Sloane Heliicopter, Mallorka. Water Familiarisation Course

Вопросы, свзанные с обучением на вертолете.

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k, Misha

Ответить
Сообщение
Автор
Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Sloane Heliicopter, Mallorka. Water Familiarisation Course

#1 Сообщение Jan » 25 июл 2009, 13:54

Давно известная и хорошо себя зарекомендовавшая контора Sloane Helicopter - http://www.sloanemallorca.com для борьбы с кризисом придумала Water Familiarisation Course.

Фактически, это давно обещанные посадки на воду на поплавках. Прочая - более дань безопасности, а также некий экшн для тех, кому уже надоело летать просто так, по окрестностям.

Опыт получения PPL (H) в данной школе описан тут - http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php? ... sc&start=0

Программа курсов включает в себя три летных урока по часу с небольшим каждый:
Если посмотреть предлагаемое, то становится понятным, что программа рассчитана на начинающих вообще. Перевод не дословный, только для тех, кто совсем не разумеет английский.
Урок 1.
Особенности управления R-44 Clipper.
Предполетные процедуры и проверки.
Висение и повороты на месте.
Перемещение боком и задом.
Взлет и посадка..

Урок 2.
Различия в авторотации с поплавками.
Контроль оборотов НВ во время авторотации.
Аварийные процедуры.

Урок 3.
Приземеления на воду.
Руление в воде.
Чего делать в вертолетом после приводнения.
Прочая, что непосредственно связано с водой.

4 часа теории.
Конструкция, ограничения, аварийные процедуры...

Смысл курса - полетать на "воду", поавторотировать с поплавками.. Все сразу. Кстати, больше никто не практикует почему-то подобного курса. Наверное потому, что посадка на воду для R-44 считается аварийным режимом..

Many people fly the Robinson R44 with either Pop-Out floats or Fixed Utility Floats, but they are rarely used “in anger”. On the other hand the question of what to do in the unlikely event of having to land on water does cross most pilots’ minds.

This course is designed to give the pilot additional knowledge in case they may one day have to land on water in an emergency.

The course is between 3 and 4 hours flying, depending on ability, and also 3 or 4 hours ground school.




Flight Exercises
Exercise 1
Robinson R44 Clipper Handling Differences,
Pre-flight Checks,
Hovering and spot turns
Sideways and backwards flight
Forward flight and out of trim flying
Takeoff and Landings

Exercise 2
Autorotation Differences
RRPM Control in Autorotation
Autorotation Flare Differences and Technique
Emergency Procedures

Exercise 3
Water Approach Recce
Approaches and Missed Approaches to water
Water landings
Water Taxi
Controllability on Water
Helicopter maintenance after landing on water

Ground School
P.O.H. Differences and Limitations
Equipment on board during flight over water
Emergency procedures
Pop-Out Float Limitations and Operation
Emergency Landing – Heavy Seas
Additional Considerations when landing on water

Eligibility
The course is open to holders of PPL (H) or above

To book the course or for more information please contact Jonny at Sloane Mallorca on (+34) 971 79 41 32 or email info@sloanemallorca.com

Cheers,
Sloane Mallorca

Aerodromo de Son Bonet
07141
Palma de Mallorca
Illes Baleares

Tel: +34 971 79 41 32
Email: info@sloanemallorca.com
Web: http://www.sloanemallorca.com
Вложения
waterlanding.jpg
waterlanding.jpg (59.32 КБ) 6121 просмотр
waterkit.jpg
waterkit.jpg (118.64 КБ) 6123 просмотра

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: Sloane Heliicopter, Mallorka. Water Familiarisation Course

#2 Сообщение Jan » 08 авг 2009, 23:41

“Но вот если сидишь с перепою и еще не успел опохмелиться, а хересу тебе не дают - вот это уже тяжело... Очень гнетущая мысль. Мысль, которая не всякому под силу, особенно с перепою. “Москва-Петушки”. В. Ерофеев.

То есть меня опять понесло в Испанию... Причем очень кратко. Утром туда, вечером обратно. Благо попутная вечерняя лошадь подвернулась случайно и неожиданно. В качестве небольшого отступления - с интересом выяснил, что синдром владельца ВС «.. а куда бы еще слетать..» присущ не только владельцам техники «выходного дня», но и вполне себе серьезным владельцам разных там «бизнесджетов». Ну, опять же, за территорию страны надо вылетать с некой периодичностью по причине регистрации в неких странных государствах. Поэтому «вечерней лошади» было совершенно неважно, куда именно лететь. Моя задача состояла только в том, чтобы убедить владельца, что именно сегодня и именно на Майорке или в Хересе можно насладиться теплом, вином и пейзажами, а местное население не сильно привязчиво и надоедливо.. :). Пришлось даже цитировать вышеприведенного В.Ерофеева. В результате была выбрана Майорка. Правда добавить себе в логбук 7 часов PUT на Hawker 800 я постеснялся.. Добавлю скромно PIC2 :).

Кстати, гораздо более сложно оказалось уговорить Sloane Helicopters поработать в субботу :).

Дополнительные осложнения были вызваны присутствием на острове королевской семьи и террористов, которые на семью охотятся... Испанская полиция суетится и тщательно переписывает паспорта у прибывших.. На этом меры безопасности заканчиваются.. А, ну еще над летней резиденцией короля на острове - запретная зона.. прямоугольник 2 на 5 миль..


Времени было мало, поэтому в течение 1 дня был попробован и освоен Water Familiarisation Course (WFC) вперемешку с Licence Rating Revalidation (Renewals) JAA.

Если разбираться тщательно, то с одной стороны эти курсы (WFC) одобрены Robinson Helicopter, с другой стороны UK CAA выразило согласие в том, чтобы это был именно “курс”. Впрочем, никуда его дополнительно не записывают, если только в логбук.

Итак, в условиях кризиса, старая добрая вертолетная школа на Майорке сделала ряд практически стандартных процедур, а именно:
1. Цены стала указывать без 16% налога.
2. При “обучении” стала брать 116 евро за час полета инструктора.
3. Придумала WFC для того, чтобы было еще чем заниматься тем, кто и так летает и установила на него цену в 2500 евро, плюс разные там “скрытые платежи” , вроде тех самых 16%.

За п.3 стала произвольно дописывать по 100 евро за каждый час “водных процедур”. Ну ведь “оборудование используется” и “поплавки потом мыть надо”...

Фактически, цель у меня была проста - раз уж я оказался на пару часов на Майорке, то надо хотя бы просто продлить JAA - лицензию на вертолет, т.е. либо показать налет, либо слетать полчаса на уже ставшим классическим набор: авторотация, отказ двигателя на малой высоте, повернуться налево, направо, поговорить с “башней”, Сделать разворот без потери высоты. в “очках”. Я уж думал, что больше я их никогда не одену. Ага, как же..

Причем инструктору было глубоко плевать, что в логбуке у меня записано более 600 часов на R-44 за последний год. Мало ли что у кого и где записано. Да и полетать же надо, оценить свежим взглядом навыки. Но без малейшего торга мне удалось совместить “водные” процедуры и пресловутый чек-флайт.

При этом в голове у меня крутилось, что лицензия США не позволяет подобным образом измываться над пилотом, который летает на своем борту. А вот Европа заставляет раз в год все делать заново.. Хотя с другой стороны FAA требует ежегодный полет под названием BI. Ну да полчаса - не проблема.. Впрочем, тема ревалидации JAA - лицензии будет раскрыта чуть позже, отдельно. Пока что WFC.



Начало.

Самое главное в WFC - подкачать баллоны. Не меньше 1.5 атмосферы, не больше 5. А то лопнут еще.. Пока инс качает баллоны, можно ознакомиться с руководством к действию - избранные главы из POH Robinson Clipper наглядно показывают, что фактически вертолет с поплавками ничем особо не отличается от вертолета без оных. Ну чуть скорость меньше, ну 20 кг. меньше грузоподъемность - поплавки ведь тоже весят что-то... Главное, что указано в руководстве - это то, что если вам не очень надо летать с поплавками - то лучше их убрать. Если серьезно, то без поплавков при авторотации нельзя превышать 100 узлов, а с поплавками - 80 узлов. Остальное - без изменений. Ну, еще вам нужен запас по времени в 3 секунды, которые уйдут на накачивание поплавков из баллона с газом.

Чем отличается Клиппер от всего остального:
1. В процессе сборки на заводе детали дополнительно покрываются антикоррозийкой,
2. Лыжи шасси длинее и загнуты сзади.
3. Установлен дополнительный (второй, пониже основного) горизонтальный стабилизатор.
4. На мачте, для повышения видимости, установлен дополнительный топовый огонь.

Поплавки еще бывают “аварийные” и стационарные. Сейчас речь идет исключительно о стационарных - отличаются от аварийных усиленным креплением и, собственно, расположением баллонов относительно полозьев шасси.

В чем особенности “приводнения”.
1. Для полетов над водой, особенно для висения, приземления и взлета требуется больше мощности, т.к. “10% мощности теряется благодаря тому, что вода понижает температуру воздуха но увеличивает его влажность”, эффект “подушки” значительно слабее - на 30% от обычного над твердой поверхностью.
2. “Нужно все делать аккуратно! Очень аккуратно!! Очень-очень аккуратно!! Как будто если бы ты приземлялся на высоте в 6000 футов!”... “Потому что при большой вертикальной скорости поплавки зароются в воду, а ты в этот момент полетишь вперед (зачем?? .. и как надо плюхнуться, чтобы эти поплавки зарылись??) и наклонишь нос, и лопасти попадут в воду... “.
3. Безопасно приводняться до высоты волны в 12 дюймов (30 см). Я бы сказал, что это - в теории.. Хотя, безусловно, приводниться можно, но вот запуститься и взлететь... Если волны большие и пологие - то если приводниться вдоль волны - перевернет на бок, если поперек - раздоблает РВ и редуктор.. Т.е. как не приземляйся...
4. Правило 4S - Size, Shape, Surround, Surface. Не дай бог кого-нить задавить. Про жилеты, плот и радиомаяк, которые обязательны при водных посадках, я уже не упоминаю..
5. Посадка - при небольшой вертикальной скорости, ориентируясь на берега, избегая висения, помня о эффекте “зеркала”, медленно опускаем поплавки в воду...


Пока я знакомился с вышеупомянутой теорией под комментарии инса и лозунг - “Если у тебя есть возможность НЕ ПРИЗЕМЛЯТЬСЯ НА ВОДУ - НЕ ПРИЗЕМЛЯЙСЯ!”, баллоны были тщательно подкачаны.

- А зачем нужен курс, если приземления на воду надо избегать?
- Чтобы понимать, как себя ведет вертолет на воде с поплавками. Ну и изредка на рыбалку летать можно было.

Процесс.

Минут 40 убиваем на то, чтобы завести вертолет.. Не желает. Причем всегда так, если верить инсу. При этом двигатель инжекторный.. и налет чуть за 200 часов... Меня к запуску не допускают. Рассказывают, что вот бывают случаи, когда “прокручивают вентилятор”. Мне становится скучно..

В полете поведение вертолета с полностью надутыми поплавками практически ничем не отличается от поведения обычного вертолета. Ну, может на пару узлов помедленнее будет. А может я уже прилетался - часов 30 у меня на “поплавках” точно есть.

В 20 минутах лета (!) от школы есть 2 озера. При том, что до моря - минут 10 от силы.. но правила не позволяют... Только однажды, в далекой бухте, тихим утром, они решились на приземление ..

Куча уток, по берегам носятся кролики. Все дикое. Вокруг никого. Размеры озер - чуть побольше среднестатистического пруда в любой деревне. Ну, например Патриаршие пруды побольше будут. По поведению уток я понял, что тренировки тут проводятся уже давно и долго - утки никак не реагируют на висящий вертолет до расстояния метров 10, потом просто отплывают в сторону.

- Медле-еееенно заходим на посадку..

Я захожу, приводняюсь, опускаю шаг. Не тонем.

- А теперь взлетать надо аккуратно, не вися, сразу в набор скорости.. И педалями курс держать надо... а то при взлете РАЗВЕРНЕТ! Ого, как это у тебя с первого раза получилось?
- Да зимой со льда стартовать - похуже будет.
- А-ааа... А еще можно попробовать покрутиться на месте.. и поплыть вперед и назад..
- Да ладно?
= Ну, вот и все. Считай, ты умеешь теперь “приводняться”.

Короче, главное - не пытаться выключиться, а потом запуститься.. :). Ну или сразу весло надо с собой прихватывать.. Еще немаловажный момент - если озеро большое, то без ориентиров оставаться (висеть, либо не плыть, если поплавки в воде) на месте невозможно. По ряби, поднятой потоком воздуха от винта ничего не понятно. Точнее кажется, что есть движение, а его нет. Но если есть хотя бы что-то в воде на расстоянии метров 20-50 - то без проблем..

Не уверен про курс, но вполне достаточно один-два раза попробовать подсесть на воду и понять, что вполне устойчиво, если нет волн.. Остальное - для избалованных безопасностью европейцев. Ну, для них любая посадка вне аэродрома - событие.

Инс Джонни это только подтвердил. В процессе беседы о аренде вертолета было сказано, что в аренду можно, конечно, но:
-Только если ты будешь летать между аэродромами.
-Только если эти аэродромы небольшие.
-Без посадок “с подбора”.

Второй пункт вызвал у меня удивление, но выяснилось, что политика крупных аэродромов Испании - Мадрид, Барселона, Малага и еще что-то там - “никаких вертолетов”. Мимо, рядом - пожалуйста. Но в аэропорт подсесть - нельзя. Якобы есть даже официальный документ на эту тему. Пока не нашел.

Впрочем, узнав цену за аренду борта я загрустил.
С VAT и топливом - 561 евро в час. Дороже, чем в РФ. Пилот стоит еще нескромных 100 евро в час.

Вот, собственно, все.. Если бы не совмещение курса с обязательной ежегодной ревалидацией - считал бы, что потерял время. Хотя, с другой стороны, где еще можно на воду поприводняться...

Небольшие новости о Sloane Helicopters.
1. Приобретены 2 новых вертолета. Оба пока что с налетом в 35-40 часов. Raven II. Как объяснил Джонни – «Курсы горных полетов – дело серьезное, только Raven II!». При том, что самая большая гора на острове - 1500 метров, или 1540...
2. Паша Кекс в сентябре женится. Приглашены все, кто хотя бы однажды видел его. :) Т.к. женится на шведке, обещал, что на свадьбе будет не менее 15-20 очаровательных троллей и трольчих.. Дословно . :)
3. Наконец-то мне открыли простую истину – при развороте R-44 направо нужно меньше мощности, чем налево!!! Были удивлены, что этот эффект мне знаком...

С точки зрения обучения школа себя несколько исчерпала. Хотя по-прежнему остается неплохим местом для обучения. Хотя бы по той причине, что это - школа, сертифицированная UK CAA и не приходится самому искать нужные формы для заполнения, копии лицензий для достоверности и прочая. Все делают сами.

Пару фото на тему. Вырезаны из журнала.
Вложения
1018.jpg
1018.jpg (364.42 КБ) 6055 просмотров
1019.jpg
1019.jpg (353.86 КБ) 6055 просмотров
1020.jpg
1020.jpg (149.64 КБ) 6053 просмотра
1016.jpg
1016.jpg (137.56 КБ) 6052 просмотра
1017.jpg
1017.jpg (202.37 КБ) 6061 просмотр
1015.jpg
1015.jpg (153.79 КБ) 6060 просмотров

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Sloane Heliicopter, Mallorka. Water Familiarisation Course

#3 Сообщение Misha » 09 авг 2009, 08:16

Так, ты стало быть, уже подтвердил пилотское? Кто из инсов летал с тобой?
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: Sloane Heliicopter, Mallorka. Water Familiarisation Course

#4 Сообщение Jan » 09 авг 2009, 08:18

Подтвердил. Джонни летал. Только он имеет право подтверждать.

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Sloane Heliicopter, Mallorka. Water Familiarisation Course

#5 Сообщение Mikle » 09 авг 2009, 08:20

Jan писал(а): В чем особенности “приводнения”.
... Еще немаловажный момент - если озеро большое, то без ориентиров оставаться (висеть, либо не плыть, если поплавки в воде) на месте невозможно. По ряби, поднятой потоком воздуха от винта ничего не понятно. Точнее кажется, что есть движение, а его нет. Но если есть хотя бы что-то в воде на расстоянии метров 20-50 - то без проблем..
.....
на всякий случай, вдруг пригодится.

при висении на воде на достаточно большой мощности образуется круг из мелкой ряби. если ориентира нет, то перемещение можно более-менее достоверно определить по изменению формы ряби с круга на овал. в какую сторону овал вытянут - туда вертолёт и перемещается.

если на висении стало заливать блистер брызгами, спасает снижение почти до самой воды, брызги улетают выше блистера.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: Sloane Heliicopter, Mallorka. Water Familiarisation Course

#6 Сообщение Jan » 09 авг 2009, 08:25

Спасибо за дополнение. А на R-44 блистер не заливает ни на каком режиме.. И снежного вихря не создает.

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Sloane Heliicopter, Mallorka. Water Familiarisation Course

#7 Сообщение Mikle » 09 авг 2009, 08:29

Jan писал(а):Спасибо за дополнение. А на R-44 блистер не заливает ни на каком режиме.. И снежного вихря не создает.
да не за что. заливать блистер может вне зависимости от режима, если сильный ветер и волна с брызгами. про то, что снежный вихрь не создаёт вообще - сорри, но слабо верится. свежевыпавший легкий снег создаст вихрь на любом вертолёте.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Jan
R.I.P.
Сообщения: 8712
Зарегистрирован: 16 апр 2007, 17:37
Member of AOPA: No
Откуда: ZZZZ

Re: Sloane Heliicopter, Mallorka. Water Familiarisation Course

#8 Сообщение Jan » 09 авг 2009, 08:33

:) Тут много народа, который может подтвердить, что R-44 не создает снежного вихря :). Если уж на слово не веришь :). Сдуваемый снег не поднимается, а разлетается в стороны.

А вот отслеживать перемещение по овалу - очень интересно. Но высота должна быть метров 5 - иначе овала и видно не будет...

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Sloane Heliicopter, Mallorka. Water Familiarisation Course

#9 Сообщение Mikle » 09 авг 2009, 08:51

Jan писал(а)::) Тут много народа, который может подтвердить, что R-44 не создает снежного вихря :). Если уж на слово не веришь :). Сдуваемый снег не поднимается, а разлетается в стороны.

А вот отслеживать перемещение по овалу - очень интересно. Но высота должна быть метров 5 - иначе овала и видно не будет...
ok, про снежный вихрь спорить не буду, так как сам на R-44 не летал. спрошу у кого-нибудь кто работал на нём. но законы аэродинамики не отменяли пока, образование или необразование вихря не зависит от типа вертолёта, насколько я понимаю.

про "овал" - с Ми-8 его с низкого висения видно хорошо. конечно, лучше, если выше висишь, картинка более видимая.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Ответить

Вернуться в «Вертолет - учимся летать»