавненько на нужный курс. Через 5 минут появился лес и нижняя кромка облаков. Изменил план и приземлился на один из знакомых водоёмов.
Мой друг не летает в такую погоду никогда! Но вот так получилось. Подкупила хорошая погода на месте посадки и совсем коротки участок пути, который нужно было пролететь с плохой видимостью.
Наступила осень со своей не всегда предсказуемой погодой. Берегите себя!
- Vi-kTo-R
- SAONовец со стажем
- Сообщения: 851
- Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 23:20
- Member of AOPA: Yes
- Откуда: Северо-Восток М.О.
- Контактная информация:
Полеты в сложных метео условиях
Вот всегда думал что вертолетчики намного меньше рискуют попасть в СМУ, ведь машину можно практически сразу вернуть из попадания в туман или облачность, прекратив движение и вернув назад - до момента попададания.
А вот оно как бывает.
Леш, спасибо за рассказ.
А вот оно как бывает.
Леш, спасибо за рассказ.
В Арктике звезды ярче..
Полеты в сложных метео условиях
Алексей 2, спасибо за рассказ!
Если не секрет, интересует дата данного полёта (можно в личку), чтобы проанализировать, что тогда творилось (с точки зрения метеоролога).
Навскидку предполагаю, что 14 или 15 октября.
Если не секрет, интересует дата данного полёта (можно в личку), чтобы проанализировать, что тогда творилось (с точки зрения метеоролога).
Навскидку предполагаю, что 14 или 15 октября.
Полеты в сложных метео условиях
По данным моего сайта merteocenter.asia в указанный день утром в районе от Твери до Ярославля прогнозировалась дымка с видимостью от 1000 до 3000 м, сплошная слоистая облачность с нижним краем от 60 до 150 м (туман не прогнозировался, но в целом погода настораживающая).
В дневные часы ожидалось некоторое улучшение условий: видимость 20 км, облачность значительная слоистая, нижний край 180-210 м.
В дневные часы ожидалось некоторое улучшение условий: видимость 20 км, облачность значительная слоистая, нижний край 180-210 м.
Полеты в сложных метео условиях
Жесть... почти так же летел в пятницу из Калуги... Всю зону гордого прополз «на коленках»...
Полеты в сложных метео условиях
Жесть... почти так же летел в пятницу из Калуги... Всю зону гордого прополз «на коленках»...