Краткосрочный перекрут двигателя R-44

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Сообщение
Автор
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#1 Сообщение Jan » 20 окт 2009, 01:18

Чем чреват краткосрочный перекрут двигателя до 105%? До 110%? Краткосрочный - 10-30 секунд. Пытался найти ответы - половина ответов - ничего не произойдет, половина ответов - смотреть стружку в масле. Если ее нет - не страшно, если есть - тут отдельная тема..

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#2 Сообщение Mikle » 20 окт 2009, 01:20

ты имеешь в виду overtorque? тогда не двигатель смотреть надо, насколько я понимаю, а трансмиссию. или ты про обороты двигателя?
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#3 Сообщение Misha » 20 окт 2009, 01:52

Нет, не оверторг. Именно превышение оборотов двигателя. Я перекрутил раз - в букваре есть предельные значения для двигателя и ротора, предусматривающие регламентные работы. Сам-то я не инженер ни разу, но по памяти, до 105% двигателя и 114% ротора ничего смертельного не происходит.

В моем случае разобрали фильтр на предмет стружки, через 20 или 30 часов - еще раз. Проверили балансировку ротора и биение кардана рулевого винта, осмотрели шарниры и автомат перекоса. Вот как-то так. Подробнее инженеры (или просто более грамотные люди) расскажут.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#4 Сообщение Misha » 20 окт 2009, 01:57

Jan писал(а):Чем чреват краткосрочный перекрут двигателя
Признайся - говернор отключил и забыл включить? Я так попал ранней весной - с тех пор не выключаю...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#5 Сообщение lt.ak » 20 окт 2009, 02:16

формально у Lycoming есть Service Bulletin 369 который так и называется - Engine Inspection After Overspeed or Overboost ...

http://www.lycoming.com/support/publica ... SB369J.pdf

перекрут не разрешен для двигателей установленных на вертолетах (даже краткосрочный, кстати определение краткосрочного это не более 3-х секунд).

а теперь немного арифметики

100% на R44 это 2665 RPM, перекрут согласно SB начинается с 2800 RPM или с 105.07% на тахометре ... до этого формально ничего не надо ...

если тахометр превысил это значение но остановился до 2800*105/2665 = 110.32% то необходимо разобраться в чем причина ...

если тахометр перескочил и это но не более 2800*110/2665 = 115.57% то уже требуется проверить систему смазки, проверить давление в цилиндрах и их целостность, разобрать и проверить магнето, проверить клапана и валы (подробнее в SB).

ну а уж если и выше этого то двигатель на съём ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Helimobil
R.I.P.
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 26 авг 2008, 03:45

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#6 Сообщение Helimobil » 20 окт 2009, 03:00

Самый правильный путь, я думаю, написать на Робинсон, подробно обрисовав ситуацию. Варианты ведь могут быть разные. Например, перекрут двигателя при старте может быть чреват не только прокрутом вентилятора, но и гнутыми толкателями клапанов, при перекруте несущего винта могут погнуться болты (coning hinges) и т.д.
to Misha
Кардан, небось, слесаря осматривали? :) Это они так flexible coupling обозвали, или правда там кардан нашли?
"Вот вы: все вы здесь валютчики! Обращаюсь к вам как к специалистам - мыслимое ли это дело?
- Мы не валютчики, - раздались отдельные обиженные голоса в зале, - но дело это немыслимое."

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#7 Сообщение Jan » 20 окт 2009, 10:04

Misha писал(а):
Jan писал(а):Чем чреват краткосрочный перекрут двигателя
Признайся - говернор отключил и забыл включить? Я так попал ранней весной - с тех пор не выключаю...
Ну, та история почти на моих глазах происходила.. это я помню. Я физически не перекрутил, а практически наблюдал полет с выключенным говернором (тут ты прав), когда пилот намеренно держал именно 104-105% оборота двигателя, поясняя это тем, что это соответствует именно 2800 оборотам двигателя, что является нормой для данного движка, при этом движок выдает в этот момент не 205, а 260 л.с. . Дело было на Raven II. Про необходимость данного режима умолчим.. Просто получается, что 105% двигателя - вполне допустимо. Или нет?

Опять же, вспоминаем фирменный "вспрыг" от L13 - раскрутка винта перед стартом в колодце. Там, правда, не больше 103% получалось. Но сам факт.

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#8 Сообщение lt.ak » 20 окт 2009, 10:13

Jan писал(а):
Misha писал(а):
Jan писал(а):Чем чреват краткосрочный перекрут двигателя
Признайся - говернор отключил и забыл включить? Я так попал ранней весной - с тех пор не выключаю...
Ну, та история почти на моих глазах происходила.. это я помню. Я физически не перекрутил, а практически наблюдал полет в выключенным говернором (тут ты прав), когда пилот намеренно держал именно 105% оборота двигателя, поясняя это тем, что это соответствует именно 2800 оборотам двигателя, что является нормой для данного движка, при этом движок выдает в этот момент не 205, а 260 л.с. . Дело было на Raven II. Про необходимость данного режима умолчим.. Просто получается, что 105% двигателя - вполне допустимо. Или нет?
согласно Lycoming SB 369 это не требует никаких дополнительных проверок двигателя ... в то же время это нарушение РЛЭ ... так что думайте сами решайте сами ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Аватара пользователя
RODEO
Почетный SAONовец
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
Member of AOPA: Yes
Откуда: КавМинВоды
Контактная информация:

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#9 Сообщение RODEO » 20 окт 2009, 11:43

Надо же как интересно. Буквально вчера об этом думал, после отработки авторотаций, когда обороты одномоментно подскачили до 110... И тут вот тема нарисовалась. В связи с этим вопрос, есть ли какие-то объективные критерии оценки перекрута двигателя и трансмиссии которые можно отсечь без вскрытия и анализа на АТБ. Скажем так внешний осмотр и наличие посторонних шумов, вибраций и т.п.

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#10 Сообщение Misha » 20 окт 2009, 11:50

До 110 обороты ротора кратковременно - не парься, Саш. По крайней мере, мне так говорили разные инженеры и инструкторы.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#11 Сообщение vova_k » 20 окт 2009, 12:03

RODEO писал(а):Надо же как интересно. Буквально вчера об этом думал, после отработки авторотаций, когда обороты одномоментно подскачили до 110... И тут вот тема нарисовалась. В связи с этим вопрос, есть ли какие-то объективные критерии оценки перекрута двигателя и трансмиссии которые можно отсечь без вскрытия и анализа на АТБ. Скажем так внешний осмотр и наличие посторонних шумов, вибраций и т.п.
Насколько понимаю, это были обороты только ротора, так что двигатель и трансмиссия вообще не причем...

Kost
SAONовец со стажем
Сообщения: 199
Зарегистрирован: 03 май 2009, 15:09
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#12 Сообщение Kost » 20 окт 2009, 13:28

RODEO писал(а):Надо же как интересно. Буквально вчера об этом думал, после отработки авторотаций, когда обороты одномоментно подскачили до 110... И тут вот тема нарисовалась. В связи с этим вопрос, есть ли какие-то объективные критерии оценки перекрута двигателя и трансмиссии которые можно отсечь без вскрытия и анализа на АТБ. Скажем так внешний осмотр и наличие посторонних шумов, вибраций и т.п.
Тут получается что двигатель не перекручивается, а вот трансмиссия на авторотации работает почти вся. Как слышал, это критично для R22, так как у него при перекруте больше 110% могут возникать сильные резонансные биения вала привода рулевого винта, так что даже балка оторваться может. Также слышал, что после существенного (сколько не знаю) перекрута R44, меняли лопасти и детали куда они крепятся. Информация из разговоров за чашкой чая :D
" светило солнышко и ночью и днем. Не бывает атеистов в окопах под огнем "

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#13 Сообщение vova_k » 20 окт 2009, 13:40

Kost писал(а):
RODEO писал(а):Надо же как интересно. Буквально вчера об этом думал, после отработки авторотаций, когда обороты одномоментно подскачили до 110... И тут вот тема нарисовалась. В связи с этим вопрос, есть ли какие-то объективные критерии оценки перекрута двигателя и трансмиссии которые можно отсечь без вскрытия и анализа на АТБ. Скажем так внешний осмотр и наличие посторонних шумов, вибраций и т.п.
Тут получается что двигатель не перекручивается, а вот трансмиссия на авторотации работает почти вся.
Да, что-то я выше сболтнул, не подумавши - привод-то идет на хвостовой винт...

Аватара пользователя
RODEO
Почетный SAONовец
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 05 ноя 2008, 18:00
Member of AOPA: Yes
Откуда: КавМинВоды
Контактная информация:

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#14 Сообщение RODEO » 20 окт 2009, 17:41

Двигатель 110%. Типичная ошибка летчика с МИ8, когда выкручивал коррекцию. Хорошо что успел мометально отработать...

12345
Гуру
Сообщения: 2032
Зарегистрирован: 04 фев 2009, 22:09
Member of AOPA: Yes

Re: Краткосрочный перекрут двигателя R-44

#15 Сообщение 12345 » 20 окт 2009, 22:29

Как правило, рано или поздно любой курсант уверенным движением крутит не туда (Ми8 отдельный счёт). Рекомендую начинать крутить медленно с контролем по тахометру, а если стрелки пошли вверх однозначно убрать руку с коррекции и только потом думать.

Ответить

Вернуться в «Robinson»