“Но вот если сидишь с перепою и еще не успел опохмелиться, а хересу тебе не дают - вот это уже тяжело... Очень гнетущая мысль. Мысль, которая не всякому под силу, особенно с перепою. “Москва-Петушки”. В. Ерофеев.
То есть меня опять понесло в Испанию... Причем очень кратко. Утром туда, вечером обратно. Благо попутная вечерняя лошадь подвернулась случайно и неожиданно. В качестве небольшого отступления - с интересом выяснил, что синдром владельца ВС «.. а куда бы еще слетать..» присущ не только владельцам техники «выходного дня», но и вполне себе серьезным владельцам разных там «бизнесджетов». Ну, опять же, за территорию страны надо вылетать с некой периодичностью по причине регистрации в неких странных государствах. Поэтому «вечерней лошади» было совершенно неважно, куда именно лететь. Моя задача состояла только в том, чтобы убедить владельца, что именно сегодня и именно на Майорке или в Хересе можно насладиться теплом, вином и пейзажами, а местное население не сильно привязчиво и надоедливо..
. Пришлось даже цитировать вышеприведенного В.Ерофеева. В результате была выбрана Майорка. Правда добавить себе в логбук 7 часов PUT на Hawker 800 я постеснялся.. Добавлю скромно PIC2
.
Кстати, гораздо более сложно оказалось уговорить Sloane Helicopters поработать в субботу
.
Дополнительные осложнения были вызваны присутствием на острове королевской семьи и террористов, которые на семью охотятся... Испанская полиция суетится и тщательно переписывает паспорта у прибывших.. На этом меры безопасности заканчиваются.. А, ну еще над летней резиденцией короля на острове - запретная зона.. прямоугольник 2 на 5 миль..
Времени было мало, поэтому в течение 1 дня был попробован и освоен Water Familiarisation Course (WFC) вперемешку с Licence Rating Revalidation (Renewals) JAA.
Если разбираться тщательно, то с одной стороны эти курсы (WFC) одобрены Robinson Helicopter, с другой стороны UK CAA выразило согласие в том, чтобы это был именно “курс”. Впрочем, никуда его дополнительно не записывают, если только в логбук.
Итак, в условиях кризиса, старая добрая вертолетная школа на Майорке сделала ряд практически стандартных процедур, а именно:
1. Цены стала указывать без 16% налога.
2. При “обучении” стала брать 116 евро за час полета инструктора.
3. Придумала WFC для того, чтобы было еще чем заниматься тем, кто и так летает и установила на него цену в 2500 евро, плюс разные там “скрытые платежи” , вроде тех самых 16%.
За п.3 стала произвольно дописывать по 100 евро за каждый час “водных процедур”. Ну ведь “оборудование используется” и “поплавки потом мыть надо”...
Фактически, цель у меня была проста - раз уж я оказался на пару часов на Майорке, то надо хотя бы просто продлить JAA - лицензию на вертолет, т.е. либо показать налет, либо слетать полчаса на уже ставшим классическим набор: авторотация, отказ двигателя на малой высоте, повернуться налево, направо, поговорить с “башней”, Сделать разворот без потери высоты. в “очках”. Я уж думал, что больше я их никогда не одену. Ага, как же..
Причем инструктору было глубоко плевать, что в логбуке у меня записано более 600 часов на R-44 за последний год. Мало ли что у кого и где записано. Да и полетать же надо, оценить свежим взглядом навыки. Но без малейшего торга мне удалось совместить “водные” процедуры и пресловутый чек-флайт.
При этом в голове у меня крутилось, что лицензия США не позволяет подобным образом измываться над пилотом, который летает на своем борту. А вот Европа заставляет раз в год все делать заново.. Хотя с другой стороны FAA требует ежегодный полет под названием BI. Ну да полчаса - не проблема.. Впрочем, тема ревалидации JAA - лицензии будет раскрыта чуть позже, отдельно. Пока что WFC.
Начало.
Самое главное в WFC - подкачать баллоны. Не меньше 1.5 атмосферы, не больше 5. А то лопнут еще.. Пока инс качает баллоны, можно ознакомиться с руководством к действию - избранные главы из POH Robinson Clipper наглядно показывают, что фактически вертолет с поплавками ничем особо не отличается от вертолета без оных. Ну чуть скорость меньше, ну 20 кг. меньше грузоподъемность - поплавки ведь тоже весят что-то... Главное, что указано в руководстве - это то, что если вам не очень надо летать с поплавками - то лучше их убрать. Если серьезно, то без поплавков при авторотации нельзя превышать 100 узлов, а с поплавками - 80 узлов. Остальное - без изменений. Ну, еще вам нужен запас по времени в 3 секунды, которые уйдут на накачивание поплавков из баллона с газом.
Чем отличается Клиппер от всего остального:
1. В процессе сборки на заводе детали дополнительно покрываются антикоррозийкой,
2. Лыжи шасси длинее и загнуты сзади.
3. Установлен дополнительный (второй, пониже основного) горизонтальный стабилизатор.
4. На мачте, для повышения видимости, установлен дополнительный топовый огонь.
Поплавки еще бывают “аварийные” и стационарные. Сейчас речь идет исключительно о стационарных - отличаются от аварийных усиленным креплением и, собственно, расположением баллонов относительно полозьев шасси.
В чем особенности “приводнения”.
1. Для полетов над водой, особенно для висения, приземления и взлета требуется больше мощности, т.к. “10% мощности теряется благодаря тому, что вода понижает температуру воздуха но увеличивает его влажность”, эффект “подушки” значительно слабее - на 30% от обычного над твердой поверхностью.
2. “Нужно все делать аккуратно! Очень аккуратно!! Очень-очень аккуратно!! Как будто если бы ты приземлялся на высоте в 6000 футов!”... “Потому что при большой вертикальной скорости поплавки зароются в воду, а ты в этот момент полетишь вперед (зачем?? .. и как надо плюхнуться, чтобы эти поплавки зарылись??) и наклонишь нос, и лопасти попадут в воду... “.
3. Безопасно приводняться до высоты волны в 12 дюймов (30 см). Я бы сказал, что это - в теории.. Хотя, безусловно, приводниться можно, но вот запуститься и взлететь... Если волны большие и пологие - то если приводниться вдоль волны - перевернет на бок, если поперек - раздоблает РВ и редуктор.. Т.е. как не приземляйся...
4. Правило 4S - Size, Shape, Surround, Surface. Не дай бог кого-нить задавить. Про жилеты, плот и радиомаяк, которые обязательны при водных посадках, я уже не упоминаю..
5. Посадка - при небольшой вертикальной скорости, ориентируясь на берега, избегая висения, помня о эффекте “зеркала”, медленно опускаем поплавки в воду...
Пока я знакомился с вышеупомянутой теорией под комментарии инса и лозунг - “Если у тебя есть возможность НЕ ПРИЗЕМЛЯТЬСЯ НА ВОДУ - НЕ ПРИЗЕМЛЯЙСЯ!”, баллоны были тщательно подкачаны.
- А зачем нужен курс, если приземления на воду надо избегать?
- Чтобы понимать, как себя ведет вертолет на воде с поплавками. Ну и изредка на рыбалку летать можно было.
Процесс.
Минут 40 убиваем на то, чтобы завести вертолет.. Не желает. Причем всегда так, если верить инсу. При этом двигатель инжекторный.. и налет чуть за 200 часов... Меня к запуску не допускают. Рассказывают, что вот бывают случаи, когда “прокручивают вентилятор”. Мне становится скучно..
В полете поведение вертолета с полностью надутыми поплавками практически ничем не отличается от поведения обычного вертолета. Ну, может на пару узлов помедленнее будет. А может я уже прилетался - часов 30 у меня на “поплавках” точно есть.
В 20 минутах лета (!) от школы есть 2 озера. При том, что до моря - минут 10 от силы.. но правила не позволяют... Только однажды, в далекой бухте, тихим утром, они решились на приземление ..
Куча уток, по берегам носятся кролики. Все дикое. Вокруг никого. Размеры озер - чуть побольше среднестатистического пруда в любой деревне. Ну, например Патриаршие пруды побольше будут. По поведению уток я понял, что тренировки тут проводятся уже давно и долго - утки никак не реагируют на висящий вертолет до расстояния метров 10, потом просто отплывают в сторону.
- Медле-еееенно заходим на посадку..
Я захожу, приводняюсь, опускаю шаг. Не тонем.
- А теперь взлетать надо аккуратно, не вися, сразу в набор скорости.. И педалями курс держать надо... а то при взлете РАЗВЕРНЕТ! Ого, как это у тебя с первого раза получилось?
- Да зимой со льда стартовать - похуже будет.
- А-ааа... А еще можно попробовать покрутиться на месте.. и поплыть вперед и назад..
- Да ладно?
= Ну, вот и все. Считай, ты умеешь теперь “приводняться”.
Короче, главное - не пытаться выключиться, а потом запуститься..
. Ну или сразу весло надо с собой прихватывать.. Еще немаловажный момент - если озеро большое, то без ориентиров оставаться (висеть, либо не плыть, если поплавки в воде) на месте невозможно. По ряби, поднятой потоком воздуха от винта ничего не понятно. Точнее кажется, что есть движение, а его нет. Но если есть хотя бы что-то в воде на расстоянии метров 20-50 - то без проблем..
Не уверен про курс, но вполне достаточно один-два раза попробовать подсесть на воду и понять, что вполне устойчиво, если нет волн.. Остальное - для избалованных безопасностью европейцев. Ну, для них любая посадка вне аэродрома - событие.
Инс Джонни это только подтвердил. В процессе беседы о аренде вертолета было сказано, что в аренду можно, конечно, но:
-Только если ты будешь летать между аэродромами.
-Только если эти аэродромы небольшие.
-Без посадок “с подбора”.
Второй пункт вызвал у меня удивление, но выяснилось, что политика крупных аэродромов Испании - Мадрид, Барселона, Малага и еще что-то там - “никаких вертолетов”. Мимо, рядом - пожалуйста. Но в аэропорт подсесть - нельзя. Якобы есть даже официальный документ на эту тему. Пока не нашел.
Впрочем, узнав цену за аренду борта я загрустил.
С VAT и топливом - 561 евро в час. Дороже, чем в РФ. Пилот стоит еще нескромных 100 евро в час.
Вот, собственно, все.. Если бы не совмещение курса с обязательной ежегодной ревалидацией - считал бы, что потерял время. Хотя, с другой стороны, где еще можно на воду поприводняться...
Небольшие новости о Sloane Helicopters.
1. Приобретены 2 новых вертолета. Оба пока что с налетом в 35-40 часов. Raven II. Как объяснил Джонни – «Курсы горных полетов – дело серьезное, только Raven II!». При том, что самая большая гора на острове - 1500 метров, или 1540...
2. Паша Кекс в сентябре женится. Приглашены все, кто хотя бы однажды видел его.
Т.к. женится на шведке, обещал, что на свадьбе будет не менее 15-20 очаровательных троллей и трольчих.. Дословно .
3. Наконец-то мне открыли простую истину – при развороте R-44 направо нужно меньше мощности, чем налево!!! Были удивлены, что этот эффект мне знаком...
С точки зрения обучения школа себя несколько исчерпала. Хотя по-прежнему остается неплохим местом для обучения. Хотя бы по той причине, что это - школа, сертифицированная UK CAA и не приходится самому искать нужные формы для заполнения, копии лицензий для достоверности и прочая. Все делают сами.
Пару фото на тему. Вырезаны из журнала.