Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

Интересные маршруты полёта, фотоотчёты, советы

Модераторы: smixer, lt.ak, vova_k

Сообщение
Автор
Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#1 Сообщение Andrey Ivanov » 23 мар 2010, 01:48

При поддержке АОПА-России планируется кругосветный перелёт приуроченный к 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Предлагаю к обсуждению проект перелёта.
Этапы:
1. Москва (Б.Грызлово) - Красноярск;
2. Красноярск - Сталинская трасса (АЛСИБ) -Уэлькяль;
3. Уэлькяль - Фаирбенкс;
4. Фаирбенкс - Ошкош;
5. Ошкош - Иквалуйт;
6. Иквалуйт - Гринландия-Исландия-Норвегия-Финляндия;
7. Финляндия - Москва.
маршрут
маршрут
Трассу Алсиб уже проходили на Ан-2 и Ли-2 в 1998 и 2000 годах. Сейчас это тоже под силу.

Сегодня стоят следующие вопросы:
1. состояние аэродромов по маршруту, корректировка маршрута
2. наличие топлива (хотя бы 92 бензина)
3. согласование пересечения границы
4. средства спасения и выживания на всём этапе маршрута
5. английский у экипажей

Предварительные наброски маршрута:
http://maps.google.com/maps/ms?hl=ru&t= ... 960938&z=2

Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#2 Сообщение Andrey Ivanov » 23 мар 2010, 02:06

Немного для затравки:


Аэродромы Алсиба:
Уэлькаль 1942
Анадырь 1943
Танюрер 1944
Певек (Апапельхино?) 1942
Чаплино 1944
Лаврентия 1944?
Марково 1942
оз. Риндымрель (Самолетное) запасной ледовый- - 80 км западнее Марково
Кедон 1943
Омолон 1943
Верхнее Пенжино 1944
Сеймчан 1942
Зырянка 1942
Оймякон 1942
Хандыга (Теплый Ключ) 1943
Берелех 1942
Якутск
оз. Тюнгюлю (запасной ледовый) - восточнее Якутска 50 км
Алдан 1942
Олекминск 1942
Витим 1943
Киренск 1942
Иркутск
Канск
Нижне-Илимск 1943
Красноярск

гидроаэродромы
Гижига
Магадан
Чайбуха

на трассе к Хабаровску:
Учур (Чагда?)1944
Большое Токко 1944
Экимчан 1944

http://dkw-rus.narod.ru/Nebobezgtaniz.doc.

В ноябре 1941 года на уже имеющихся аэродромах начались строительные работы. В Красноярске удлинили две бетонные взлетно-посадочные полосы, сделали рулежные дорожки, оборудовали самолетные стоянки. В Якутске, где ВПП была дерновая, сооружали дополнительные здания.
В 1942 году развернулось строительство базовых аэродромов в Киренске, Сеймчане и Уэлькале, а также промежуточных и запасных — Алдан, Олекминск, Оймякон в Якутии, Берелех на Колыме и Марково на Чукотке.
Строили организации ГВФ, наркомата обороны и Дальстроя НКВД. Помогали местные власти.
В Киренске аэродром строили вручную, с лопатами и кирками, гравий для полосы возили на лошадях, трамбовали колотушками.
В Сеймчане полосу делали грунтово-гравийную. Там работали тракторы ЧТЗ-60, арендованные у Дальстроя. Затрудняли строительство сложное геологическое строение, вечная мерзлота. Тут много труда и энергии вложил начальник строительства М. В. Самохвалов. Аэродром сооружали на берегу реки Сеймчан, неподалеку от впадения ее в Колыму — регулярное пароходное движение, хороший водный путь завоза грузов. Зимой с Магаданом связывали автогужевые дороги Дальстроя.
Большие сложности были при строительстве аэродрома Уэлькаль на берегу залива Креста (ныне Анадырский залив) Берингова моря. На прибрежной косе укладывали деревянные бруски, образующие клеточный каркас, и заполняли клетки мелким гравием, смешанным с глиной и песком. (Эта необычная взлетно-посадочная полоса действовала до 1962 года). Из Владивостока привезли на баржах лес и гвозди. Гвозди удалось выгрузить на берег, лес вылавливали из ледяной воды. Вручную пилили плахи. Весь поселочек в голой тундре состоял из наспех сколоченной столовой, нескольких яранг системы инженера Свинина (стены фанерные, обваленные землей и обложенные снежными кирпичами, кровля из толя), металлического бочкообразного помещения, приспособленного для жилья, и хозпостроек. Было еще два дома. Один недостроенный, в котором размещалось управление аэропорта, второй в виде фанзы,— для вольнонаемных. Спать приходилось на нарах, в два ряда, на оленьих шкурах. Питались консервами, концентратами, сухими овощами.
С весны 1942 года полетели самолеты со строителями и грузами. Одним из первых летчиков, пролетевших по трассе, считается командир самолета Ли-2 П. Т. Комаров, который в апреле перебрасывал строителей и первых радистов с радиоаппаратурой на строящиеся Алданский, Берелехский и Сеймчанский аэродромы.
В Оймякон и Марково, где аэродромов еще не было, летали на самолете Р-5 летчик Фомиченко со штурманом Калиниченко и бортмехаником Скабуном. 8 мая 1942 года они впервые совершили посадку в районе Уэлькаля, где чукчи первый раз в жизни увидели самолет на земле.
Совершенно не хватало техники. К осени 1942 года на всей трассе было в сильно изношенном состоянии 9 тракторов, 17 грузовых автомашин, 14 бензозаправщиков и бензоцистерн и 10 водо-маслозаправщиков. Приходилось арендовать технику у Дальстроя НКВД, Якуттранса и местных МТС.
К ноябрю 1943 года вступили в строй пять новых аэродромов:
Нижнеилимск в Иркутской области, Витим, Теплый Ключ (Хандыга) в Якутии, Омолон (Кегали) на Колыме и Анадырь на побережье Берингова пролива. Значительно сократились расстояния полетов, улучшились условия их безопасности.
Формировались обходные направления отдельных участков. Первое, южное — от Киренска до Оймякона через Бодайбо, Алдан, Усть-Маю. Второе, зимнее: Оймякон — Марково через Зырянку. Третье: Якутск — Зырянка. И четвертое вспомогательное направление: Усть-Мая — Марково через Магадан. Начали строить новую обходную авиатрассу Магадан — Киренск (зимой в этих районах значительно теплее).
В ноябре 1943 года комиссия ГУ ГВФ, проверяя строительство аэродромов, нашла недостатки по качеству, бесхозяйственность, отметила слабый контроль. Приказом ГУ ГВФ от 2 декабря 1943 года начальник строительства ВТКУ Д.Е. Чусов, награжденный за свою работу по созданию трассы орденом Красной Звезды, был временно, до окончания следствия, отстранен от должности. (В феврале 1944 года он стал начальником авиационной электро-радиомонтажной базы № 408 ГВФ в Москве, которой и руководил до выхода на пенсию в 1958 году в звании полковника административной службы гражданской авиации).
Этим же приказом начальника ГУ ГВФ было предусмотрено организовать зимой 1943 — 1944 годов на реке Анадырь заготовку строевого леса для полного обеспечения лесоматериалами строительства новых аэропортов на Чукотке.
Начальник воздушной трассы Красноярск — Уэлькаль генерал-майор авиации И.С. Семенов 22 июля 1943 года подписал приказ о сформировании управления аэропортов 1 класса, начальники которых приравнивались к командирам полков. Уэлькаль — 26 человек, начальник майор Д.П. Роженец. Аэропорт Сеймчан возглавлял полковник С.В. Скоробогатов, Якутский — полковник В. И. Иванов, начальником аэропорта Киренск был полковник А.Е. Подольский.
Штаты военного времени аэропортов 1 класса ВТКУ утвердил 15 июля 1943 года начальник Генштаба маршал Василевский. Личный состав: военнослужащих 100 человек, вольнонаемных — 127; материальная часть: автомашин легковых — 2, грузовых — 6, специальных — 12, тракторов — 4.
Бывший замполит аэропорта Уэлькаль М. О. Мякишев, ныне проживающий в Красноярске, вспоминает плохую погоду, частые туманы: взлетно-посадочная полоса постоянно закрывалась, зимой подолгу чистили ее от снега.
Аэропорт Сеймчан, окруженный со всех сторон красивыми горами Эрол в голубоватой дымке, зимой утопал в снегу, полосу беспрерывно чистили, по бокам ее высились огромные сугробы — Эрол в миниатюре. Морозы достигали 50 градусов. Начальник ГУ ГВФ Астахов с начальником трассы Мазуруком в докладной записке Микояну от 28 марта 1943 года отмечали: "Сеймчан — одна из самых холодных точек на трассе, в этом пункте зимой происходят наибольшие задержки в перегонке самолетов из-за неисправности материальной части по причине низких температур". Они просили обязать Дальстрой НКВД построить в Сеймчане теплый ангар и мастерские.
В Сеймчанском, Якутском и Киренском аэропортах взлетно-посадочные полосы покрыли гудроном.
Красноярский аэропорт имел две бетонные ВПП 1000 на 80 метров, четыре ангара, служебные здания, техсклад, гараж, водомаслогрейку, жилые дома, был обеспечен средствами механизации. Этот аэродром ВВС принимал американские самолеты от перегонщиков с помощью своего батальона аэродромного обслуживания. Приказом командующего ВВС Сибирского военного округа генерал-майора авиации Шелурина от 25 ноября 1942 года прием американских самолетов с имуществом был возложен на командира 45-го запасного авиаполка майора Власова.
Управление трассы здесь своей базы не имело, были только служебное здание ГВФ, хозпостройки, пеленгатор и метеостанция. 25 августа 1943 года начальник ВТКУ генерал-майор Семенов подписал приказ: "На основании приказа начальника ГУ ГВФ... считать принятым в состав ВТКУ Красноярский аэропорт 1 класса с личным составом: начальник подполковник Пилипенко А.Е., начальник АНС* штурман майор Кобельков Н.А., замполит майор Каданцев М.И.... всего 23 человека".
В Красноярском аэропорту базировалась эвакуированная сюда в начале войны Харьковская военная авиационная школа, готовившая младших авиаспециалистов. Как записано в отчете по эксплуатации аэродромов ВТКУ за 1944 год, Красноярский аэродром находится в эксплуатации совместно с ХВАШ. Имеется аэродромная рота — 60 бойцов, 10 бортовых машин, 14 тракторов. Житель Красноярска А. Я. Ханжин вспоминает, как в 1943 году, будучи 15-летним парнишкой, работал в авиамастерских этой школы:
— Ремонтировали пригнанные "Бостоны" и "Аэрокобры", доводили, готовили к отправке на фронт. Скажем, подломилась стойка переднего колеса — делаем металлические накладки. Красили самолеты и отправляли на фронт.
Истребители со снятыми крыльями везли по железной дороге, бомбардировщики и "Дугласы" летели своим ходом.
Техническому составу на трассе особенно туго приходилось зимой. Все работы — на открытом воздухе, в сильные морозы и ветры, ночью при свете прожекторов или с карманным фонариком. Инженеры и техники умудрялись с помощью простейших приспособлений ремонтировать и готовить к полетам самолеты. Моторы нередко приходилось запускать по старинке — резиновыми амортизаторами с помощью лошади. В дело шло все — от примусов до пустых бочек. Разогревали моторы железными печками, которые топили дровами по два-три часа и больше. Эту печку сконструировал заместитель комдива по летной службе подполковник Василий Фокин, ее на трасе назвали — печь ФОК-2.
Из отчетного доклада о работе дивизии за 1944 год: "Техсостав в обстановке низких температур, до минус 50 градусов, при отсутствии специального обмундирования, приспособленного к северным условиям (выделено мной — В.Я.) высоко квалифицированно готовит матчасть самолетов к полетам".
"Фронтовые 100 грамм" не спасли положение. Еще 15 ноября 1942 года "в связи с наступившими холодами" в норму продовольственного пайка летно-подъемного и эксплуатационного состава трассы ввели 100 граммов водки в сутки на человека.
Как и везде, весьма распространенным преступлением на трассе были хищения, притом наибольшим спросом пользовался спирт. Надо думать, как средство обогрева.
Но были и хищения другого имущества с перегоночных самолетов.
Работали специальные комиссии, издавались грозные приказы: "Это позорное явление — расхищение имущества с боевых самолетов, предназначенных фронту..." Однако в документах военного трибунала трассы мне не встретились материалы по рассмотрению дел о хищениях при воздушных перевозках.
Немного получше стало со средствами механизации. В докладе от 25 февраля 1944 года о строительстве ВТКУ командующему АДД Голованову начальник магистрали Авсеевич писал: "В навигацию 1943 года из закупленных НКВТ в США на трассу прибыли: 18 снегоочистителей (из них 2 переданы Дальстрою для расчистки дорог по путям подвоза грузов в аэропорты), 16 тракторов, 25 бензомаслозаправщиков, 10 грузовых автомашин (из них 2 переданы Дальстрою взамен на 2 маслозаправщика), 6 грейдеров. Этого с трудом может хватить для выполнения плана перегонки — 200 самолетов в месяц".
По постановлению ГКО № 5888 от 12 мая 1944 года началось строительство двух новых аэродромов — Чаплине на берегу Берингова пролива и Танюрер на Чукотке. Было предусмотрено также дооборудовать действующие аэропорты эксплуатационными зданиями (к концу 1944 года их построили 85) и радиосредствами.
С помощью импортного оборудования создавали систему всестороннего радиообслуживания трассы. В конце 1943 года начало поступать закупленное Наркомвнешторгом в США радиооборудование. В 1944 году на трассе установили 25 передатчиков, 5 приемных радиоцентров, 11 радиопеленгаторов, 2 мощные (10 мегаватт) радиостанции в Якутске и Сеймчане.
Строительные работы велись одновременно на 15 аэродромах.
В Танюрере и Марково взлетно-посадочные полосы покрыли металлическими гофрированными листами, закупленными в США. Там их выпускали для полевых аэродромов. Для Марково (начальник аэропорта Г. Я. Ганшин) эти листы завезли на пароходе в морской порт Анадырь, перегрузили на самоходные баржи и повезли вверх по реке Анадырь, за 800 километров. Баржи провел местный чукча Артамон, хорошо знавший реку, все ее мели и перекаты.
К концу 1944 года ввели четыре новых аэродрома: Танюрер, Чаплине, а также Учур и Экимчан — по направлению к Хабаровску. Уже готовили новые авиалинии на Дальний Восток — в ожидании военных действий с Японией. Развернулось строительство воздушной трассы Якутск — Хабаровск.
К началу 1945 года на трассе действовало 20 аэродромов.

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#3 Сообщение Mikle » 23 мар 2010, 02:09

два вопроса. 1. на чём лететь хотите? 2. на какие средства?
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Avtomike
SAONовец со стажем
Сообщения: 827
Зарегистрирован: 30 июн 2008, 13:38
Member of AOPA: Yes
Откуда: Хабаровск

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#4 Сообщение Avtomike » 23 мар 2010, 02:14

Хороший проект.
Хочу помочь в меру сил, если интересы организаторов будут связаны с Хабаровском.

Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#5 Сообщение Andrey Ivanov » 23 мар 2010, 02:15

На сегодня пока один борт - Ан-2. Заявки на участие принимаются!
В такой перелёт можно ввязываться либо на амфибии типа Л-42, либо Ан-2 (из частных ВС).
Средства - вопрос открытый. Заявки на спонсорство тоже принимаются! :D
Но как показывает практика - когда есть мечта и огромное желание, средства находятся!

Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#6 Сообщение Andrey Ivanov » 23 мар 2010, 02:16

Avtomike писал(а):Хороший проект.
Хочу помочь в меру сил, если интересы организаторов будут связаны с Хабаровском.
Спасибо! Без помощи в Регионах нам не осилить этот перелёт!

Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#7 Сообщение Andrey Ivanov » 23 мар 2010, 02:21

Очень интересная страничка по истории трассы Алсиб (Аляска-Сибирь): http://statehistory.ru/659/Lend-liz--Is ... ka-Sibir-/

Misha
R.I.P.
Сообщения: 9742
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 08:59
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#8 Сообщение Misha » 23 мар 2010, 09:01

Andrey Ivanov писал(а): Средства - вопрос открытый. Заявки на спонсорство тоже принимаются! :D
Но как показывает практика - когда есть мечта и огромное желание, средства находятся!
Для справки - Квентин Смит мне говорил, что бюджет его перелета с Северного полюса на Южный на вертолете R44 составил около полутора миллионов долларов. Понимаю, что самолетом должно быть дешевле, но тем не менее...
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий - ты неизбежно провалишься на уровень своей натренированности (с)

Аватара пользователя
lt.ak
Не Гуру
Сообщения: 6573
Зарегистрирован: 19 авг 2008, 02:29

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#9 Сообщение lt.ak » 23 мар 2010, 09:08

Misha писал(а):...
Для справки - Квентин Смит мне говорил, что бюджет его перелета с Северного полюса на Южный на вертолете R44 составил около полутора миллионов долларов. Понимаю, что самолетом должно быть дешевле, но тем не менее...
но если я не ошибаюсь это заняло три года и они потеряли (утопили) один вертолёт ...
AIM 4-1-9 (g)(1) ... "Traffic in the area, please advise" is not a recognized Self-Announce Position and/or Intention phrase and should not be used under any condition.

Failure to comply with this warning will result in future warnings.

Mikle
Гуру
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 23:35
Member of AOPA: No
Откуда: Питер - Canada
Контактная информация:

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#10 Сообщение Mikle » 23 мар 2010, 15:00

Andrey Ivanov писал(а):Средства - вопрос открытый. Заявки на спонсорство тоже принимаются! :D
Но как показывает практика - когда есть мечта и огромное желание, средства находятся!
я не спроста спросил. лично я был "участником" двух успешно проваленных из-за отсутствия средств кругосветных перелётов.
You can get much farther with a kind word and a gun than you can with a kind word alone.
(c) Al Capone

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#11 Сообщение vova_k » 23 мар 2010, 15:21

На мой взгляд, пока не будет четко понятен источник финансирования, напрягаться далее картинки на компьютере не стоит...

Andrey Ivanov
Гуру
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 14:01
Member of AOPA: Yes
Откуда: Москва, аэродром Тушино
Контактная информация:

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#12 Сообщение Andrey Ivanov » 23 мар 2010, 15:49

На сегодня финансирование перелёта планируется из средств участников перелёта!
Давайте флуд на тему - "был бы у меня мешок денег, я бы принял участие в перелёте или его обсуждении" не разводить!
Целью данной ветки на форуме НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬ СОБРАТЬ ДЕНЕГ!

Цель данной ветки:
1. Привлечь желающих принять участие на своих ВС. Как на весь перелёт, так и на его любой участок!
2. Понять ситуацию по аэродромам по маршруту. (какие живы, кто сможет встретить участников перелёта)
3. Понять и проработать маршрут сейчас, а не в воздухе.

Аватара пользователя
Александр E - Cessna
Гуру
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 15:41
Member of AOPA: Yes
Откуда: Cessna Aircraft & Bell Helicopter
Контактная информация:

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#13 Сообщение Александр E - Cessna » 23 мар 2010, 16:04

Извините, выскажусь тоже.
В прошлом месяце с Яном и Лодочником обсуждали варианты перелётов. Только не кругосветных, а хотя бы коротких по России и ближнему зарубежью. Мыслей много было разных. В том числе и по частичному финансированию и привязке к датам и т.п. Если интересно, давайте продолжим.

VK68
PA23 Aztec; R44
Сообщения: 3705
Зарегистрирован: 29 мар 2008, 21:09
Member of AOPA: Yes

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#14 Сообщение VK68 » 23 мар 2010, 16:16

На вскидку
30.000 км. 200 часов. 30.000 л. топлива. 600л масла. 60 дней. Масло, топливо, расходники- 1100.000р.
Деньги не проблема, проблема- погода, сроки, пересечение границы.
Бюджет на все 100т.уе.

Аватара пользователя
vova_k
Почетный SAONовец
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: 16 окт 2007, 16:21

Re: Кругосветка через Алсиб (проекты РАОПА)

#15 Сообщение vova_k » 23 мар 2010, 16:43

Нанимается контора, которая делает все разрешения, и никаких проблем. Только смысл, если за тебя все сделают...

Ответить

Вернуться в «Куда летим?»